Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:23, реферат
Соотношение политики и морали – это проблема, которая вызывала и вызывает многочисленные дискуссии с древних времен по настоящее время. Обсуждение этой темы имеет весьма солидную традицию. Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют и общие черты, и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека - с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей - с другой стороны.
Соотношение
политики и морали.
Соотношение политики и морали – это проблема, которая вызывала и вызывает многочисленные дискуссии с древних времен по настоящее время. Обсуждение этой темы имеет весьма солидную традицию. Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют и общие черты, и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека - с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей - с другой стороны.
К общим чертам можно отнести:
1.
Мораль и политика относятся
к наиболее ранним социальным
регуляторам общественной
2.
Мораль и политика – это
нормативные регуляторы
Однако нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации:
1.
Сфера нравственных отношений
– это в основном взаимосвязь
между отдельными личностями, требованиями
к индивиду со стороны
2.
Мораль и политика различаются
механизмом воздействия на
Правда,
в реальной практике их взаимоотношения
намного сложнее и
Однако чаще всего в истории встречались две крайности. Первая, когда политика на основе глобальных и часто утопических целей полностью подчиняла себе нравственные нормы и ценности. При этом потребности конкретного человека приносились в жертву интересам общества, класса, партии (например, СССР после Октябрьской революции 1917г.).
Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали. Ориентируясь на вечные ценности, мораль снижает эффективность и результативность политических решений. Ведь всякий раз при принятии решений лидерам, элитам приходится соизмерять их с нравственными нормами общества.
Однако в политике выполнить данное требование сложно, поскольку власть открывает перед человеком широкие возможности реализации собственного "Я" путем подчинения миллионов других "Я". Устоять перед соблазном получения благ за счет других, от искушения богатством, славой, привилегиями оказались способны немногие.
Традицию политического реализма в решении вопроса о соотношении морали и политики, целей и средств в политической деятельности развивал М. Вебер. Он полагал:
- особенность политики заключается в опоре на силу;
- "примирение" морали и насилия возможно путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и моральным принципам, но после принятия решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства;
- выбор между меньшим злом при решении конкретной проблемы и неукоснительным следованием собственным моральным принципам остается за политиком. Поэтому единого нравственного кодекса поведения в политике существовать не может;
- в конкретной ситуации модель поведения выбирает сам политик.
При
таком подходе общество оказывается
заложником "чистоты" помыслов политика,
но полностью полагаться на это, как
показывает исторический опыт, не следует.
В современном мире центральными направлениями институализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.
Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.
В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой моральности и ответственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она подобно вышедшей из-под контроля людей технике и науке, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты.