Соотношение легитимности и эффективности власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

В данной работе я рассмотрю сущность власти и ее структуру. Постараюсь дать наиболее полное определение понятию «власть». Рассмотрю особенности политической власти, ее формы и функции.
А так же рассмотрю соотношение легитимности и эффективности власти.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………..2
2. Сущность и содержание власти. Структура власти ………………....3-10
3. Механизм осуществления политической власти …………………....11-13
4.Соотношение легитимности и эффективности власти……………….14-15
5.Заключение……………………………………………………………...16
6.Используемая литература ……………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Тема по политологии 2.docx

— 38.26 Кб (Скачать)

По  способам взаимодействия субъекта и объекта  власти выделяют власть:

тоталитарную (стремление к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества). Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ в., Это фашистские страны, социалистические страны периодов “культа личности”;

авторитарную (неограниченная власть одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан). В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не уникальность и встречаются во многих странах - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае;

либеральную (общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства). Примеры: Аргентина и Бразилия;

демократическую (народ является единственно легитимным источником власти) Демократический  режим существует во многих странах, к примеру в США, Великобритании, Франции, Германии, стране восходящего солнца, во многих странах Европы.

В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:

  • полиархия (власть многих). Пример: Коста-Рика, где избранные народом правительства действовали, начиная с 1889 г., за исключением тех двух коротких периодов, когда их приводили к власти военные;
  • олигархия (власть финансистов и промышленников);
  • плутократия (власть богатой верхушки). Режим плутократии сложился после образования РФ в середине девяностых годов;
  • теократия (власть духовенства). Последним примером теократии в ее классическом понимании было государство талибов в Афганистане;
  • партократия (власть партии). Примеры: СССР, страны соцлагеря прошлого века, КНДР, Куба, частично Китай сегодня;
  • охлократия (власть толпы). Яркий пример происходящее в Кыргызстане перевороты. Этот пример очень актуален для республики. Есть и такие примеры как Турция, Австро-Венгрия и в значительной степени Россия. Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологи" http://kulturoznanie.ru/politology/vidy-vlasti-osobennosti-politicheskoj-vlasti-razlichie-politicheskoj-i-gosudarstvennoj-vlasti/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Механизм  осуществления политической власти 

Историческое  понятие «власть» связно с административным управлением древнегреческих городов-государств. Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в понятии «политическая власть».

Можно определить политическую власть как способность  и возможность принимать и  приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие  на действия и поведение субъектов  политики.

Политическая  власть - это право, возможность и способность проводить свои взгляды, выраженные в политике, навязывать их другим социальным общностям, индивидам.

Политическая  власть занимает особое место в структуре  власти. Оно обусловлено рядом  существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти.

К особенностям политической власти относятся  следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность ее решений  для всякой иной власти. Политическая  власть может ограничить влияние  мощных корпораций, СМИ и других  учреждений или же вовсе ликвидировать  их;

2) публичность,  т.е. всеобщность и безличность.  Это означает, что политическая  власть обращается от имени  всего общества ко всем гражданам  с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночно-демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие  ресурсов. Политическая власть, и  особенно государство, использует  не только принуждение, но и  экономические, социальные и культурно-информационные  ресурсы;

5) легальность  в использовании силы, принуждения  в отношении граждан. 

Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет  верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что  политическая власть устанавливает  и определяет политические нормы  и законы конкретного общества, которые  регулируют и упорядочивают экономические  и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным  правом на применение насилия. С 110. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаев, А. Е. Хренова - СПб.: Питер, 2010.

Политическая  власть выполняет  ряд важнейших  функций в обществе:

- определяет  основные цели развития общества  и осуществляет выбор альтернатив  общественного развития;

- обеспечивает  интеграцию общества, сохранение  порядка и целостности;

- регулирует  возникающие в обществе социальные  конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

- осуществляет  обязательное для всех распределение  наиболее дефицитных ценностей  и благ, т.е. определяет порядок  доступа к наиболее важным  в обществе ресурсам.

Политическая  власть подразделяется на государственную и общественную.

Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а так же юридической базой. (Россия, США)

Общественная  власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. (Италия, Франция)

Политическая  власть существует в  двух основных формах:

1) официальная,  легальная власть с формализованной  структурой

2) неформальная, неофициальная и нелегализованная власть - власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный характер С 106. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008. .

Механизм осуществления  политической власти имеет довольно сложную структуру. Первичным субъектом  власти является народ, реализуя часть  властных функций непосредственно, другую часть из них передает своему официальному представителю - государству. Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется распределение  властей. Разделение властей реализуется  в двух плоскостях: по горизонтали  и по вертикали.

Разделение властей  по вертикали представляет собой  разделение властных полномочий между  субъектами государственного управления различного уровня.

Разделение властей  по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между  тремя властными органами - законодательной, исполнительной и судебной С 113-116. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Соотношение легитимности и эффективности  власти 

Легитимность  власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным - с позиций норм нравственности, но и инструментальным - оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего наиболее влиятельных слоев - элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Легитимность  и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность. Многие авторитарные режимы, первоначально  страдающие дефицитом легитимности, впоследствии в значительной мере приобрели  ее благодаря успешной экономической  политике, укреплению общественного  порядка и повышению благосостояния населения.

Однако достичь  эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое  число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий  особенно остро он проявлялся в форме  политической нестабильности, частых государственных переворотов в "третьем  мире". В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам. Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально - правовым способам легитимации. Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти, возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

Политическая  власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Изучив материал по всей данной теме, можно обобщить его и сделать следующие выводы: 
 
 
 
 

1. Категория  власти является центральным  понятием политической науки.  Обобщая различные подходы к  выявлению ее сущности, можно  определить власть как один  из важнейших видов социального  взаимодействия, специфическое отношение,  по крайней мере, между двумя  субъектами, один из которых подчиняется  распоряжениям другого, в результате  этого подчинения властвующий  субъект реализует свою волю  и интересы.

2. Структура  власти выглядит следующим образом:  субъект, объект власти, источники,  основания и ресурсы власти. Власть выполняет в обществе определенные функции: господства, руководства, регуляции, контроля, управления, координации, организации и мобилизации.

3. Механизм власти  имеет сложную иерархическую  структуру, представленную разделением  властей по горизонтали (законодательная,  исполнительная и судебная власть) и вертикали (центральная, региональная  и местная власть).

4. Эффективность  власти является одной из ее  наиболее важных характеристик,  которая показывает степень выполнения  ею своих задач и функций.  Сама эффективность во многом  зависит от легитимности власти, которая в свою очередь определяется  взаимоотношениями между управляющими  и управляемыми по поводу происхождения,  использования и подчинения власти. В отличие от легитимности, которая  является феноменом политическим, легальность масти - юридический  феномен: она устанавливается  и гарантируется властью, носит  исключительно рациональный характер. 
 

Используемая  литература 

1. Горелов А.А.  Политология в вопросах и ответах:  учебное пособие / А.А. Горелов.  -М.: Эксмо, 2009. -256 с.

2. Дегтярев А.А.  Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Высш. шк., 2007. - 239 с.

3. Краткий курс  лекций по политологии / Разработано  кафедрой «социально-политических  наук». - Самара.: СГЭУ, 2007. - 244 с.

4. Политология:  Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2008. - 588с.

5. Политология:  Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.

Информация о работе Соотношение легитимности и эффективности власти