Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:33, контрольная работа
Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы , как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждятся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Введение.
I. Социальная политика современного государства.
1) государственная политика занятости и ее эффективность.
2) обеспечение занятости на начальном этапе становления рынка. 3) социальная защита населения - суть и пути достижения.
II. Выплаты по социальной защите населению.
III. Стратегия и методы функционирования социально ориентированной экономики в современном обществе.
Заключение.
Список используемой литературы.
Неверно считать
безработицу непременным
Социальная защита населения - суть и пути
достижения.
Суть и пути достижения. С переходом к планово-рыночной экономике будет значительно возрастать армия безработных, ухудшаться уверенность в завтрашнем дне и т. д. Это требует от государства проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятий.
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.
Основными принципами
проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения
разных форм компенсации при повышении
цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение
политики социального
5) развитие образования,
охрана здоровья, окружающей среды
в основном за счет
6) проведение
активной политики, направленной
на обеспечение квалификации. Проблема
социальной защиты населения
по разному решается в рамках
той или иной социально-
Для обеспечения такой защиты государство должно прежде всего в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные организации. В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается 7, 5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты работника. Средства из этих фондов направляются специальными советами, в которые входят представители трудящихся и предпринимателей.
Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.
Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед потерей работы. Во Франции таким условием является работа в течение 150 дней за год и 91 день страхования. В Великобритании берется во внимание только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть 26.
Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы хотят на эти меры около 30 млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств.
К концу 90-х годов в США пройдут переквалификацию или будут обучаться около 50 млн. чел. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т. д. В время экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т. д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн. эммигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие образовали 7 млн. таких мест. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах.
В Украине законодательную основу программ защиты населения при переходе к социально ориентированной рыночной экономике заложено в законе Украине “О занятости” и Государственной программе занятости. В этой программе предусмотрено комплекс мер, направленных на сохранение высокого уровня занятости, усовершенствования его структуры и поддержки рынка (с этой целью будет постепенно формироваться жилищный рынок, усовершенствоваться инфраструктура рынка труда, будет усиливаться мобильность рабочей силы и др. ), смену структуры рабочих мест за счет высвобождения части работников из неперспективных в перспективные отрасли и увеличение занятости в сфере нематериального воспроизводства, повышение общеобразовательного, квалифицированного уровня рабочей силы. Более конкретно ставится задача создания дополнительных рабочих мест в западных областях Украины (где существует излишек рабочей силы), формирование госзаказа на проведение общественных работ с целью улучшения окружающей среды, развития сети дорог и создание социальной инфраструктуры населенных пунктов; обеспечение профессиональной подготовки и переквалификации рабочей силы; обеспечение занятости тем гражданам, которым необходима социальная защита (молодежь, инвалиды и др. ); формирование инфраструктуры рынка рабочей силы (оснащение соответствующей техникой центров занятости, образования информационно-справочной системы занятости населения и т. д. ). Одним из элементов социальной защиты населения при планово-рыночной экономике является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования, отпусков и т. д.
При установлении
минимального уровня заработной платы
в документах МОП рекомендуется
учитывать потребности
За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др. ). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.
Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот показатель сегодня составляет 4. 5 дол. в час. Отдельный минимум устанавливается для молодежи. В Украине с 1. 01. 1993 г. минимальный размер заработной платы составлял 4600 крб. Таким же был размер минимальной пенсии. Но если в США минимальный уровень заработной платы установлен из расчета, чтобы потребление мяса в год на душу населения составляло 80 кг, то в Украине на минимальную заработную плату можно было приобрести только около 50 кг мяса в год, но денег на другие товары и услуги уже не оставалось. Международная организация продовольствия рекомендует 33 кг мяса в год, но такое количество этого продукта потребляется только в слаборазвитых странах.
Наиболее общими критериями бедности являются безработица и инфляция, уровень которых характеризуют степень бедности. Суммарная величина этих показателей в США называется “индексом убогости”. Так, если индекс безработицы составляет 2%, а индекс инфляции - 1000%, то “индекс убогости”- 1002%.
Основным критерием бедности является уровень доходов, который приходится на одного человека. Общим критерием бедности является структура потребления семей, например, доля затрат на еду. В США, например, к числу бедных в конце 80-х годов относились те семьи, которые тратили ан потребление третью часть семейного бюджета. В России в 1992 году затраты на еду в доходах большинства семей составляли около 75%. В Украине ситуация еще более неблагоприятная. Общий уровень бедности в той или иной стане определяется показателем доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет и старше. Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального минимума. Первый показывает удовлетворение только главных физиологических потребностей и основных услуг.
Другой, кроме этого, включает минимальные духовные и социальные запросы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в состав такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех - 639, а из четырех 652. потребительская корзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В 1988 г. уровень прожиточного минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составил 69%.
В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум городской семьи из четырех человек составил 32. 6 тыс форинтов (или приблизительно 400 дол. ). В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного минимума берется показатель социального прожиточного минимума, в России, Казахстане физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050 ккал. и 2525 ккал. для трудоспособных женщин.
Правительство Украины методику расчета потребительской корзины до сих пор не обнародовало.
С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий бедности Важным элементом программы социальной защиты населения является регулирование заработной платы зависимо от сферы деятельности и профессии, формы собственности. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе. Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в госаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США и др. странах Запада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном, но для работников и служащих первого существует значительно большая гарантия занятости, более высокие социальные выплаты и т. д...
Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных договоров и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного питания и др. В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется при посредничестве государства и засвидетельствуется Министерством труда. Это выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного соглашения забастовка считается незаконным средством решения трудовых споров.
В Украине и
профсоюзами был составлен
Чрезвычайно важным
звеном системы социальной защиты населения
является индексация денежных доходов
соответственно к уровню цен. Она применяется
во всех развитых странах. В отдельных
странах некоторые профсоюзы добивались
полной компенсации роста цен. В Украине
такая компенсация является очень незначительной,
что ставит большую часть населения за
черту выживания.
Выплаты по социальной защите - тоже доход?
Доходы трудящихся
не исчерпываются названными выше источниками.
Во всякой рыночной экономике существует
и система компенсационных
Информация о работе Социальное государства в современной политической практике