Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:50, реферат
Социальная защита населения является неотъемлемой функцией любого ориентированного государства. Страны бывшего социалистического лагеря, включая СССР, имели соответствующую тогдашнему общественно-экономическому строю систему социальной защиты. Реформирование экономики в этих странах, в том числе и в Казахстане, на основе либерализации всех сторон общественной жизни привело к обострению ситуации в социальной сфере и, прежде всего, по линии социальной защиты населения.
Социальная защита
населения является неотъемлемой функцией
любого ориентированного государства.
Страны бывшего социалистического
лагеря, включая СССР, имели соответствующую
тогдашнему общественно-экономическому
строю систему социальной защиты.
Реформирование экономики в этих
странах, в том числе и в
Казахстане, на основе либерализации
всех сторон общественной жизни привело
к обострению ситуации в социальной
сфере и, прежде всего, по линии социальной
защиты населения.
Система социальной защиты поддерживает
социальную стабильность в обществе, способствует
сохранению его устойчивости в периоды
ускоренного развития или трансформации
от одной системы к другой. Вместе с тем
как западные, так и восточные страны,
включая индустриально развитые, имеют
разные системы государственного социального
обеспечения. что обусловлено существующими
национальными традициями, а также и спецификой
развития самих систем?) Так, расходы на
государственное социальное обеспечение
в одних странах составляют менее 15 % ВВП,
а в других более 30 %.\Объем социального
обеспечения в решающей степени зависит
от эффективности экономики страны. В
экономически слабых странах система
социальной защиты в состоянии обеспечить
лишь относительно низкий уровень социальных
гарантий. С ростом экономики становится
возможным расширить и систему государственного
социального обеспечения в трех направлениях:
расширение сферы социального обеспечения;
расширение состава социально защищенных
групп; увеличение количества и повышение
уровня услуг социального обеспечения.
По уровню гарантий, предоставляемых населению,
все системы социальной защиты, существующие
в развитых странах мира можно разбить
на три группы: скандинавская, немецкая
и английская.
Скандинавская система, существующая
в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, придерживается
принципов: все проживающие в стране имеют
право на социальное обеспечение; все
работающие имеют право на льготы, зависящие
от заработка. Государство в качестве
своей главной политической задачи выдвигает
полную занятость и берет на себя за это
ответственность.
Основным принцип системы Бисмарка является
предоставление возможности членам общества
заработать средства, необходимые для
обеспечения достойной жизни в настоящем
и благополучия в будущем. Государства,
относящиеся к этой системе (Германия,
Франция, Греция), главной политической
задачей ставят защиту доходов при возложении
ответственности за возможность иметь
работу на работника.
Система Бевериджа, распространенная
в Англии и Ирландии, исходит из принципов:
каждый гражданин должен быть охвачен
социальным страховым пособием или социальной
помощью в критических случаях (болезнь,
пенсионный возраст, смерть, роды и т.д.).
Главной задачей, за которую несет ответственность
государство, является защита минимальных
доходов.
Если рассматривать трансформацию систем
социального обеспечения в странах СНГ,
то можно сказать, что они движутся от
Скандинавской системы к системе Бевериджа.
В нашей республике в системе социальной
защиты можно выделить систему мер по
государственному социальному страхованию
и систему адресной социальной поддержки
социально уязвимых слоев населения.
Пенсионное обеспечение занимает особое
место в государственной системе социальной
защиты населения.
До 1 января 1998 года действовала система
пенсионного обеспечения, реализуемая
по правилам распределительной системы,
основанной на строго централизованной
плановой экономике с полной государственной
собственностью. В такой форме она не способна
далее существовать, в связи с чем начато
реформирование системы пенсионного обеспечения
в республике.
В настоящее время в республике пенсионным
обеспечением охвачено более 2,7 млн. пенсионеров,
в т.ч. свыше 420 тыс. инвалидов.
Пенсионная система, основанная на солидарности
поколений, в новых экономических условиях
потеряла свою эффективность, так как
предполагает финансирование ее как в
настоящее время, так и в перспективе за
счет субсидий из средств бюджета государства.
Недостатки существующей системы привели
к хроническим задержкам пенсионных выплат.
Возникающие трудности в пенсионном обеспечении
вызвали необходимость проведения реальных
мер по радикальному изменению действующей
пенсионной системы. В июне месяце 1997 г.
принят новый Закон Республики Казахстан
"О пенсионном обеспечении в Республике
Казахстан", с 1 января 1998 года он полностью
вступил в силу.
Закон в первую очередь предусматривает
реализацию одной из задач государства
— сохранить достигнутые права состоявшимся
пенсионерам и имеющим не менее 6-ти месяцев
трудового стажа на 1 января 1998 года, пенсионное
обеспечение которых будет осуществляться
из Государственного центра по выплате
пенсий.
Второе — это переход к системам накопления
пенсионных сбережений. В этих целях созданы
Государственный накопительный пенсионный
фонд и Негосударственные накопительные
пенсионные фоңды, в которые будут отчисляться
обязательные страховые взносы от доходов
каждого работающего гражданина республики.
Эти накопления им при достижении пенсионного
возраста будут выплачиваться в виде пенсии.
Третье — в новой системе законодательно
обеспечивается добровольное дополнительное
пенсионное обеспечение.
Новая пенсионная система предполагает,
что при выходе на пенсию плательщик пенсионных
взносов может накопить средства для своего
пенсионного обеспечения в размерах, значительно
превышающих сумму страховых взносов.
В 1998 году начала действовать в республике
новая система пенсионного обеспечения.
С этого времени начинается персонифицированный
учет страховых взносов и уровень пенсии
в перспективе будет напрямую зависеть
от вкладов работников через пенсионные
накопления. Но лишь к 2030 году количество
лиц, получающих пенсию из Государственного
Центра по выплате пенсий, значительно
уменьшится.
Система социальной защиты населения
предполагает защиту населения в случае
потери трудоспособности на период болезни.
Для финансирования этой программы формируется
Фонд социального страхования за счет
начислений на заработную плату. Отчисления
производит работодатель в размере 1,5
% от фонда заработной платы. Фонд дефицитен,
и вся система государственного социального
страхования на случай потери трудоспособности
на период болезни нуждается в коренном
реформировании. Значительная часть медицинских
услуг финансируется за счет Фонда обязательного
медицинского страхования, отчисления
в него делаются работодателем в размере
3 % от фонда заработной платы.
Одним из видов социальной защиты является
государственное социальное страхование
от безработицы. Отчисления в Фонд занятости
производятся работодателем в размере
2 % от фонда заработной платы.
На 1.11.97 года на учете в службах занятости
состояло свыше 268 тыс. безработных, из
которых около 70 % были охвачены различными
видами социальной защиты, в том числе
пособие по безработице получали 67 % безработных,
проходили профобучение 1,2 %, принимали
участие в общественных
работах 1,3 %.
Ситуация на рынке труда характеризуется
падением спроса на рабочую силу, дальнейшим
высвобождением работников, перерастанием
скрытой безработицы в явную.
Система социальной защиты трудоспособных
граждан, потерявших работу, также нуждается
в совершенствовании./ІЭто делается. Уже
разработан новый закон о занятости населения,
где сделана попытка привести все в соответствие
с изменившимся базисом.
Сегодня социальные проблемы в обществе,
связанные со сложным положением экономики
и ухудшением вследствие этого материального
положения, как основной массы работающих,
так и неработающих граждан усугубляются
наличием многих социальных законов, предоставляющих
многочисленные льготы различным категориям
граждан. Значительная часть льгот, связанная
с пенсионным обеспечением, отменена,
однако число оставшихся приближается
к 200.
За годы суверенитета было принято немало
социальных законов, справедливых по существу,
когда вспоминаешь проблемы Приаралья,
жертв политических репрессий, Семипалатинского
испытательного полигона, но совершенно
не обеспеченных финансами. Кроме того,
в республике много ведомственных льгот
для полных сил и здоровья трудоспособных
людей, т.е. по-советски розданы различного
рода льготы взамен достойной оплаты труда.
Остатки давления прошлого менталитета,
сформированного социалистическим государством
на основе патернализма и всеобщности
задач мешают осознать в полной мере необходимость
отказа от этих, во многом искусственно
порожденных льгот, финансирование которых
обеспечить в ближайшем будущем республика
не в состоянии.
В настоящее время в республике в соответствии
с Планом действий Правительства Республики
Казахстан по углублению реформ на 1996-1998
годы и развернутому Плану мероприятий
Правительства Республики Казахстан по
углублению реформ на 1998 год проводится
работа по поэтапной замене действующей
системы льгот компенсационными выплатами
и пересмотру законодательной базы по
предоставлению льгот отдельным категориям
граждан. В настоящее время в работе по
наведению порядка в части упорядочения
в предоставлении льгот и постепенной
замене натуральных льгот их денежным
эквивалентом с целью создания адекватной
рыночным отношениям системы социального
обеспечения уже имеются результаты.
Государством продолжает оказываться
помощь по традиционно устоявшимся направлениям:
помощь инвалидам (протезирование, сурдотифлотехника),
компенсация по экологическим законам,
реабилитированным и пострадавшим на
ЧАЭС, выплаты инвалидам и участникам
Великой Отечественной войны, финансируются
переселенческие мероприятия.
Учитывая, что понятие "социальная защита
населения" достаточно широкое, хотелось
бы затронуть более подробно проблемы,
касающиеся адресной социальной поддержки
малообеспеченных слоев населения.
В настоящее время вопросы социальной
поддержки именно нуждающихся слоев населения
являются одной из важных проблем.
Переход республики на рыночные отношения
сделал необходимым уход от всеобщего
благоденствия государственного распределителя.
Если раньше традиционно важными факторами
были дотации и контроль за ценами на основные
виды товаров и услуг и всему населению
практически полностью оплачивалась стоимость
жилищно-коммуналъных услуг, значительные
средства из бюджета расходовались на
общественный транспорт и дотацию на производство
хлебопродуктов, то теперь государство
полностью ликвидировало дотации и в вопросах
улучшения уровня жизни населения осуществляется
переход к мерам социальной защиты населения
с высокой степенью адресности. Социальная
помощь оказывается только тем, кто по
объективным причинам не может обеспечить
себя и свою семью.
Ввиду сложившегося менталитета подавляющего
большинства населения, привыкшего к тотальной
поддержке со стороны государства, переход
к адресной дифференцированной защите
малоимущих слоев населения происходит
достаточно сложно.
Для реализации основных направлений
социальной политики Республики Казахстан
в части адресной социальной поддержки
населения разработаны нормативно-правовые
документы, в которых определены конкретные
пути и механизмы оказания помощи.
Первым документом, регламентирующим
вопросы социальной поддержки населения,
было постановление правительства по
утверждению положения об оказании социальной
помощи семьям, имеющим детей.
Положение было принято в 1991 году, когда
в качестве компенсации в связи с ростом
цен и удорожанием продуктов питания и
детской одежды, семьям с несовершеннолетними
детьми стали выплачиваться семейные
пособия, которые выдавались на всех детей
без исключения, независимо от дохода
семьи. В 4 квартале 1992 года для уменьшения
расходования бюджетных средств были
установлены ограничения для получения
единых пособий и социальную поддержку
стали получать лишь те, кто действительно
в ней нуждался.
В дальнейшем финансовые сложности привели
к необходимости установления более жестких
условий для оказания материальной поддержки
семей, имеющих детей. С 1997 г. отменены
пособия одиноким матерям и пособия на
период розыска родителей, уклоняющихся
от уплаты алиментов. Теперь пособие на
детей назначается только в том случае,
если среднедушевой доход на каждого члена
семьи не превышает двукратный размер
расчетного показателя, принятого для
исчисления пенсий и иных социальных выплат.
Если ранее система социальной защиты
населения предусматривала оказание помощи
определенным группам населения, которые
считались социально уязвимыми, то в настоящее
время социальная поддержка именно нуждающихся
малообеспеченных слоев населения является
преобладающей.
В соответствии с Положением о порядке
оказания социальной помощи семьям, имеющим
детей, утвержденным Постановлением Правительства
Республики Казахстан № 382 от 21 марта 1997
г., определено пять видов пособия на детей,
это: - единое пособие семьям, имеющим детей
(ежемесячно 125 % от расчетного показателя
на детей до 3-х лет и 130 % на детей от 3-х
до 18 лет). Право на получение единого пособия
имеют семьи, среднемесячный среднедушевой
совокупный доход в которых не превышает
двух размеров расчетного показателя,
принятого для исчисления пенсий, пособий
и иных социальных выплат;
- неработающим матерям, имеющим четырех
и более детей до 7 лет (100 % от расчетного
показателя 645 ежемесячно);
- на детей военнослужащих срочной службы
(130 % от расчетного показателя ежемесячно);
- на детей, инфицированных вирусом приобретенного
иммунодефицита человека или больных
СПИДом (130 % от расчетного показателя ежемесячно);
- на детей-инвалидов с детства, воспитывающихся
и обучающихся на дому.
Каждый из перечисленных видов пособий
назначается и выплачивается независимо
от получения других видов пособий, предусмотренных
Положением.
Размеры пособий регламентируются Законом
Республики Казахстан "О республиканском
бюджете" в процентах от расчетного
показателя.
Единое пособие семьям, имеющим детей,
не назначается и не выплачивается на
период, когда в семье трудоспособный
отец ребенка не работает, не учится по
дневной форме обучения, не служит в армии
и не зарегистрирован в качестве безработного
в службе занятости.
Хотя изменения по оказанию помощи нуждающимся
делаются в части усиления ее адресности,
имеются принципиальные недостатки действующей
системы социальной защиты населения.
Назначение пособий семьям, имеющим детей,
производится комиссиями по назначению
пособий: работающим гражданам на предприятиях
и в организациях, неработающим — при
районных органах по труду и социальной
защите населения в размерах, устанавливаемых
Законом о республиканском бюджете на
соответствующий год.
Таким образом, в назначении пособий участвуют
более 225 тысяч организаций, что значительно
осложняет процесс контроля за правильностью
и законностью назначения пособий. Это
приводит к тому, что на ряде предприятий
нарушаются действующие постановления
правительства и назначение производится
семьям, не имеющим право на получение
пособий, т.е. занижаются суммы получаемых
доходов, неправильно определяется состав
семьи, не требуются необходимые документы,
принимаются фиктивные сведения.
Такая система назначения пособий влечет
за собой значительные суммы переплат
и незаконных выплат, тогда как из-за неэффективного
использования средств бюджета действительно
нуждающиеся, как правило, не получают
положенные им пособия.
Предложения по внесению изменений в действующее
положение о назначении пособий семьям,
имеющим детей, внесены в правительство.
В 1997 году единые пособия были назначены
около 1,2 млн. детей против 1,5 млн. в 1996 году.
В прошлом году были назначены пособия
804 неработающим матерям, имеющим четырех
и более детей до 7 лет против 370 в 1996 году,
413 детям военнослужащих срочной службы
(354 в 1996 г.), 1,8 тыс. детям-инвалидам с детства
(1,9 в 1996 г.). Общая сумма расходов на выплату
пособий составила в 1997 году 5004,5 млн. тенге
против 2314 млн. тенге в 1996 году.
В помощь семьям, имеющим детей-инвалидов,
Законом "О социальной защищенности
инвалидов в Республике Казахстан"
предусмотрено предоставление матери
ребенка-инвалида, воспитывающегося и
обучающегося на дому, материального обеспечения
в размере стоимости содержания детей-инвалидов
в домах-интернатах. Этот размер также
устанавливается Законом о республиканском
бюджете. В 1998 году размеры пособий на
детей-инвалидов с детства, воспитывающихся
и обучающихся на дому составляют 4520 тенге
в первом, 4590 тенге — во втором, 4660 тенге
— в третьем и 4730 тенге — в четвертом кварталах.
Кроме того, Указом Президента Республики
Казахстан неработающим матерям, имеющим
четырех и более детей в возрасте до 7 лет,
выплачивается пособие в размере 100 % от
расчетного показателя, дополнительно
к пособию, которое выплачивается независимо
от дохода, предусмотрены бесплатная выдача
лекарств для детей в возрасте до 14 лет
и бесплатный проезд на транспорте. Они
имеют преимущества в получении земельных
участков, приобретении кормов для содержания
личного скота и т.п.
Однако выплачиваемое в настоящее время
ежемесячное пособие многодетным матерям,
имеющим четырех и более детей в возрасте
до 7 лет, не оправдало себя. Для того, чтобы
получить пособие, женщина должна рожать
с интервалом между родами менее двух
лет, при этом ухудшается здоровье матери,
т.к. не соблюдается интервал между родами
для восстановления здоровья. В связи
с этим считаем целесообразным изменить
подходы к социальной поддержке многодетных
семей.
Перевод жилищной сферы в режим безубыточного
функционирования при сохранении государственных
дотаций в размере социальных норм на
жилье и коммунальные услуги для отдельных
низко доходных групп населения способствовал
появлению нового вида пособия в республике
— жилищного.
Жилищное пособие назначается семьям,
в которых доля расходов на оплату жилищно-коммунальных
услуг (в пределах нормативов) составляет
30 и более процентов от совокупного дохода
семьи. При этом лицам, имеющим льготы
по оплате жилья и коммунальных услуг
и одновременно имеющим право получать
жилищные пособия, предоставляется возможность
выбора одной из форм помощи.
В большинстве регионов Акимы придают
большое значение жилищным пособиям, так
как благодаря развертыванию этой программы
можно оказать весомую помощь малообеспеченным
семьям в условиях отсутствия прямых дотаций
из местных бюджетов предприятиям-производителям
услуг жилищно-коммунальной сферы.
После выхода в свет Постановления правительства
№ 437 началась работа Центров жилищных
пособий. Если к началу сентября 1996 года
при наличии Центров по выплате жилищных
пособий пособия выплачивались лишь нескольким
десяткам семей, то к 1 января 1998 года были
назначены пособия уже 175 тыс. семей, что
составляет 3,8 % от общего числа семей в
республике. Жилищные центры созданы во
всех областных и во многих районных центрах
республики.
В 1997 году средний размер жилищного пособия
по республике составил 1085 тенге на одну
семью, в том числе 856 в городской и 1916 в
сельской местности. На фоне средних республиканских
показателей невелики размеры пособий
в сельской местности Актюбинской области
— 153 тенге, Жамбылской — 275 тенге, Кызылординской
— 383 тенге. Высокими являются средние
размеры пособий в сельской местности
Мангистауской области — 6786 тенге, Алматинской
— 3313 тенге и Южно-Казахстанской — 3238
тенге. В городской местности наиболее
высокие размеры пособий сложились в Жамбылской
области.
Финансирование пособий осуществляется
из средств местных бюджетов, которых
явно недостаточно, Так, в 1997 году из 175
тыс. семей, которым было назначено пособие,
53,4 тыс. семей его не получили. При этом
сумма задолженности перед получателями
жилищных пособий за 1997 год по данным отчета,
который впервые заполнялся за 1997 год,
составила 243,1 млн. тенге. Наибольшая сумма
задолженности сложилась в Павлодарской
области — 54,5 млн. тенте, Алматинской —
33,6 млн. тенге и Мангистауской — 26,2 млн.
тенге. Не имеет задолженности по выплате
жилищных пособий перед жителями город
Алматы и Восточно-Казахстанская область.
'Финансирование расходов на социальную
поддержку населения осуществляется в
основном из местных бюджетов.
Кроме того, имеется примерное Положение
о порядке организации адресной социальной
помощи малообеспеченным гражданам на
местном (региональном) уровне, которое
утверждено Постановлением Кабинета министров
Республики Казахстан от 22 февраля 1995
г. № 188. В соответствии с этим постановлением
государственная поддержка социально-уязвимых
слоев населения должна дополняться помощью,
которую им могут оказывать местные органы
исполнительной власти к пенсиям, пособиям
и стипендиям, оказывается натуральная
помощь, предоставляются целевые пособия
на конкретные нужды семьи (приобретение
одежды, домашней утвари, топлива, лекарств
и др.), пособия для оплаты транспортных
услуг и т.п.
Однако из-за отсутствия средств такая
помощь практически не оказывается, поэтому
создание Общенационального фонда по
поддержке малообеспеченных граждан даст
возмож-ность оказывать реальную помощь
малообеспеченным граж-данам. Постановлением
правительства "О мерах по созданию
Общенационального фонда по поддержке
малообеспеченных граждан" определены
основные направления деятельности фонда:
- предоставление малообеспеченным гражданам
материальных и финансовых ресурсов;
- оказание услуг (проведение работ) малообеспеченным
гражданам, содействие в реализации социальных
программ;
- координация и контроль за деятельностью
региональных фондов по поддержке малообеспеченных
граждан.
Основной задачей при реформировании
системы социальной поддержки населения
является повышение ее эффективности.
Поэтому в условиях ограниченности ресурсов
стоит задача повышения эффективности
действующих программ с учетом изменений
в обществе и усиления адресности социальной
поддержки населения. Первостепенное
значение приобретает совершенствование
действующей системы, поиск нетрадиционных
подходов и разнообразных форм в целях
повышения эффективности использования
имеющихся ресурсов, пересмотр распределения
бюджетных ассигнований, поиск новых источников
финансирования и возможности большего
участия частного сектора.
В целях повышения эффективности системы
адресной социальной поддержки населения
предполагается прежде всего изменение
процедуры оказания адресной социальной
помощи нуждающимся без изменения критериев
выбора контингента для оказания помощи
до 2001 года и затем переход к поэтапному
доведению доходов малообеспеченных слоев
населения до прожиточного минимума.
Вышеуказанные направления совершенствования
адресной социальной поддержки населения
предусматривают три этапа в соответствии
со стратегией социального развития до
2030 года.
Первый этап реформирования системы социальной
защиты населения в Республике Казахстан
— организационный — необходимо начать
в 1998 году с организационной перестройки
системы оказания социальной помощи нуждающимся
в связи с постепенным изменением функций
органов социальной защиты населения
в ходе реформирования системы обеспечения.
Организационная перестройка системы
оказания социальной помощи малообеспеченным
гражданам требует необходимости создания
единых Центров социальной помощи населению
во всех областных и районных звеньях
на базе Центров жилищных пособий с передачей
им соответствующих функций назначения
пособий семьям, имеющим детей, от предприятий
и организаций (по работающим гражданам)
и от комиссий по назначению пособий неработающим
гражданам при городских и районных органах
по труду и социальной защите населения.
Единые Центры должны быть наделены функциями
консультативного, психологического,
реабилитационного и непосредственно
выплатного характера и обладать широкими
полномочиями в вопросах предоставления
социальной поддержки малообеспеченным
слоям населения.
В целях унификации помощи, оказываемой
государством по содержанию жилья и оплате
коммунальных услуг, будет 1 изменен порядок
компенсации расходов на содержание жилища,
за коммунальные услуги и топливо отдельным
категориям малообеспеченных граждан,
т.е. вместо компенсации будут выплачиваться
жилищные пособия.
Для улучшения оказания социальной помощи
малоимущему населению в территориальных
центрах социального обслуживания пенсионеров
и инвалидов и в отделениях социальной
помощи на дому одиноким престарелым и
нетрудоспособным гражданам будет разработан
механизм привлечения средств благотворительных
фондов и Международного Красного Креста.
Реформирование системы социальной защиты
населения связано с необходимостью обеспечения
реализации социальных программ, облегчающих
положение беднейшей части населения.
При этом предполагается направление
имеющихся ресурсов на улучшение материального
положения нуждающихся посредством усиления
адресной системы социальной защиты населения
в республике и более эффективного использования
бюджетных средств, направляемых на социальную
защиту.
Уде на первом этапе реформирования нужно
внедрить систему обеспечения школьников
из малообеспеченных семей необходимым
набором одежды, учебников и канцелярских
принадлежностей в связи со сложным материальным
положением малообеспеченных семей и
высокими ценами на школьные товары (по
Национальному отчету человеческого развития
к 1997 году доля детей в возрасте 6-13 лет,
не посещающих школу, достигла 14 %).
Реформирование системы социальной поддержки
для адресного предоставления ее наиболее
нуждающимся семьям и сохранения при этом
стимулов к труду требует разработки нового
механизма оказания адресной социальной
помощи, объединив их в один вид — доплату
до черты бедности. Это предполагается
начать осуществлять на втором этапе.
Черта бедности должна быть установлена
на уровне, обеспечивающем прожиточный
минимум. Но до 2001 года критерием для оказания
социальной поддержки населению должен
остаться двукратный размер расчетного
показателя. С 2001 года можно перейти к
поэтапному доведению доходов малообеспеченных
слоев населения до прожиточного минимума,
который к этому времени по нашей оценке
превысит 4 тыс. тенге.
Размер пособия будет дифференцироваться
в зависимости от материального положения
семьи и ее размера и состава через механизм
доплат до прожиточного минимума.
Исходя из этого, необходима такая система
социальной помощи бедным слоям населения,
которая, с одной стороны, поддерживала
бы их на определенном уровне, и, с другой
стороны, не снижала определенные стимулы
к труду. Этого можно достичь, придав такой
системе доплатной характер, т.е. обеспечить
каждой семье, относящейся к категории
нуждающихся, минимально допустимый уровень
дохода (черту бедности), к которому стремится,
но не способна самостоятельно достичь
наиболее экономически уязвимая часть
населения (пенсионеры и инвалиды, многодетные,
неполные и опекунские семьи).
Таким образом, размер пособия мог бы дифференцироваться
в зависимости от социально-экономического
положения семьи и ее состава.
На втором этапе необходимо внедрить также
и пособие матерям "Роды — оплачиваемая
работа".
Учитывая обострение демографической
обстановки в республике, перед нашей
страной стоит задача разработки и осуществления
-государственной политики в области народонаселения,
адекватной новой ситуации.
На третьем этапе 2010-2030 годы для достижения
целей, поставленных в стратегическом
плане развития республики на 2000-2030 годы,
в вопросах численности населения в нашей
республике необходимо внести изменения
в систему социальной защиты населения.
Необходимо изменение политики в помощи
семьям с детьми в целях стимулирования
рождения первых четверых детей при соблюдении
интервала рождения между ними в 3 года.
Также целесообразно создание государственных
и содействие в организации частных служб
по оказанию помощи семье в воспитании
и уходе за детьми, создание центров социальной
адаптации для женщин, подростков и детей,
ушедших из дома, вернувшихся из мест заключения,
после принудительного лечения в наркодиспансерах,
подвергшихся экономической и сексуальной
эксплуатации, страдающих социально обусловленными
заболеваниями, детей из числа беженцев,
а также находящихся в колониях различного
типа. В центрах будет оказываться как
психологическая помощь, так и помощь
в получении профессии и в поиске работы.
Необходимо открытие центров по оказанию
помощи в дневном содержании престарелых
членов семьи, нуждающихся в постороннем
уходе, безработным на период поиска ими
работы или обучения профессии.
Целью реформирования системы социальной
защиты в целом и, в частности, системы
социальной поддержки социально-уязвимых
слоев населения является необходимость
повышения эффективности последней.