Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:30, доклад

Описание работы

Перед страной открыты новые перспективы. Однако вот уже несколько лет в мире неспокойно. Кризис на глобальном уровне не преодолен, и мировое сообщество находится в состоянии напряженной турбулентности.
Современный мир стал в чрезвычайной степени взаимосвязанным, со всеми плюсами и минусами. Это реальность, с которой приходится считаться всем. И большим странам, и средним, и малым.
Все это требует от государства выверенной социальной политики. И мне приходится постоянно держать социальные вопросы на контроле, постоянно к ним возвращаться.

Работа содержит 1 файл

Социальная модернизация Казахстана.docx

— 216.30 Кб (Скачать)

Принуждение к забастовке, как и несвоевременность выплаты  заработной платы работникам, влечет штраф всего в размере 10-20 месячных расчетных показателей, а невыполнение обязательств по коллективному договору - штраф от 200 до 500 МРП. 

 

ПОРУЧЕНИЕ 7 

 

Правительству РК до конца 2012 года внести предложения:

- об изменениях и дополнениях в Закон РК «О государственном контроле и надзоре» и Трудовой кодекс в части проведения проверок на предприятиях в соответствии с ратифицированной Конвенцией МОТ;

- о включении в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности;

- об усилении административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды, принуждение к забастовке, несвоевременную выплату зарплаты, невыполнение коллективных договоров и другие правонарушения.  

 

В-третьих, необходимо выстроить эффективный многоуровневый механизм регулирования противоречий в сфере трудовых отношений.

В качестве основных причин трудовых конфликтов можно назвать  две: первая - отчужденность работников от вопросов управления предприятиями, вторая - слабость механизмов внесудебного урегулирования споров и конфликтов.

Здесь надо использовать опыт ряда развитых стран, на предприятиях которых действуют производственные советы.

В них входят представители  рабочих и персонала, а также  профессиональных союзов. Как правило, на них решаются многие вопросы состояния  и улучшения условий труда, рассматриваются  различные социально-бытовые вопросы  работников.

Следует отметить, что «народное IPO», которое даст возможность работникам стать миноритариями предприятий и компаний, также будет способствовать преодолению отчужденности рабочих и персонала.

Сейчас начался процесс  непосредственного проведения «народного IPO», реализуются акции национальной компании «КазТрансОйл». И в этом вопросе не может быть какого-либо поверхностного подхода.

Правительству РК совместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» надо провести масштабный анализ первого опыта «народного IPO», предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридического аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев.

Сегодня надо усилить работу по созданию и использованию структур и процедур медиации, в том числе  в сфере трудовых отношений.

Структуры медиации надо создавать  в национальных и крупных частных  компаниях. В США, Австралии и  других странах до трети всех споров урегулируются до судебного вмешательства  исключительно в рамках процедур медиации.

Со стороны государства  сейчас важны инициативные шаги, которые  позволят внедрить систему внесудебного разрешения споров и конфликтов, в  том числе и в сфере социально-трудовых отношений. 

 

ПОРУЧЕНИЕ 8 

 

Правительству РК до конца 2012 года:

- совместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына»провести масштабный анализ первого опыта «народного IPO», предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридического аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев;

- обеспечить принятие подзаконной правовой базы, нацеленной на развитие института медиации;

- инициировать  проведение Национальной конференции медиаторов в целях развития данного механизма внесудебного урегулирования споров и конфликтов. 

 

- В-четвертых, необходимо провести модернизацию профсоюзных институтов.

Одним из основных партнеров  государства в вопросах совершенствования  трудовых отношений выступают профсоюзы. Вместе с тем нынешний формат деятельности крупнейшего профцентра - Федерации  профсоюзов Казахстана (ФПК) не соответствует  требованиям времени, так как  он строится по отраслевому принципу «советского образца».

Существенным проблемным моментом является неэффективное законодательство о профессиональных союзах. В нем  неясно изложены положения о коллективных договорах, об ответственности сторон за их выполнение.

Поэтому сейчас требуются  решительные шаги по модернизации профсоюзного движения, прежде всего ФПК. 

 

ПОРУЧЕНИЕ 9

Правительству РК до конца 2012 года провести комплексный анализ законодательства о профессиональных союзах и разработать законопроект о его изменениях. 

 

3. Казахстанский  стандарт качества жизни 

 

Социальная модернизация в Казахстане, и я в этом убежден, должна быть прежде всего направлена на повышение качества жизни всех казахстанцев, сокращение числа бедных и недопущение социальной маргинализации.

Это тем более важно, что  к 2020 году произойдет не только рост экономики, но и масштабное изменение социальной структуры. В частности, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 40%. В структуре занятости доля квалифицированных специалистов также  достигнет 40%.

Иными словами в стране формируется массовый средний класс.

Сегодня в Казахстане имеются  потенциал и экономические предпосылки  для того, чтобы установить определенные социальные стандарты качества жизни, в том числе гарантируемые  государством.

При этом я хочу подчеркнуть, что каждому казахстанцу надо начать с себя: со своего дома, города и аула, задуматься о своем здоровье и образе жизни. Без этого никакое новое качество жизни не придет.

Каждый аул и город  должен стать образцом чистоты, благоустроенности, порядка. А каждый казахстанец - трудолюбивым и бережливым хозяином, чтобы беречь и приумножать то, что у него есть.

Ведь почему, например, Европа живет богато? Потому что там с  давних времен научились искусству бережливости. А у нас часто хотят друг другу, как говорится, пыль в глаза пускать. Какая уж тут бережливость!

В целях недопущения социальной маргинализации и последовательного повышения качества жизни целесообразно разработать соответствующее законодательство о социальных стандартах и гарантиях.

Такой закон в первую очередь  должен содержать обоснованные минимальные  ключевые параметры и индикаторы качества жизни, включая уровень  заработной платы, пенсий и пособий, объем гарантированных медицинских  услуг, механизм формирования минимума потребительской корзины на одного казахстанца и т. д.

Казахстанский стандарт качества жизни должен выполняться повсеместно - и в крупном городе, и в отдаленном ауле.

Следует повысить ответственность  за выполнение параметров социального  стандарта не только отечественного, но и иностранного бизнеса, работающего  в Казахстане.

И законодатели должны создать  для этого соответствующие правовые рамки. Частная форма бизнеса не дает права устанавливать свои «законы». Поэтому важно законодательно определить степень ответственности должностных лиц, работодателей за нарушения данных стандартов. 

 

ПОРУЧЕНИЕ 10 

 

Правительству РК до 1 июля 2013 года детально изучить и внести предложения по внедрению минимальных социальных стандартов и гарантий. 

 

a) Стандарт  жилищных условий: доступность  и комфорт

Жилье, дом, квартира - для  каждого казахстанца - это первостепенный вопрос, это та прочная основа личной жизни и хорошего климата в семье, без которой благополучие и производительный труд просто невозможны.

Поэтому по моему поручению  уже реализуются новые масштабные программы «Доступное жилье-2020» и «Модернизация ЖКХ».

Важно совершенствовать законодательство в целях развития рынка арендного  жилья.

Надо стимулировать создание специализированных компаний по управлению государственным жилищным арендным фондом, а также обеспечить защиту прав долгосрочных арендаторов путем  разработки типовых контрактов. Все  договоры арендного найма должны быть прозрачными и понятными. Важно  оптимизировать процесс сбора документов на получение арендного жилья.

Нужны новые импульсы для  расширения объемов индивидуального  жилищного строительства, особенно вокруг перспективных городских  агломераций, моногородов.

Здесь возможно введение налоговых  льгот, облегченные условия кредитования для тех, кто желает и в состоянии  строить собственный дом.

Представляется необходимым  создать и всемерно развивать  систему страхования долевых  вкладов в строительство жилья.

В рамках модернизации ЖКХ  важно сформировать единую общенациональную базу данных о состоянии сетей  и объектов коммунального сектора. В каждом регионе надо разработать  планы по модернизации коммунальных сетей.

Акимы должны держать  эту работу на постоянном контроле. Нужно разработать и внедрить гарантированные стандарты водоснабжения и канализации, подачи электроэнергии и тепла, а также других коммунальных услуг.

В Программу модернизации ЖКХ следует включить мероприятия  по формированию «эффективного собственника».

Важно, чтобы каждый собственник  квартир реально участвовал в  процессе управления домами и ощущал выгоды от этой программы. 

 

ПОРУЧЕНИЕ 11 

 

Правительству РК до конца 2012 года разработать и внести предложения по дальнейшему развитию рынка арендного жилья и стимулированию индивидуального жилищного строительства. 

 

b) Дальнейшие  шаги по модернизации образовательной  системы

В системе образования  в целом задействовано около  трети населения Казахстана. И  самое главное здесь то, что  именно в системе образования  растут, формируются и взрослеют  наши дети. Это волнует каждую семью.

Поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования.

Модернизация системы  образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям:

1) оптимизация образовательных  учреждений;

2) модернизация учебно-воспитательного  процесса;

3) повышение эффективности  и доступности образовательных  услуг.

В рамках оптимизации необходимо укрепить непрерывную вертикаль  образования. Важно восстановить логическую взаимосвязь всех видов «возрастного» образования как целостного лифта - дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего и поствузовского.

При этом нельзя допускать  существенных разрывов в качестве образовательных  услуг, предоставляемых частными и  государственными учреждениями образования.

Система образования должна оставаться общенациональной.

Во-первых, надо принять меры по повышению качества директорского корпуса в системе среднего образования.

Во-вторых, надо наладить контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов в частных школах, колледжах и вузах, включая международные.

В-третьих, важно провести процесс оптимизации вузов. В Казахстане действуют 146 вузов. Многие не обеспечивают надлежащего качества выпуска специалистов.

Необходимо Правительству  совместно с Министерством труда  и социальной защиты населения ввести практику разработки и опубликования Пятилетнего Общенационального Прогноза казахстанского рынка труда. Такой документ станетпутеводителем для выпускников казахстанских школ при выборе профессий.

Также следует провести ревизию  всех действующих вузов и по ее итогам оптимизировать их число путем  объединения или упразднения  отдельных учреждений.

В-четвертых, важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий. 

 

ПОРУЧЕНИЕ 12 

 

1. Правительству  РК продолжить работу по оптимизации числа вузов и отзыву лицензий у образовательных учреждений, не обеспечивающих качественной подготовки кадров.

2. Министерству  труда и социальной защиты  населения совместно с Министерством  образования и науки, начиная с 2014 года, обеспечить разработку пятилетних прогнозов развития рынка труда. 

 

Сегодня в казахстанской  образовательной системе недостаточно внимание к практической стороне  учебного процесса, слабо учитываются  индивидуальные особенности учащихся.

Остро стоит вопрос недостаточности  таких приемов духовно-нравственного  воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение  индивидуальных задач их взросления и успешной социализации.

По существу, весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках. Такая важная составляющая учебно-воспитательного  процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение  задач становления личности, гражданина и патриота. Реальность такова, что  учащиеся считают предмет истории  Казахстана «скучным», «не интересным», «запутанным».

Показательно, что в ходе ЕНТ в 2012 году многие претенденты  на получение медали «Алтын белгi» «срезались» именно на «обидных» вопросах по отечественной истории.

В школьных курсах есть программы  основ военной подготовки, обеспечения  безопасности жизни, построенные во многом как реликты советской  системы образования.

В то же время нет инновационных  курсов, которые необходимы учащимся уже сегодня.

Где, например, такие актуальные предметы, как «Казахстанское право» (его отсутствие ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи), «Краеведение» (а ведь любовь к малой родине - это основа патриотизма), «Акмеология», методики достижения личного успеха, социализации личности?

Их отсутствие ведет к социальному инфантилизму значительной части молодежи, неумению адаптироваться во взрослой жизни и т. д.

Информация о работе Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда