Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:56, контрольная работа
Изучение понятия «система права» является основной целью контрольной работы.
Цель определяет постановку и решение следующих задач:
• Рассмотреть понятие и выделить структурные элементы системы права;
• Выделить и изучить основные критерии деления права на составные элементы;
• Дать общую характеристику отраслей российского права.
Введение
1. Понятие и структурные элементы системы права.
2. Предмет и методы правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты.
3. Частное и публичное право.
4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
Группировка норм по отраслям и институтам зависит, прежде всего, от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей. Словом, одного материального ориентира недостаточно, если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы.
В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:
-
установление границ
-
издание соответствующих
-
наделение участников
-
определение мер
Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. Это императивный и диапозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер. Такое же сквозное значение имеют дозволения, связывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию.8
Как правило, специфика отдельных видов общественных отношений обусловливает специфику методов юридического воздействия на них, а следовательно, и особенности правовых норм. В результате последние, группируясь по неодинаковым признакам, оказываются распределенными по разным классам, каждый из которых объединяет лишь нормы с общими свойствами. Теория называет такой класс, отраслью права, понимая под ней совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого им метода.
Нельзя забывать, что общество - органическая система, в которой все виды общественных отношений существуют и функционируют в качестве целостности. Эта их целостность обусловливает и внутреннее единство отраслей права. Каждая отрасль регулирует отдельный вид общественных отношений, но все они вместе взятые обеспечивают нормальное функционирование общества как целого.9
Частное и публичное право.
Идея разделения права на публичное и частное, зародилась еще в Древнем Риме. Суть её заключается в том, что отношения между правящими и управляемыми выдвигают свои, свойственные им проблемы и требуют иной регламентации, нежели отношения между частными лицами. Иными словами, отношения в сферах частного и публичного права различны по своей природе и сущности, и это не может не оказывать влияние на их правовое опосредование.
Взгляды на содержание и соотношение публичного и частного права менялись на протяжении всей истории правовой науки. Российское право не является исключением. 10
Российская
правовая система, длительное время
не знала деления права на частное
и публичное. Причины этого заключались
не в особенностях юридической системы,
а главным образом в отсутствии
института частной
В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.
Нарождающиеся
институты рыночной экономики, признание
частной собственности
Теория деления права на публичное и частное является многоаспектным учением, обладающим как чисто теоретической, так и юридико-технической, практической ценностью.
С
точки зрения теории права значение
имеют принципиальные различия в
природе и сущности отношений
в сферах частного и публичного права,
обуславливающие различия в характере
и способах правового регулирования.
Поэтому в общетеоретическом
аспекте вопрос разграничения публичного
и частного права - это вопрос отграничения
вмешательства государства в
сферу частных интересов его
граждан. Такое вмешательство не
может становиться
Таким
образом, теория разделения права на
публичное и частное способна
стать основой для
Система публичного и частного права обусловлена их природой и особенностями национальной правовой системы. С учетом этого публично-правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом. Система частного права:
Система публичного права:
Безусловно, что абсолютной публично правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.
Система
права находится под
Характеристика
отраслей российского права
Отношения, регулируемые публичным и частным правом, как и все общественные отношения в целом, находились и продолжают находиться в постоянной динамике. Отдельные сферы жизнедеятельности людей, относящиеся в настоящее время к публичному праву, ранее могли регулироваться частным правом и наоборот. Граница между ними в достаточной степени условна. Она определяется экономическими, политическими и иными потребностями общества на конкретном этапе его развития.12
Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
Соотношение
системы права и системы
Систему
права не следует отождествлять
с системой законодательства. Система
права, складывается объективно в соответствии
с существующими в каждой конкретной
стране видами общественных отношений,
система же законодательства является
результатом его
Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, систему нормативных правовых актов. Она представляет собой единый комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.
Систему законодательства необходимо отличать от системы права. Первичным элементом первой является нормативный правовой акт, второй — норма права. Уяснение этих различий позволит лучше представить себе понятие и особенности указанных явлений.
Необходимо
отметить, что система права и
система законодательства – элементы
правовой системы, причем не тождественные
по следующим причинам: они как
компоненты правовой системы обладают
относительной
Различия между системой права и системой законодательства:
1.
Исходным элементом системы
2.
Законодательство по объему
3.
Система законодательства