Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на 36 вопросов по дисциплине "Конституционное право РФ".
1. Конституционное
право – это самостоятельная отрасль
в составе российского права, которая
определяется наличием у него особого
предмета и метода правового регулирования,
обеспечивающая и гарантирующая основы
конституционного строя. КП как отрасль
права реализует и защищает основные права
и свободы человека и гражданина, отношения
в обществе и государстве, развивает
демократические и общественные институты,
закрепляет государственное устройство,
его территорию, порядок формирования
и принципы организации и деятельности
ОГВ и МСУ. В российском праве нет ни одной
отрасли права, которая не основывается
на конституционных положениях.
2.Конституционное
право как наука – совокупность мнений,
гипотез, учений, исследующих институты
конституционного права в процессе их
исторического или современного становления.
Предметом конституционно-правовой науки
является кпрф как отрасль права.
3.Все
отрасли права основываются на закреплённых
конституционным правом принципах организации
системы власти, компетенции и основных
началах деятельности органов государства,
выступающих субъектами всех отраслевых
правоотношений. Роль конституционного
права как ведущей отрасли правовой системы
обусловлены и тем, что именно ее нормами
регулируется сам процесс создания права.
Они определяют виды правовых актов, органы
их издающие, соотношение их юридической
силы.
4.Конституционно
- правовые нормы – это установленные
или санкционированные государством правила,
которые определяют поведение участников
конституционно-правовых отношений. Значительная
часть норм конституционного права
содержания в К РФ, конституциях (уставах)
S РФ, т.е. в первичных учредительных актов.
Нормы КП в зависимости от того, какие
ф-ции они обеспечивают, подразделяются
на следующие. Регулятивные нормы- учреждают
общественные, государственные институты,
закрепляют права и обязанности людей,
полномочия органов, должностных лиц.
Охранительные нормы- устанавливают меры
конституционно-правового принуждения,
в том числе ответственности( тот же роспуск
парламента). Общие нормы- фиксируют в
обобщённом виде элементы регулируемых
отношений. Нормы-цели, нормы -принципы
– устанавливают исходные для КП, иных
отраслей права ценности, направления
и способы деят. Гарантийные нормы- направлены
на обеспечение гражданских прав, нормальной
деят. органов власти. Оперативные нормы-
направлены на введение, отмену, изменение
содержания др. норм и т.д.
5.Источниками
кпрф являются действующие в настоящий
момент нпа, посредством которых устанавливаются
и получают юридическую силу конституционно-правовых
норм. Источниками являются: Конституция
РФ (пр 12 декабря 93г. вступ 25 дек 93г),ФКЗ,ФЗ,
Подзаконные акты (указы президента,
постановления и распоряжения правительства,
акты органов мсу), Акты субъектов (конституция
и уставы субъектов, законы субъектов,
акты органов исполнительной власти субъектов),
Международные акты (ратифицированные),Решение
конституционного суда.
6.Система
конституционного права – совокупность
взаимосвязанных элементов, определяющих
структуру и содержание всей отрасли кпрф.
Элементы системы: Принципы (основополагающее
начало, которое определяют содержание
кпрф), Институты (совокупность норм, регулирующих
однородные общественные отношения), Конституционно-правовая
норма (правило поведения, установленное
государством для регулирования общественных
отношений).
7.Необходимость
принятия новой Конституции возникает
после принятия декларации о государственном
суверенитете. Она начала разрабатываться
с 1990г.. В апреле съезд народных депутатов
принял постановление об утверждении
общей концепции конституционной реформы
и основные положения проекта Конституции.
В марте 1993г. Ельцин принимает указ о введении
особого единоличного порядка управления
страной. 25 апреля 1993г. проводится референдум
о доверии президенту и досрочному прекращению
полномочий. Президент получает одобрение
и на основании этого представляет свой
проект Конституции с президентской формой
республики. В июне 1993г. создано конституционное
совещание для доработки проекта. Указом
от 21 сентября 1993г. президент прекратил
работу съезда народных депутатов. В октябре
1993г. прошел кризис политической системы
и при помощи вооруженных сил была прекращена
деятельность парламента. 12 декабря 1993г.
состоялся референдум, на котором была
принята Конституция РФ. После официального
опубликования она вступила в силу 25 декабря
1993г.
8.Структура
: Преамбула – вводная часть нормативно-правового
акта не имеющая юридической силы, которая
определяет исторические и социальные
условия. Основная часть состоит из 2 разделов,
9глав и 137 статей. Заключительные и переходные
положения, которые содержат условия приведения
в соответствие с вновь принятой Конституцией
всего законодательства.
9.Конституционный строй –основы общественного и государственного устройства, закрепленные в нормах Конституции и реально существующие в жизни общества и государства. Конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве Конституции. В зависимости от черт конституционного строя определяется общая характеристика государственного устройства, правовой статус личности, условия жизнедеятельности государства и общества в целом.
10.В закреплении конституционного строя участвуют все отрасли права. Ведущее место занимает Конституция РФ, т.к. имеет высшую юридическую силу и является основой всех НПА. В Конституции РФ содержится специальная глава (гл. 1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего фундаментальные принципы, которые присущи каждому конституционному государству. Черты: Признание человека и его права и свободы наивысшей ценностью, Народный суверенитет, Россия как государство многонационального народа, Демократия, Идеологическое и политическое многообразие, Свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.
11.Основы
конституционного строя – находящаяся
под защитой гос-ва система принципов,
определяющих и регламентирующих общественные
отношения, являющиеся объектом конституционно-
правового регулирования. Основы конституционного
строя определяют основные черты системы
власти, формы правления, гос.- территориальное
устройства, полит.режима. Основы конституционного
строя РФ закреплены в главе 1 К РФ, никакие
другие положения К РФ не могут противоречить
основам конституционного строя. К
РФ характеризует Россию как правовое
гос-во.
12.Демократическое
государство. В соответствии с Конституцией
РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое
государство. Его демократизм находит
выражение прежде всего в народовластии;
разделении власти на законодательную,
исполнительную и судебную; политическом
многообразии; местном самоуправлении.
13.Согласно
Конституции (ст. 7), Российская Федерация
является социальным государством. Социальное
государство – государство, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. В РФ охраняются
здоровье и труд людей, гарантируется
минимальный размер оплаты труда, обеспечение
государственной поддержки семьи и материнства,
отцовства и детства, развиваются социальные
службы, гарантируются пенсия, пособие
и иные социальные выплаты. Идеологическое
многообразие. Идеология является сложным
духовным образованием. Она имеет определенную
теоретическую основу, которая представляет
собой систему политических, правовых,
религиозных, философских взглядов на
социальную действительность, общество
и отношения людей между собой, а также
вытекающие из этой системы программы
действий и механизмы распространения
идеологических установок среди населения.
Рф является светским государством, т.е.
церковь и государство отделены друг от
друга, а религиозные объединения равны
перед законом. Никакая религия не может
устанавливаться как государственная
или обязательная.
14.В
РФ признается частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности.
Они признаются и защищаются равным образом.
Ст8. Земля и недра являются достоянием
народа. Экономическими основами является
закрепление рыночного типа экономики,
когда государство определяет общие правила
поведения экономических субъектов без
плановой экономики.
15.ст.
1 К РФ устанавливает, что РФ есть демократическое
гос-во. Таким называется гос-во, устройство
и деятельность которого соответствуют
воле народа, общепризнанными правам и
свободам человека и гражданина. В ф-ции
демократического гос-ва входит обеспечение
общих интересов народа, но при безусловном
соблюдении и защите прав и свобод человека
и гражданина. Важнейшими признаками демократического
гос-ва явл. реальная представительная
демократия и обеспечение прав и свобод
человека и гражданина. В РФ представительная
демократия обеспечивает выборность ГД
и конституционно обусловленным формированием
СФ и органы МСУ. Обеспечение прав и свобод
человека и гражданина- это также важнейший
признак демократического гос-ва. Только
в условиях демократического гос-ва прав
и свобод становятся реальными, устанавливается
законность и исключается произвол силовых
структур государства.
16.Народовластие
–форма управления государством и обществом,
при которой на основе принципа народного
суверенитета управляет или участвует
в управлении делами государства непосредственно
или через органы государственной власти
или через органы местного самоуправления.
Формы: Прямая демократия (прямое правление
народом делами государства и общества).
Представительная демократия (реализация
власти народа через органы государственной
власти и органы местного самоуправления).
17.Референдум-
это публичное утверждение властных решений
путём всенародного голосования гр. РФ,
имеющих право на участие в референдуме.
Нормативная основа референдума закреплена
в К РФ- ст.3,ч.2, где утверждается, что высшим
непосредственным выражением власти
народа являются референдум и свободные
выборы. Принципиальные основы организации
и проведения всероссийских, региональных
и местных референдумов закреплены ФЗ
« об основных гарантиях избирательных
прав и прав на участие в референдуме
граждан РФ». Порядок организации и проведения
всероссийских референдумов установлен
ФКЗ от 28 июня 2004г. « о референдуме РФ».Решения
принятые в ходе референдума, имеют обязательный
характер для ОГВ, ОМСУ, их должностных
лиц и всех иных S и могут быть отменены
только путём принятия иного решения на
аналогичном референдуме. Решение референдума
также может быть признанным недействительным
и отменено в судебном порядке по основаниям
и в порядке, предусмотренном ФЗ. Право
участия в референдуме принадлежит гр.РФ
независимо от пола, расы, языка и т.д. Организация
и проведение референдума включает две
стадии:1) инициатива проведения референдума;2)
указ през. РФ о проведении референдума.
18.Одним
из основополагающих принципов демократической
организации государства, важнейшей предпосылкой
верховенства права и обеспечения свободного
развития человека является принцип разделения
властей. Разделение властей - один из
основных принципов действующей Конституции
РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную, органы которых
самостоятельны. Они не вправе выходить
за пределы полномочий, установленных
для них Конституцией РФ и законом. Согласно
Конституции принцип разделения властей
означает рассредоточение, распределение,
демонополизация власти и взаимное ее
уравновешивание, при котором ни одна
из трех ветвей власти не может ущемить
или подчинить себе другие и вынуждена
действовать в условиях взаимопонимания
и взаимосотрудничества.
19.Под
полит.партией понимается соответствующим
образом оформленная организация активной
части класса, которая ставит своей целью
ведение полит.борьбы за интересы данного
класса и наиболее последовательно их
выражает и защищает. Основной целью создания
и функционирования полит.партии явл.
борьба за власть. Практически всегда
партии определяют свои цели и задачи,
формулируя их в программных документах.
Организационные признаки принципы
многие полит.партии закрепляют уставом.
Иногда партии имеют свою символику
и атрибутику, хотя чаще всего это присуще
различным движениям ,не обязательно носящим
полит.х-тер. Полит. партии,как правило,
стремятся к расширению связей с массами,
борются за полит.влияние в массах, используя
для этого СМИ. Часто используют непосредственную
связь с широкими народными массами, выступая
на митингах ,участвуя в дискуссиях
и пр. Партии разделяются на правящие и
оппозиционные. Оппозиционные партии,
как и правящие, должны руководствоваться
интересами общего блага и бороться за
него полит.средствами, т.е. стремиться
улучшить тот полит.порядок, который сущ.
Оппозицией могут быть названы только
те партии, которые не ставят под угрозу
основы К РФ и правящей системе страны.
Партии признаны выполнять ф-ции объединения
интересов различных соц.групп в обществе.
Они преобразовывают разнообразные интересы
в полит.курсы и по возможности реализуют
их на гос.уровне ; обеспечивают связи
между различными уровнями и ветвями власти;
вырабатывают компромиссные полит.решения.
20.Права
и свободы –неотъемлемые, возникающие
в момент рождения естественные права
и свободы дарованные человеку по факту
рождения и независящие по своему содержанию
от воли государства, не подлежащие запрету
или отказу. Ограничение прав и свобод
возможно только как санкция за совершенное
правонарушение. Права и свободы принадлежат
всем независимо от наличия гражданства.
Все права и свободы являются непосредственно
действующими, они определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность органов
законодательной, исполнительной власти
и местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием.
21.Правовое
государство – это всеохватывающая политическая
организация общества, основанная на верховенстве
закона. Верховенство закона подразумевает
не только и не столько приоритет закона
как разновидности нормативно-правового
акта в отношении подзаконных актов, сколько
широкий спектр прав и свобод, закрепленных
за членами общества действующим законодательством.
В правовом государстве любое ущемление
прав человека недопустимо. Более того,
оно обязано последовательно и неукоснительно
обеспечить реализацию этих прав и защищать
их. В этой связи принципиальное значение
приобретает проблема равенства граждан,
наличие у них равных возможностей в различных
сферах жизни общества и государства.
Ее решение предполагает создание государством
надежных гарантий, обеспечивающих такое
равенство. Деятельность правового государства
основывается на принципе разделения
властей: законодательной, исполнительной
и судебной. Принцип разделения властей
на законодательную, исполнительную и
судебную означает, что каждая из властей
действует самостоятельно и не вмешивается
в полномочия другой. При его последовательном
проведении в жизнь исключается всякая
возможность присвоения той или иной властью
полномочий другой. Принцип разделения
властей становится жизнеспособным, если
он еще и обставляется системой «сдержек
и противовесов» властей.
Информация о работе Шпоргалка по "Конституционному праву РФ"