Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка
Краткий обзор тем по политологии: политическая система и ее виды, политическое лидерство, типология, сущность и функции государства, политическая элита, концепции политического лидерства.
25.Политические идеи в Новое время.
26.Концепция политической легитимности М.Вебера.
Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить. Действие перестает быть легитимным, когда субъекту действия приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить свое право поступать так, как он поступилКроме того, легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Соответствующая типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером. Согласно ей, три типа легитимности соответствуют трём источникам правомерности политической власти: традиция, харизма и рационально-правовая основа. Вебер подчёркивал, что речь идёт не об отнесении любого реального режима к какому-то из типов, а об абстракциях (так называемых «идеальных типах»), в конкретных политических системах сочетающихся в той или иной пропорции.В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.
22.Власть как общественное явление.
Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: будь-то в семье, различного рода организациях и учреждениях, либо во всем государстве – в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных отношений.Невозможно дать исчерпывающую дефиницию: слишком сложен феномен власти, да и каждая политологическая школа изучает власть с позиций, которые она считает главными, решающими. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно – родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которая немыслимо без подчинения всех участников единой воли, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
27.Понятие
демократии и демократического
политического режима.
Демокра́тия— политический
режим, в
основе которого лежит метод коллективного принятия
решений
с равным воздействием участников на исход
процесса[2] или на его существенные
стадии[3]. Хотя такой метод применим
к любым общественным
структурам,
на сегодняшний день его важнейшим приложением
является государство, так как оно обладает
большой властью.
политическая демократия-В самом
общем плане ее можно определить как
режим, в котором народ
имеет возможность реализовать
свою волю непосредственно
либо через своих представителей,
а власть несет ответственность
перед гражданами за
свои ействия.
Сущность демократии конкретизируется
в определенной совокупности ценностей,
институтов и процедур. Рассмотрим основные
из них.
1. Суверенитет народа. Признание
этого принципа означает, что народ является
источником власти, именно он выбирает
своих представителей власти и периодически
их сменяет. Признание этого принципа
означает, что конституция, форма правления
могут быть изменены при всеобщем согласии
народа и по установленным, закрепленным
в законе процедурам.
2. Периодическая
выборность основных
органов власти позволяет обеспечить
четкий легитимный механизм преемственности
власти. Государственная власть рождается
из честных выборов, а не посредством военных
переворотов и заговоров. Власть выбирается
на определенный и ограниченный срок.
3. Всеобщее, равное
избирательное право
и тайное голосование. Демократические
выборы предполагают реальную соревновательность
различных кандидатов, альтернативность
выбора. Реализация принципа "один гражданин
- один голос" раскрывает смысл политического
равенства.
4. Гарантия основных
прав человека. Права человека характеризуют
принципы отношений между государством
и гражданами и определяются как свободы.
Свобода - это защищенность личности
от произвола других людей и власти, защита
от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей
Декларации прав человека, принятой Генеральной
ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре
свободы: свобода слова, свобода убеждений,
свобода от страха и свобода от нужды.
Эти, а также другие свободы ассоциируются
с несколькими категориями прав.
5. Гражданские права. Этими правами
люди пользуются как частные лица, и они
защищают граждан от произвола власти.
К ним можно отнести равенство всех граждан
перед законом, право на частную жизнь,
право не подвергаться пыткам, наказанию
без суда, свободу вероисповедания и др.
6. Политические права дают гражданину
возможность участвовать в процессе управления
и влиять на принятие решений законодательными
и исполнительными органами: право избирать
и быть избранным, свобода выражения политических
суждений, свобода голосования, право
на демонстрации, право на создание политических
и общественных организаций, право подавать
петиции властям.
7. Социальные и экономические
права. Реализация этих прав - необходимое
условие обеспечения политического равенства.
Связано это с тем, что провозглашение
политического равенства не устраняет
сложившейся практики, когда отдельные
граждане в силу своего общественного
статуса и благосостояния располагают
большими возможностями влиять на власть,
используя для этого СМИ, непосредственные
контакты с правительственными чиновниками,
дружеские связи. Реализация социально-экономических
прав призвана сгладить имеющееся социальное
неравенство и повысить тем самым активность
рядовых граждан в политической жизни.
Наконец, эти права закрепляют условия
жизни, которые выступают своеобразным
иммунитетом против страха нужды, например
страха перед безработицей, нищетой. Они
включают в себя право на достойный жизненный
уровень, гарантии социальной защиты,
право на образование и участие в культурной
жизни, доступ к здравоохранению. Содержание
экономических прав зафиксировано в Международном
пакте об экономических, социальных и
культурных правах (1966 г.). Они включают
в себя право каждого человека зарабатывать
себе на жизнь трудом, который он свободно
выбирает, и право на справедливые и благоприятные
условия жизни. Реализация этих прав требует
подкрепления гарантиями против дискриминации
в приеме на работу, в оплате труда по признакам
пола, религии, расы или языка. Обеспечение
социальных и экономических прав предполагает
активность государства в разработке
и осуществлении социальных программ.