Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

 

      1. Политическое лидерство. Типология политического лидерства.

Политическое  лидерство – процесс постепенного освоения политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике называется политической социализацией.

Виды  социализации:

  1. индивидуальная социализация;
  2. общественная социализация;
  3. культурная трансмиссия.

Культурная трансмиссия  – передача политической культуры от одного поколения к другому, что происходит тремя путями:

а) это поддержание  и сохранение существующей политической культуры;

б) преобразование и переработка, как к предшествующей, так и настоящей политической культуре;

в) создание новой  политической культуры.

Формы политической социализации:

  1. прямая политическая социализация – носит всегда явно выраженный политический характер;
  2. косвенная – когда индивид вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в тоже время на его политическое поведение в будущем.

К прямой относится  подражание политическое обучение, политический опыт. К косвенной относится межличностная  передача, обобщение, участие внеполитических  организациях.

 

 

 

 

      1. Типология политического лидерства.

 

 

      1. Избирательный процесс.

Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов  с целью формирования представительного  органа власти.

Избирательный процесс включает в себя мероприятия  по подготовке выборов, проведение предвыборной кампании, процедуру голосования, подсчет голосов, подведение итогов выборов и объявление результатов.

В политическом смысле избирательный процесс заканчивается  в день официального объявления результатов  выборов, когда становится понятным состав представительного органа власти.

Подготовка выборов - важный организационный элемент  избирательной системы, заправленный на создание самых благоприятных  условий для проведения выборов; практическую возможность для граждан  беспрепятственно реализовать свои избирательные права, финансовое и информационное обеспечение выборов. Подготовка выборов включает в себя следующие мероприятия:

        • Образование избирательных округов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов.
        • Образование избирательных участков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования.
        • Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус.
        • Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;
        • Составление списков избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам с обеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проголосовать.
        • Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование в избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.
        • Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.

 

 

 

 

      1. Основные принципы демократических выборов.

На протяжении американской политической истории  указанные стандарты свободных  и справедливых выборов не оставались неизменными. Эволюция стандартов отразила опыт каждого поколения в их адаптации с учетом прав на участие в политической жизни общества, допустимого с точки зрения закона инакомыслия, взглядов на представительство, а также структуры выборов и их организации.

Право голоса

В соответствии с частью 2 Статьи I Конституции, граждане имели право голосовать за кандидата в депутаты Палаты представителей США, если они имели право голосовать на выборах «наиболее многочисленной ветви Легислатуры штата».

Право баллотироваться на выборах

Правила, регламентирующие вторую часть совокупности политических прав - право баллотироваться на выборах на государственную должность - уравновешивают две противоположные по сути тенденции. С одной стороны, штаты традиционно предпочитали предоставление широких прав. С другой стороны, большинство штатов пытается также ограничить избыточное число кандидатов и партий.

Свобода законного инакомыслия 

Если отсутствует  выбор, выборы превращаются в бессмысленное  занятие. Возможность разумного  выбора требует предоставления гражданам, несогласным с деятельностью  власти, свободы выражения своих взглядов, критики политического курса и привлечения и организации сторонников. Свободные и справедливые выборы невозможны там, где власти могут заставить замолчать своих критиков.

Представительство

Итогом выборов  является избрание должностных лиц, действующих от имени народа. В США эта связь в наибольшей степени заметна в законодательных органах штатов и в Конгрессе США, где представители власти, выступающие в роли законодателей, представляют весь штат или часть штата, называемую округом.

Избирательные органы и процедуры 

Избирательные законы и правила также могут  как укрепить, так и пошатнуть  уверенность в том, что выборы являются свободными и справедливыми.

Голосование на президентских выборах 

В соответствии с Конституцией, каждый штат получает голоса выборщиков, число которых равно представительству этого штата в Конгрессе. В силу Двадцать третьей поправки (1961 г.) округу Колумбия выделено три голоса выборщиков. Кандидат считается избранным на президентский пост в случае получения им большинства (не менее 270) из 538 голосов выборщиков.

Выборы 2000 года примечательны также и тем, что  они со всей очевидностью показали роль денег в борьбе за голоса избирателей. «В политике важны две вещи», - говорил, как полагают, стратег Республиканской  партии Марк Ханна (Mark Hanna) более века назад.

Устойчивость  демократического процесса

Свободные и  справедливые выборы являются необходимым  условием «согласия подданных» - основного  принципа демократической политики. Такие выборы одновременно наделяют властью и устанавливают ее законность, в то время как несправедливые и нечестные выборы могут вызвать сомнение в праве того или иного лица занимать определенный пост и ограничить его возможности в осуществлении руководства.

 

 

 

 

 

      1. Избирательные системы.

Избирательная система – совокупность установленных законов, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределение депутатских мандатов.

Виды  избирательной системы:

Мажоритарная система - Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.

Пропорциональная система - Система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

Плюсы и минусы пропорциональной системы

  • Плюсы

Более полный учет разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе

  • Минусы

Обезличенность партийных списков. Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)

 

 

 

 

      1. Понятие политической идеологии.

Политическая  идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся  в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

Основными функциями  политической идеологии являются: овладение  общественным сознанием, внедрение  в него собственных критериев  оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития.

С точки зрения политических функций, идеология стремится  сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).

Уровни политической идеологии:

-теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;

-программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан;

-актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках.

 

      1. Мировые идеологии правые и левые.

В настоящее  время наше общество вступило в особый период острого политического противостояния, когда необходимо прийти, наконец, к  более или менее однозначным определениям относительно таких фундаментальных понятий, как "правые", "левые",

"Правые" и "левые" 
В отношении деления политических сил на "правые" и "левые" путаница существует не только у нас, но и в западном мире. Причина этой путаницы в том, что "правых" и "левых" можно определять в двух довольно различных сферах - в сфере политико-культурной и в сфере экономической. Часто "правые" и "левые " в экономическом смысле отнюдь не совпадают с "правыми" и "левыми" в политико-культурном смысле. Это и ведет подчас к парадоксальным ситуациям и вульгарной путанице.

На культурно-политическом уровне "правыми" являются те силы и партии, которые настаивают на сохранении национальных, политических и государственных традиций, свойственных конкретному народу, конкретному обществу.

Левыми" на том же культурно-политическом уровне будут те движения и их идеологи, которые, напротив, стремятся уйти от национальных, политических и государственных традиций, чтобы организовать общественно-культурный строй на совершенно новых, небывалых основаниях, скопированных где-то в другом месте или просто придуманных.

Экономические "левые" прямо противоположны экономическим "правым". Здесь "левые" ратуют за превосходство различных  коллективных форм собственности над  частными.

Причем, формы эти могут весьма различаться - от анархистских проектов примата сельско-общинной и профсоюзной собственности до общенациональной или государственной собственности некоторых тоталитарных режимов социалистического типа. Как бы то ни было, "левые" всегда стоят за "обобществление", "национализацию", "коллективизацию" и т.д.

 

      1. Либерализм и консерватизм.

Либерализм возник в Западной Европе в XVII –XVIII веках. В начале он явился как философское учение. Англичанин Джон Локк впервые сформулировал основные принципы либерализма: свобода, равенство прав, свобода частной собственности. Государству же по сути отводилась роль защитника прав граждан. Затем либерализм занялся практикой и она оказалась весьма кровавой.

Либерализм хорош, когда надо расшатать устои государства, привлечь народ обещанием свобод и устроить революцию. Вскоре выяснилась разрушительная сила либерализма, революции оказались страшными бедствиями для общества.

Более того, выяснилось, что либерализм, стремление к свободе, быстро вырождается в тоталитаризм. Это хорошо выяснилось на примере всех революций. Но возникшие буржуазные общества не могли отказаться от идей либерализма.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"