Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Политология".
1.Политическая власть:сущность и основные признаки.
Сущность:
Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядовающий соц. отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладет гос-во. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностино-непосредственный, а общественно-опосреднованный хар-р. П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правит-во, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Основными компонентами
Признаки политической власти:
§ Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
§ первичные — крупные социальные группы со своими интересами
§ вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
§ закрепление в законах полномочий субъекта правления
§ чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
§ принцип (функционального) разделения власти
§ легитимность власти
§ легальность (законное основание для власти)
§ легитимность (поддержка власти обществом)
2. Предпосылки возникновения политической власти.
Естественно-природной
Социально-экономической
Социально-нравственной
Географические предпосылки.
Жители небольших
3.Типология политической власти.
· экономическая, опирающаяся на экономические ресурсы, собственность на различного рода материальные ценности. То есть в основе этого типологии власти – связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями человека;
· социальная власть тесно связана с экономической. Но если экономическая власть имеет рычаги распределения материальных благ, то социальная распределяет положение в социальной структуре – статусы, т.е. влияет на общественное положение широких слоев населения (путем назначения на должности, льгот, привилегий и др.);
· культурно-информационная (духовно-информационная) – это власть над людьми с помощью научных знаний, культурных традиций, религии и морали, информации и средств их распространения и др.. На современном этапе из всех видов духовного влияния первостепенное значение приобретает научно-информационная власть. В целях воздействия на сознание людей используются различные каналы – школы, ВУЗы, СМИ и др.;
· политическая власть включает прежде всего власть государства, власть органов местного самоуправления, власть партий, политических лидеров, средств массовой информации. Но центральной в политической власти является власть государства, таким образом она включает в большей или меньшей степени все другие перечисленные виды власти. Ее центральное положение определяется также монополией на принятие законов, обязательных для всех граждан страны.
4. Соотношение политической власти с другими формами власти.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Социальная власть - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.
Вместе с тем если
В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами.
5.Легитимность власти.
Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
6. Сущность принципа разделения властей.
Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
7.Особенности
разделения властей в
8. Субъекты политической власти.
Субъекты
политической власти – это
группы людей или люди, влияющие
на принятие политических
1) социальные общности (классы, группы, этносы);
2) государство;
3) политические
партии и организации,
4) лидеры;
5) личная власть;
6) индивиды
в рамках определенных
9.Роль государственной
власти в реализации научно-
1.
К полномочиям органов
принятие
законов и иных нормативных правовых
актов, разработка и проведение единой
государственной научно-
выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;
формирование
и реализация федеральных научных
и научно-технических программ и
проектов, а также определение
федеральных органов
финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;
установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов;
содействие развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;
организация научно-технического прогнозирования;
формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) Российской Федерации;
управление государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
охрана прав интеллектуальной собственности;
формирование системы технического регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, системы обеспечения единства измерений в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, систем научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
установление
государственной системы
Правительство
Российской Федерации определяет полномочия
федеральных органов
Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, на который возложены эти задачи, совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.
Формирование
и практическое осуществление государственной
политики поддержки приоритетных направлений
оборонной промышленности, отраслей
оборонного значения и связанных
с ними науки и образования
обеспечивают органы исполнительной власти,
ведущие государственные
10. Политическая система общества - сущность и структура.
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества.
Структура политической системы
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
§ организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
§ культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
§ нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
§ коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
§ функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов
11.Класификация
современных политических
Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.
1 Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой.Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытые
политические системы имеют слабые
связи с внешней средой, невосприимчивы
к ценностям других систем и самодостаточны.
Отрытые системы активно
2
Классификация по
12.Особенности
современной российской
Среди основных следует выделить следующие особенности:
- гипертрофия
властных прерогатив
- разделение
властей - законодательной и