Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:32, контрольная работа
Цель данной контрольной работы уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами они хотят прийти к желаемому результату.
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,
экономики и права»
Филиал
в г. Красноярске
Специальность:
Юриспруденция – 030501.65
Кафедра юридических дисциплин
по дисциплине политология
на
тему: Русский
анархизм о политике
и государстве
Студент__ЗАОЧНОГО_____
(очно-заочного,
заочного)
____Зуева
Екатерина Владимировна__________________
(фамилия, имя, отчество)
Проверил:___ Геннадий Викторович Рублев,
г. Красноярск
2011 год
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,
экономики и права»
Филиал
в г. Красноярске
Введение
Цель данной контрольной работы уяснить
что такое анархизм, как возник ( т.е. его
исторические корни), чего добиваются
его последователи и какими методами они
хотят прийти к желаемому результату.
Прежде всего хотелось бы узнать что означает
само слово анархизм, для этого обратимся
к Советской энциклопедии: Анархизм —
(от греческого Anarhia — безвластие) общественное
политическое движение которое выступает
за немедленное уничтожение всякой государственной
власти (в результате "самовольного"
стихийного бунта масс) и создание федерации
мелких автономных ассоциаций производителей,
отвергает политическую борьбу рабочего
класса и диктатуру пролетариата. Известна
и формулировка этого слова одного из
представителей анархизма П. Кропоткина:
Анархия — это учение, которое стремится
к полному освобождению человека от ига
Капитала и Государства. Определив, что
такое анархизм поговорим о его истоках.
Элементы анархического мировоззрения
были известны на протяжении многих веков.
Стремление к полной свободе личности
в свободном обществе, отрицание власти
и эксплуатации — подобные настроения
в той или иной форме можно обнаружить
у античных киников и у китайских даосов,
у средневековых анабаптистов и у английских
диггеров, у русского еретика Ф. Косого
и французского мыслителя конца XVIII в.
С. Марешаля. Роднящее упомянутых мыслителей
умонастроение уместно обозначить термином
протоанархизм.
Однако анархизм в собственном смысле
этого слова, несомненно, порожден реалиями
нового времени. Лишь с конца XVIII столетия,
когда Европа вступила в эпоху великих
революций, способствовавших утверждению
человеческой индивидуальности и крушению
основ традиционного общества, постепенно
оформляется анархизм — сначала как философское
учение, а затем как революционное движение.
Анархизм стал реакцией на достижения
и неудачи Великой Французской революции:
манящий идеал свободы, равенства и братства
обернулся новым отчуждением; парламентская
демократия не принесла желанного освобождения
личности1.
Анархизм окончательно сформировался
в 1830-1840-е гг. — в борьбе и полемике с либерализмом
и государственным социализмом. Если первый
подчеркивал значение политической свободы
гражданина (признавая необходимость
сохранения, хотя и предельно минимизированного,
государства), то второй выступал за социальное
равенство, считая инструментом его осуществления
тотальную государственную регламентацию.
Девизом же анархизма, противостоявшего
обоим течениям, можно считать знаменитые
слова Михаила Бакунина: "Свобода без
социализма есть привилегия и несправедливость...
Социализм без свободы есть рабство и
скотство".
1. Рождение российского анархизма
Рождение российского анархизма затянулось
на несколько десятилетий. Лишь в 80-е годы
XlX в. он сформировался в революционное
движение и начал играть определяющую
роль в системе общественно-политических
взглядов народников. Большинство из них
поначалу, находились под влиянием бакунинских
идей. М.А. Бакунин, на первое место выдвигал
борьбу всеми дозволенными способами
с государством и его институтами и громогласно
объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге
"Государственность и Анархия" —
он предложил своим последователям единственную
форму революционной борьбы — немедленное
всенародное восстание для разрушения
государственного строя. Взамен предлагалось
организация вольного братского союза
"производительных ассоциаций, общин
и областных федераций, обнимающих безгранично,
потому свободно, людей всех языков и народностей"
По мнению Бакунина, долгом каждого честного
революционера должна была стать поддержка
в народе инстиктунтивного духа протеста,
его постоянной готовности к революции.
" Живой ток революционной мысли, воли
и дела" должен был разбить традиционную
замкнутость крестьянского мира, наладить
связь между фабричными работниками и
селянами и создать на их основе несокрушимую
силу, способную одним махом произвести
в стране социальную революцию.
Развивая теоретические построение Бакунина,
члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили
идею "хождение в народ" с целью подготовки
крестьянских восстаний для осуществления
социальной революции. Через "хождение
в народ" прошли многие видные люди
эпохи, искавшие действительные способы
борьбы с самодержавием.
Дальнейшее развитие анархические построения
нашли в лице П.А, Кропоткина. Осенью 1873
г. по поручению "чайковцев" (членов
кружка Н.В. Чайковского) — он составил
программный документ организации, манифест
— "Должны ли мы заняться рассмотрением
идеала будущего строя ?" В этом документе
идеалом будущего строя объявлялась "анархия
" — т.е. "союз вольных коммун",
без центральной государственной власти.
Движущими силами для проведения в жизнь
анархической программы Кропоткин считал
не только крестьян, но и городских рабочих:
"Здесь мы должны распространять наши
воззрения, здесь должны мы подыскать
товарищей. Прежде всего восстание должно
произойти в самом крестьянстве и городских
рабочих только тогда может оно рассчитывать
на успех".
Насколько сильна была вера в осуществимость
анархических построений у российской
молодежи той поры, показывает тот факт,
что в первых больших судебных процессах
70-х годов, организованных правительством
против революционеров (процессы "50-ти"и"193-х"),
наиболее видные обвиняемые почитали
за честь называть себя анархистами.
В начале ХХ в. в России, в условиях общего
революционного подъема и невиданной
по накалу классовой борьбы, анархизм
— вечный спутник революций и социальных
потрясений вновь заявил о себе, как об
общественно-политическом движении, объединяющем
леворадикально, демократически настроенные
слои общества.
Первые шаги к усилению роли анархизма
в общественно-политической жизни страны
были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве
возникает организация российских анархистов-эмигрантов
"Группа русских анархистов за границей",
издавшее воззвание с призывом к свержению
самодержавия и социальной революции.
Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий
и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903
г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов
"Хлеб и Воля", принесшую известность
Российскому анархизму. "Хлебовольцам"
при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит
и В. Н. Черкезова удалось в том же году
организовать первого российского анархического
печатного органа за границей — газеты
"Хлеб и Воля".
В самой России первые анархистские группы
появляются весной 1903 г. в г.Белостоке
Гродненской губернии среди еврейской
интеллигенции и присоединившихся к ней
ремесленных рабочих; летом — в г. Нежине
Черниговской губернии в среде учащийся
молодежи. Начавшийся процесс образования
анархистских групп на территории страны
шел по восходящий линии, и уже к концу
1903 г. функционировало 12 организаций в
11 городах, а в 1904 г.— 29 групп в 27 населенных
пунктах северо-запада, Юго-запада и Юга
страны.
2. География российского анархизма
География российского анархизма четко
обрисовалась в 1905-1907 годах. "Столицами"
движения считались Белосток, Екатиринослав
и Одесса.
Социальную основу анархического движения
составляли преимущественно кустари,
ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные
элементы, часть интеллигенции, а также
немногочисленные группы рабочих недовольные
существующими порядками, но слабо представляющие
пути и средства борьбы с ними. Если попытаться
составить обобщенный портрет анархиста
периода первой российской революции,
то он бы выглядел так: это был бы молодой
человек (или девушка) 18-24-летнего возраста,
имевший начальное образование и представлявший,
как правило демократические слои общества.
Среди анархистов практически не было
лиц зрелого возраста. Самым пожилым в
движение были — его основатель Кропоткин
(1842) и его ближайшая последовательница
М. И. Гольдсмит (1858). Основная масса крупных
организаторов движения — М. Э. Данилов,
Н. И. Музиль, Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой,
В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), —
родились в середине — конце 70-х гг. XIX
в., т.е. к моменту революции им было около
25 — 32 лет. В основном руководители и теоретики
анарходвижения имели высшее или среднее
специальное образование, большие навыки
агитационной работы.
Июльский политический кризис 1917 г. закончился
поражением сил революции и частичным
разгромом анархических организаций.
В этот период на передней край борьбы
вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла
внимание не только революционеров, но
и сторонников правительства, пытавшихся
использовать в своих целях авторитет
великого ученого и мыслителя. А. Ф. Керенский
делал невероятные усилия, чтобы уговорить
Кропоткина войти во Временное правительство,
предлагая ему на выбор любой пост министра.
Кропоткин отказался ответив: "Я считаю
ремесло чистильщика сапог более честным
и полезным". Очевидно, результатом
длительных размышлений стало его участие
в работе Государственного совещания
в Москве,15 августа 1917г.
Консервативные круги вряд ли ожидали
услышать от теоретика анархизма проповедь
идеи классового примирения всех сил "и
правых и левых", действующих в революции.
Возможно, это был хитрый ход политика
считавшего, что достичь царства анархии
можно будет только в условиях мира и демократии.
Но за такое положение дел анархистам
еще предстояло бороться. Накануне Октября
1917 г. они были все еще в значительной степени
разрозненны. Колебание различных частей
анархического движения не спасли его
от подчинения решительной и властной
тактике большевиков. В дни Октября большевики
использовали анархистов в качестве боевой,
разрушительной силы против буржуазии,
оказывая им всемерную помощь оружием,
продовольствием и пр. Анархисты, окунувшись
в родную стихию борьбы и разрушения, участвовали
в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде,
Москве, Иркутске и других городах.
Но для большевиков утвердившихся у власти,
анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу
личности и против государственных институтов,
был хорош только до той поры, пока не мешал
осуществлению собственных планов государственного
строительства. Большевики опасались
соединения идей анархии с лозунгами своих
противников из среды демократических
слоев общества. Для борьбы с анархистами
и их попутчиками были использованы все
методы: от обвинения их в поддержке "буржуазных
контрреволюционеров", в организации
"пьяных погромов" до попыток формирования
ими собственных отрядов.
17 декабря в газете петроградских анархистов
появился призыв к созданию собственных
вооруженных сил. "Вольные анархические
дружины" нужны были анархистам "для
организованного удара... по власти, для
смертельной за социальную революцию".
В публикации содержалась прямая угроза
большевикам:" Если вы станете на нашем
пути к анархии, к коммуне, мы растопчем
и вас". Весной 1918 г. анархисты приступили
к созданию постоянных боевых отрядов.
Кадры "боевиков" предназначались
для борьбы "за идеалы анархизма",
с "контрреволюцией" в России, а также
для подавления выступлений "германских
белогвардейцев".
Постоянная нацеленность анархистов на
задачи мирового революционного развития
не мешала им устраивать прозаические
налеты на квартиры, грабить склады и магазины,
и даже захватывать здания. Московские
анархические группы зимой 1918 г. устроили
настоящие соревнование по захвату особняков
в городе.
Почувствовав за собой некую силу, анархисты
решили добиться окончательного своего
признания Советской властью. Весьма важной
для них была задача обеспечения оружием
и продовольствием в равных пропорциях
с красногвардейцами. Власти Москвы и
Петрограда признали требования анархистов
недопустимыми и запретили им выдачу оружия.
Анархисты не могли смирится с таким решением
властей. В конце марта 1918 г. члены Московской
Федерации анархических групп официально
уведомили Моссовет о захвате помещения
купеческого собрания на Малой Дмитровке
дом № 6 и размещении там своих организаций.
Такая позиция создала угрозу возможных
насильственных действий против большевиков.
Насколько такая задача была реальной
и выполнимой для анархистов?
Сейчас трудно ответить на этот вопрос.
Во всяком случае, в Москве стали усиленно
распространятся слухи о готовящемся
выступление анархистов.
В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами
ВЧК, воинских частей и латышских стрелков
из охраны Кремля был проведен захват
зданий, занимаемых анархистами, и разоружение
сторонников анархии. В некоторых местах
анархисты оказывали сильное сопротивление,
но в основном застигнутые врасплох, сдавались.
Вскоре было проведено разоружение анархических
групп в Петрограде, Вологде, подавлен
анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.
Верхушка движения не имевшая после смерти
П. А. Кропоткина в 1921 г. подлинного руководителя
и теоретика, раскололась на несколько
частей.
Многие анархисты заявило о кризисе движения,
его перерождение своем желании трудится
на благо большевиков и вступило в РКП(б).
Другая часть духовному гнету и лжи предпочла
эмиграцию и выехала или была выслана
за границу. Наконец, оставшийся в стране
приверженцы анархии пытались проводить
какую-то работу но их было ничтожно мало.
Многие анархисты тяжело переживая разрыв
с родиной, одиночество, и усталость от
бесполезной борьбы, принимают решение
вернуться в СССР. Кто-то возвращался по
своей воле, кто-то из-за связей с чекистами,
но как правило конец жизни эти в прошлом
идейные анархисты проводили одинаково
— на стройках и лагерях ГУЛАГа. В 1929 г.
на воле уже практически ни кого не было.
Анархические организации в стране прекратили
свое существование.
3. Анархо-коммунизм П.А. Кропоткина
В отечественной историографии советского
периода существовало устойчивое мнение,
что начиная "примерно с 90-х годов Кропоткин
отходит от активного участия в революционном
движении, которое пошло совсем не по тому
пути, как это представлялось идеологу
анархизма". С.Н. Канев, например, считал,
что Петр Алексеевич с первых дней эмиграции,
включившись в западноевропейское анархистское
движение, "не заметил наступления новой
эпохи в международном рабочем движении",
а также "не понял и не принял перемены
в освободительном движении в России,
связанные с деятельностью "Земли и
воли" и "Народной воли" и в этом
была причина его самоизоляции.
Однако исторические факты неумолимо
утверждают обратное: до последних дней
своей жизни Кропоткин оставался не только
верен своей анархистской концепции, но
являлся духовным вождем (если можно применить
это слово к антиавторитаристам) российского
анархистского движения и по мере физических
сил включался в сложные идейные дискуссии.
Возвращение в революционную Россию после
длительной эмиграции было продиктовано
не столько ностальгическими нотками,
сколько желанием активно включиться
в российскую общественную жизнь, личным
примером подвигнуть революционные массы
на достижение высот свободного общества.
Отрицание государства и его власти и
насилия над личностью, природное право
человека на свободу — эти идеи находили
свое отражение и в русском сектантстве,
и в теориях славянофильства. Протест
против бесправия в обществе характерен
и для первой волны отечественного революционно-освободительного
движения первой половины XIX века.
Все это, вкупе с анархистскими трудами
М. Штирнера и П.Ж. Прудона, создало предпосылки
для, с одной стороны, развития оригинальных
анархистской теории бунта М.А. Бакунина
и анархо-коммунистической теории П.А.
Кропоткина, а с другой, подчинения второй
волны русского революционного движения
60-70-х годов идеям социальной реализации
безгосударственности. Анархистские идеи,
таким образом, попали в благодатную почву
российской пореформенной действительности
с характерным ей широким недовольством
половинчатостью и непоследовательностью
попыток социально-политического переустройства.
Кропоткин, захваченный вихрем революционного
движения, прошел путь в своем миросозерцании
от восторженного приветствия реформаторства
Александра II до полного неприятия царской
политики и превращения (после известного
народовольческого покушения) в заклятого
врага царизма. Потомственный русский
князь, воспитанник привилегированного
Пажеского корпуса стал мятежником, отрицающим
устои государственности, революционером,
маститым ученым-путешественником и философом.
Такое превращение могло произойти только
с весьма незаурядным человеком!
Более, чем 40-летняя, эмиграция была для
Кропоткина отнюдь не миросозерцательным
бесцельным пребыванием. Это был тяжелый
и многогранный труд, отражающий смысл
всей его жизни. Именно в эти годы Петр
Алексеевич на основе глубокого социального
анализа смог творчески развить свою концепцию
анархо-коммунизма, первые штрихи которой
были намечены им еще в начале 70-х годов
в программной записке Большого общества
пропаганды, сыгравшей для него такое
судьбоносное значение. При этом Кропоткин
не был сугубо научным работником, замкнутым
своим исследованием в узкий кабинетный
мир. Он активно пропагандировал свои
взгляды среди самых широких революционных
масс. Чтение лекций, выступление на митингах
и собраниях, публикации в печати служили
ему трибуной для столкновения взглядов
и мнений, оттачивания положений теории.
Были у него и противники, и последователи,
как у любой популяризируемой и популярной
идеи.
Ярыми противниками выступали официальные
органы власти, организовавшие его преследование
и травлю. Ему пришлось познать все "прелести"
тюремного заключения. Противниками выступали
и социалисты-государственники, ратующие
за широкую парламентскую деятельность
и народное государство.
Естественно, что социал-демократия, как
западноевропейская, так и российская,
возникшая из недр "Черного передела",
не могла стать сторонницей анархии, методы
революционной деятельности которой,
по ее мнению, вели к самоустранению от
политической жизни общества. Представляется
весьма легковесной и конъюнктурной оценка
В.И. Лениным значения анархизма в революционном
движении: "Анархизм за 35-40 лет? своего
существования? не дал ничего кроме общих
фраз против эксплуатации". Судьба российского
авторитаризма ХХ века выявила изъяны
и в марксистской научной теории. Монополия
на идеологию, при отсутствии плюрализма
идей, ограничивала свободу альтернативных
взглядов.
По этой причине советская историография
наполнялась единодушным скептицизмом
к роли Кропоткина и его идей в судьбах
русских революций. Кропоткин же, исходя
из исторических фактов, постоянно находился
в гуще общественно-политических событий.
У него было много сторонников и последователей
в международном рабочем движении (это,
в частности, Джемс Гильом, Эли и Элизе
Реклю, Поль Брусс, Дюмартрэ, Герциг, Жан
Грав, Н.В.Чайковский, Э.Малатеста, В.Н.Черкезов).
Он общался со многими известными своими
современниками. В этом кругу общения
П.Л. Лавров, С.М. Степняк-Кравчинский, Л.Г.
Дейч, В.И. Засулич, В.Н. Фигнер, Е.К. Брешко-Брешковская,
Л.А. Тихомиров, Луиза Мишель, Эмиль де
Лавеле. Согласно списка, составленного
самим Кропоткиным, он вел переписку с
249 корреспондентами. Именно к концу прошлого
века у Петра Алексеевича окончательно
сложилось его анархистское видение социальных
процессов и в значительной степени оформилась
доктрина анархо-коммунизма.
Библиография его работ периода 90-х и 900-х
годов производит впечатление калейдоскопа.
Его статьи в газетах "Le Revolte" и "La
Revolte" и журналах "Freedom" и "Nineteenth
Century" составили такие труды, как "Справедливость
и нравственность" (лекция, прочитанная
в начале 1888 г. в Манчестере), "Нравственные
начала анархизма" (1890 г. Париж11), "Хлеб
и воля" (1892 г. Париж), "Современная
наука и анархия" (1912 г.12 Лондон), "Поля,
фабрики и мастерские" (1898 г. Лондон),
"Коммунизм и анархия (Довольство для
всех)" (1899 г.), "Анархия: ее философия,
ее идеал. Публичная лекция" (1900 г. Женева),
"Этика анархизма" (1900 г.), "Взаимная
помощь как фактор эволюции" (1902 г.)
Система Кропоткина привлекала внимание
современников своей глубоко гуманистической
направленностью, попытками синтеза и
гармонии мира, стремлением объяснить
все явления в области общественной жизни
объективными законами природы. Под анархией
он понимал " мировоззрение основанное
на механическом понимание явлений ",
Охватывающее всю природу, включая сюда
и жизнь человеческих обществ. В своих
построениях новый
теоретик российского
анархизма значительное место уделил
вопросам революции. Он не считал народ
готовым к немедленному революционному
выступлению и ставил вопрос о
создание анархической партии для "
тихой подготовительной идейной работы
". Социальную революцию он считал закономерным
явлением исторического процесса, "
резким скачком вверх ", который должен
привести к полному уничтожению все институтов
власти и гос. учреждений.
По его мнению, анархо-комунизм можно было
вводить сразу после разрушения старых
порядков в ходе революции. Кто же совершит
эту великую революцию? " Ее могут сделать
только сами трудящийся — рабочие и крестьяне
и трудовые элементы из интеллигенции",
— писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость
революционного правительства, не признавал
ни какой революционной диктатуры, так
как при ней, по его мнению, " революция
неизбежно вырождается в произвол и в
деспотизм".
Иногда трудно себе представить, какую
нечеловеческую активность проявлял этот
уже далеко не молодой человек, противоречащий
своему высказыванию, что к 40-летнему возрасту
потенциал общественной активности снижается.
Вынужденная длительная эмиграция естественным
образом усилила стремление к покинутой
родине. С ней он никогда не обрывал тонкую
связующую нить, с жадностью читая сообщения
из России от родных и друзей.
С конца 90-х годов началась его переписка
с М.И. Гольдсмит, принявшей на себя заботу
о переводе и издании на русском языке
книг и статей Кропоткина и его сподвижников.
Однако, не имея существенных путей в Россию,
эти издания (в основном в виде брошюр)
распространялись в эмигрантской среде.
Именно в этой среде в начале ХХ века зародилось
новое поколение анархистов, сгруппировавшееся
вокруг своего печатного органа "Хлеб
и Воля".
Кропоткин воспринял это de-facto, хотя новообразование
несомненно было навеяно его идеями анархо-коммунизма,
о чем служило даже само название. Однако
взаимоотношения Петра Алексеевича и
хлебовольцев (главными представителями
которых были Георгий и Лидия Гогелия)
налаживались с трудом. Сказывались возрастные
различия и связанные с ними различия
в представлениях людей разных поколений
о сложных общественных процессах.
С одной стороны — решительность, смелость
в суждениях и в действиях, граничащие
с безрассудством, с другой — осторожность
в оценках, основанная на богатом жизненном
опыте. Но главное было сделано — на очередном
витке революционного подъема анархистские
идеи Кропоткина нашли свою аудиторию
и практическое воплощение, положив начало
возрождению анархистского движения в
России.
В России, как и на Западе, в начале ХХ века
рост политической активности, возродил
интерес к общественным теориям, в том
числе и к анархизму. Правдами и неправдами
в страну стала просачиваться анархистская
литература. Первые анархистские кружки
стали возникать на юге России. От первого
белостокского кружка в 1903 году анархистское
влияние вскоре распространилось на Гродно,
Бельск, Волковыск, Орел, Житомир, Одессу,
Нежин. Идейную основу этих кружков составляла
безгосударственная доктрина Кропоткина.
К своему патриарху новые анархисты относились
с почтением и благоговением, не упуская
тем не менее возможности по-своему трактовать
и применять в практике политической борьбы
тактические приемы анархистских экспроприаций.
Кропоткин же иначе, чем его последователи,
относился к революционному терроризму.
"Анархисту звать людей на террор непозволительно,
разве он не находится на месте и не ведет
свою пропаганду личным примером? — писал
он в январе 1904 года М.И. Гольдсмит. — Возводить
террор чуть ли не в систему вообще, по-моему,
ошибочно?".
Отношение Петра Алексеевича к насилию
просматривается в трех аспектах:
- по отношению к заговорщической террористической
деятельности революционеров;
- по отношению к внутренней и внешней
политике государства;
- по отношению к будущему социальному
мироустройству.
При всем сочувствии смельчакам, которые
ценою собственной жизни пытаются вызвать
социальные изменения, Кропоткин считал,
что революционная борьба "должна быть
направлена главным образом на экономические,
а не на политические формы"
С этой точки зрения его больше "интересует
не столько непосредственное влияние
террактов на политику правительства,
сколько их воздействие на народные массы"
Ведь простая смена убитого правителя
на другого не приносит чаще всего коренных
перемен, оставляя весь государственный
строй нетронутым. Лишь репрессивный аппарат
начинает свою вешательную политику. Поэтому
терракты можно рассматривать исключительно
как дополнение к широкой агитационно-пропагандистской
работе среди масс.
Заговорщическая деятельность народовольцев,
не опирающаяся на народное революционное
движение, по мнению Кропоткина, была обречена
на провал: "Никакая серьезная политическая
революция невозможна, если она в то же
время не имеет характера социально-экономической
революции"
Лично для себя Кропоткин не видел перспектив
террористической деятельности, поскольку
считал, что убийство царя не может дать
"серьезные прямые результаты, хотя
бы только в смысле политической свободы"
Косвенные результаты (подрыв идеи самодержавия,
развитие боевого духа) однако же еще не
достаточны для того, чтобы "всей душой
отдаться террористической борьбе против
царя"
В связи с этим можно привести также свидетельство
Половцева В.В., посетившего Кропоткина
осенью 1889 года в Лондоне: "Что касается
до крови и убийства, то П.А. по поводу цареубийства
всегда говорил Исполнительному Комитету,
что не следует и нецелесообразно убивать
государя. Ему возражали, что следующий
будет либеральнее. — Не может быть либеральнее
сын убитого государя!"
Кропоткин, по его словам, смог бы поддержать
террор лишь только в том случае, если
этот вид борьбы будет подкреплен "вооруженною
борьбою против ближайших врагов крестьянина
и рабочего" и вестись будет "с целью
взбунтовать народ"
Со временем взгляды Кропоткина на революционное
насилие даже ужесточились. Он пришел
к выводу, что чувство мести, рождающееся
в народе по отношению к своим угнетателям,
вполне объяснимое в конкретной обстановке,
"несовместимо с высшей нравственностью
и способно причинить революции лишь вред"
У Петра Алексеевича появилась уверенность,
что это чувство высокой нравственности,
органически присущее народу, возобладает
над стихией революции и у восставших
"хватит силы не прибегать к тем гнусным
средствам, какими сейчас пользуется господствующее
меньшинство"
<>/> Кропоткин много места в своей
теории посвятил критике государственного
устройства и насилия, которое реализуется
в государстве. Он не понаслышке познал
тяготы тюремного заключения и свои выводы
изложил в книге "В русских и французских
тюрьмах": "тюрьмы никого не исправляют?
напротив, они действуют более или менее
развращающим образом на всех тех, кому
приходится пробыть в них несколько лет"
Причина этого — в деморализующем характере
тюремного заключения. Систему государственного
правосудия он назвал "узаконенной
местью" за органическую неспособность
государства создать условия для гармоничного
развития личности. В значительной мере
общество ответственно за те безнравственные
асоциальные поступки, которые совершаются
в его среде. Преступления против личности
и против собственности можно искоренить
лишь при качественном переустройстве
общества и естественном росте нравственных
и социальных привычек. Частную собственность
и возникшее для её защиты государство
Кропоткин объявил не соответствующими
природной сущности человека, культуре
и то, что "если наши деды допустили
сформироваться... класс, который извлек
свои богатства из эксплуатации пролетариата...
— всё это не основание для наших дней,
чтобы мы безукоризненно терпели следствия,
вытекающие из этого порядка вещей"
Центральное место в анархистской теории
Кропоткин уделяет взаимопомощи, солидарности
в обществе. Именно благодаря этим качествам
общество сохраняет свою устойчивость
и может рассчитывать на перспективу.
Эти взгляды продолжают и развивают известную
теорию Ч.Дарвина о происхождении видов,
наполняя её высоким гуманистическим
содержанием. Социал-дарвинизм, основанный
Кропоткиным, утверждает, что практика
взаимной помощи и ее последовательное
развитие "создали самые условия развития
общественной жизни, благодаря которым
человек смог развить свои ремесла и искусства,
свою науку и свой разум" А стремление
людей ко взаимной помощи "разрушило
железные законы государства. Взаимная
помощь в обществе формирует этические,
и нравственные законы, а через них осуществляется
прогресс человеческого рода, и поэтому
естественным является распространение
ее "от первобытного рода к агломератам
людей, все более и более обширным, пока,
наконец, эти начала не охватят все человечество,
без различия вер, языков и рас"
Таким образом, Кропоткин считал, что в
развитии культурной традиции, в основе
которой лежит взаимопомощь, перспектива
прогресса человечества. Но особенно "культурные
ценности, которыми пламенел П.А. всю жизнь
— и нет ни одного анархистского учения,
которое бы было так напитано культурным
элементом — получают надлежащее место
в его философии истории"
Она стала протестом против антропоцентризма,
воспевая гимн объединению всех бесконечно
малых. При этом, не смотря на то, что "стихия
свободы, стихия личного освобождения
есть то первозданное, из чего вырастает
всё анархистское мироощущение — П.А.
в угол последнего ставит не личное, а
массовое начало"
Кстати, от эгоистического анархизма Штирнера
Кропоткин взял лишь идею о взаимоуважении,
которое должно наполнять каждого человека
для гарантий его личной свободы. В этом
факте прослеживается такая характерная
для русской нации черта, как коллективизм.
Далее, в общинном принципе построения
хозяйственного уклада будущего общества
Кропоткин в полной мере заимствовал эту
коллективистскую черту нашего народа.
Ему видится единственным рациональным
исходом ассоциированный труд, при котором
удается преодолеть недостатки как индивидуального,
малопроизводительного, так и крупного,
узкоспециализированного производства.
При этом производственная ассоциация
или община будет производить продукты
не только для себя, или только для других,
а для потребления всему обществу... Рассматривая
взаимосвязи творчества Кропоткина с
российской культурой, нельзя не отметить
весьма объемный труд, посвященный им
анализу русской литературы.
Выводы
С именем М.Бакунина связана первая волна
широкого социального протеста и в России,
и на Западе в XIX веке. Радикализм "левых"
выходцев из дворян, интересы обнищавшего
крестьянства, широких, преимущественно
мелкобуржуазных слоев, включая деклассированных
и маргиналов, — вот что стоит, в конечном
счете, за такими, к примеру, словами М.Бакунина:
"Я — фанатичный приверженец свободы,
видящий в ней единственную среду, где
может развиться ум, достоинство и счастье
людей". П. Кропоткин же не был фанатиком
свободы, что заставляет задуматься о
действительных социальных корнях его
творчества в российской жизни. Кроме
интересов перечисленных социальных групп,
Кропоткин в большей степени, чем его предшественник,
представляет интересы наиболее образованной
части рабочих, видевшей свое будущее
в солидарности и взаимопомощи. Последнее
и составляет, так сказать, "воздух"
свободы.
Один из основных тезисов, которые выносятся
здесь на обсуждение, можно сформулировать
так: великие русские анархисты исходили
из приоритета свободы; они далеко продвинулись
в деле решения проблемы свободы во взаимосвязи
с другими проблемами, такими, как равенство,
справедливость, солидарность, взаимопомощь
и т.д. Если М. Бакунин осуществляет попытку
синтеза антропологического и социального
подходов в своей концепции освобождения
общества и человека, то П. Кропоткин подводит
естественно-историческую и этическую
основу под эту концепцию, одновременно
углубляя и как бы "приземляя" ее.
Анархисты способствовали конкретизации
и, так сказать, "приземлению" модели
будущего общества, в котором максимум
свободы индивида должен базироваться
на зрелой экономике, обладающей наивысшей
производительностью свободного труда.
Литература
1. Артемов В.М. Проблема свободы: М. Бакунин
и П. Кропоткин // Труды Международной научной
конференции, посвященной 150-летию со дня
рождения П.А. Кропоткина. — М., 1995. — Вып.
1. — С. 26-43.
2. Голиков А.К. Проблема власти и государства
в концепциях русского революционного
и религиозного анархизма (М. Бакунин,
Л. Толстой) // Клио. — СПб., 2003 . — N 1(20). —
С. 16-25.
3. Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории
борьбы рев. демократов и большевиков
против анархизма (1840-1917 гг.). — М.: Мысль,
1987. — 328 с.
4. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы
политического сознания (домарксистский
период) / АН СССР. Ин-т государства и права.
— М.: Наука, 1989. — 255 с.
5. Ударцев С.Ф. Политическая и правовая
теория анархизма в России: история и современность
/ Высш. шк. права "Эдилет". — М.: Эдилет,
1994. — 382 с.
Информация о работе Русский анархизм о политике и государстве