Россия в зеркале политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:57, реферат

Описание работы

В самой общей форме политическая культура отражает ориентацию людей на ту или иную политическую реальность, политические события. Например, правительство принимает закон, ущемляющий Права человека. В одном государстве начнутся акции протеста, волна критики в прессе, требования отменить этот закон. В другом государстве граждане могут отнестись к подобного рода закону индифферентно.

Работа содержит 1 файл

к докладу 10. Россия в зеркале политологии.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

Россия  в зеркале политологии

В чем своеобразие  политической культуры в современной  России

В самой общей форме политическая культура отражает ориентацию людей  на ту или иную политическую реальность, политические события. Например, правительство  принимает закон, ущемляющий Права человека. В одном государстве начнутся акции протеста, волна критики в прессе, требования отменить этот закон. В другом государстве граждане могут отнестись к подобного рода закону индифферентно. Почему люди ведут себя так, а не иначе? Почему в одном государстве они борются за свои права, а в другом — нет?

Американский  исследователь Г. Алмонд, формулируя свой подход к политической культуре, приходит к выводу, что ее формирует  определенный способ ориентации на политическую систему. Такой подход означает, что подданные любого государства имеют совокупность взглядов на общество и политическую действительность, которая становится основой реакции населения на ту или иную политическую ситуацию.

В процессе совместной работы С. Верба  и Г. Алмонд пришли к выводу, что в понятие политической культуры надо включить также ценности и установки, значительно выходя за пределы чистого сознания.

К культурным установкам относят: уровень  терпимости (толерантности), стремления к коллективности (индивидуализм), этнической целостности (космополитизм), индивидуальной экстериоризации, идеологической однозначности (плюрализм), уровень компромиссности (конформизм), деятельностной активности (пассионарность, лояльность и экстремизм) и т.д.

Сложная форма объединения этих установок в целое, в единстве с различными формами знания, создает ментальное ядро политической культуры, которое превращает человека в определенную политическую “разновидность”.

Между политической культурой и политической системой существует взаимосвязь. С одной стороны, политическая культура влияет на характер политического режима. С другой — политическая культура зависит от поведения людей, формируя у них определенные поведенческие стереотипы (Д. Пол).

В политической системе, которая насильственными мерами подавляет всякие формы политического протеста, вырабатываются стереотипы пассивного политического поведения. В условиях политической толерантности будут формироваться стереотипы политического поведения активистского характера.

Обычно  выделяют три типа политической культуры: патриархальную, подданническую и активистскую.

По  содержанию политическая культура патриархального  типа означает слияние человека с  социально-политической структурой, добровольное подчинение социокультурной ритуальности, осознание необходимости защищать ее до последней возможности. Общественно-политические ориентации проецируются на персону вождя и на тот социокультурный ритуал, с которым отождествляется его персона.

В таком способе реализации политической культуры нет различия между интересами индивида и сообщества. Человек растворен в социуме, он полностью отождествлен со своей социально-политической ролью.

Патриархальная  “культура” имеет свои ценности, институты  и в определенных социально-политических условиях следование этой традиции оказывается очень эффективным. Так, многие тоталитарные режимы используют патриархальную политическую культуру в качестве эффективной социотехнологии.

Подданническая  политическая культура характерна для  социума, специфика которого выражается в ограничении политической активности значительной массы населения и в подавлении всякой политической оппозиционности. Это превращает население в формально-лояльную или послушную массу, которая подчиняется силе и не видит выхода из ситуации.

В тех случаях, когда насилие переходит границу (“чаша терпения полна до краев”) в обществе с подданнической политической культурой “вспыхивают” центры недовольства, которое оказывается сильнее страха наказания.

Подданническая  культура создает особое знание —  идеологию, которая направлена на воспитание необходимости подчиняться власти и на сокрытие, затемнение действительности политического процесса. Цель такой  идеологии — создать картину  мира, где основа жизни — подчинение власти, смысл и содержание деятельности которой основной массе населения непонятна.

В отношении управляемости общества подданническая политическая культура обладает определенным преимуществом, состоящим в лояльности, покорности населения. Во многих государствах с ярко выраженным подданничеством был достигнут достаточно высокий уровень развития. В то же время культура высшего слоя и военная мощь государства достигаются в таком обществе за счет подавления, эксплуатации, деградации основной массы населения. Слабостью подобной политической культуры является безразлич-ное отношение подданных к государству, их отстраненность от власти, неуправляемость в кризисных ситуациях, сниженный инновационный и реформационный потенциал и т.д.

Активистская  политическая культура основана на современном для демократического общества ментальном и деятельном основании. Эта культура проявляется в “политическом участии” — достаточно многочисленная часть участников политического процесса постоянно осознает его, фиксирует соответствие деятельности политической элиты и демократических институтов законам и господствующим ценностям, активно воздействует идеологическими, политическими и иными средствами на политику.

Активистская  культура основана на научном знании и доступе к информации. Она позволяет любому человеку интеллектуально владеть политической ситуацией по его желанию и возможностям, оценивать ее в соответствии с законными индивидуально-организованными ценностями и принимать решения на основе знания, отношения к политической реальности, собственной или корпоративной воли.

В сегментарном обществе характерной  является патриархальная политическая культура, которая ориентирована  на локальную, ограниченную популяцию  и ее непосредственного лидера —  харизматического вождя. В обществе с сословной стратификацией, которое основывается на господстве авторитарной власти и разных правах людей, доминирует подданническая политическая культура. Общество с высоким уровнем функционально-институциональной дифференциацией нуждается в активистской политической культуре.

Исследования  политической культуры показали, что  в чистом виде указанные три ее типа — патриархальный, подданнический и активистский — встречаются  крайне редко. Кроме того, существуют их комбинации патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская культуры. Эти типы культуры и субкультуры доминируют в разных обществах.

Современное российское общество — это, во-первых, общество, в котором произошла  стратификация по типу классового деления, которая характеризуется различием функций, положения, прав и способов жизни; во-вторых, общество с набором полноценных, замкнутых в себе популяций или сегментов; в-третьих, современное общество, которое понимается как стратифицированное не в сословном, а в функциональном отношении (Н. Луман).

Поэтому в России существуют все типы политической культуры и ее субкультуры: харизматическая, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.

ЛИТЕРАТУРА 

Грунт ЗА., Кертман Г.П., Павлова Т.В., Патрушев С.В., Хлопин А.Д. Российская повседневность и политическая культура // Полис. 1996. № 4.

Симон Г. Мертвый хватает живого. Основы политической культуры России // Общественные науки и современность. 1996. № 6.

Щербина Н.Г. Архаика в российской политической культуре // Полис. 1997. №5.

Информация о работе Россия в зеркале политологии