Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:57, реферат
В самой общей форме политическая культура отражает ориентацию людей на ту или иную политическую реальность, политические события. Например, правительство принимает закон, ущемляющий Права человека. В одном государстве начнутся акции протеста, волна критики в прессе, требования отменить этот закон. В другом государстве граждане могут отнестись к подобного рода закону индифферентно.
В самой общей форме политическая культура отражает ориентацию людей на ту или иную политическую реальность, политические события. Например, правительство принимает закон, ущемляющий Права человека. В одном государстве начнутся акции протеста, волна критики в прессе, требования отменить этот закон. В другом государстве граждане могут отнестись к подобного рода закону индифферентно. Почему люди ведут себя так, а не иначе? Почему в одном государстве они борются за свои права, а в другом — нет?
Американский исследователь Г. Алмонд, формулируя свой подход к политической культуре, приходит к выводу, что ее формирует определенный способ ориентации на политическую систему. Такой подход означает, что подданные любого государства имеют совокупность взглядов на общество и политическую действительность, которая становится основой реакции населения на ту или иную политическую ситуацию.
В процессе совместной работы С. Верба и Г. Алмонд пришли к выводу, что в понятие политической культуры надо включить также ценности и установки, значительно выходя за пределы чистого сознания.
К культурным установкам относят: уровень терпимости (толерантности), стремления к коллективности (индивидуализм), этнической целостности (космополитизм), индивидуальной экстериоризации, идеологической однозначности (плюрализм), уровень компромиссности (конформизм), деятельностной активности (пассионарность, лояльность и экстремизм) и т.д.
Сложная форма объединения этих установок в целое, в единстве с различными формами знания, создает ментальное ядро политической культуры, которое превращает человека в определенную политическую “разновидность”.
Между политической культурой и политической системой существует взаимосвязь. С одной стороны, политическая культура влияет на характер политического режима. С другой — политическая культура зависит от поведения людей, формируя у них определенные поведенческие стереотипы (Д. Пол).
В политической системе, которая насильственными мерами подавляет всякие формы политического протеста, вырабатываются стереотипы пассивного политического поведения. В условиях политической толерантности будут формироваться стереотипы политического поведения активистского характера.
Обычно выделяют три типа политической культуры: патриархальную, подданническую и активистскую.
По содержанию политическая культура патриархального типа означает слияние человека с социально-политической структурой, добровольное подчинение социокультурной ритуальности, осознание необходимости защищать ее до последней возможности. Общественно-политические ориентации проецируются на персону вождя и на тот социокультурный ритуал, с которым отождествляется его персона.
В таком способе реализации политической культуры нет различия между интересами индивида и сообщества. Человек растворен в социуме, он полностью отождествлен со своей социально-политической ролью.
Патриархальная “культура” имеет свои ценности, институты и в определенных социально-политических условиях следование этой традиции оказывается очень эффективным. Так, многие тоталитарные режимы используют патриархальную политическую культуру в качестве эффективной социотехнологии.
Подданническая политическая культура характерна для социума, специфика которого выражается в ограничении политической активности значительной массы населения и в подавлении всякой политической оппозиционности. Это превращает население в формально-лояльную или послушную массу, которая подчиняется силе и не видит выхода из ситуации.
В тех случаях, когда насилие переходит границу (“чаша терпения полна до краев”) в обществе с подданнической политической культурой “вспыхивают” центры недовольства, которое оказывается сильнее страха наказания.
Подданническая
культура создает особое знание —
идеологию, которая направлена на воспитание
необходимости подчиняться
В
отношении управляемости
Активистская политическая культура основана на современном для демократического общества ментальном и деятельном основании. Эта культура проявляется в “политическом участии” — достаточно многочисленная часть участников политического процесса постоянно осознает его, фиксирует соответствие деятельности политической элиты и демократических институтов законам и господствующим ценностям, активно воздействует идеологическими, политическими и иными средствами на политику.
Активистская культура основана на научном знании и доступе к информации. Она позволяет любому человеку интеллектуально владеть политической ситуацией по его желанию и возможностям, оценивать ее в соответствии с законными индивидуально-организованными ценностями и принимать решения на основе знания, отношения к политической реальности, собственной или корпоративной воли.
В
сегментарном обществе характерной
является патриархальная политическая
культура, которая ориентирована
на локальную, ограниченную популяцию
и ее непосредственного лидера —
харизматического вождя. В обществе с
сословной стратификацией, которое основывается
на господстве авторитарной власти и разных
правах людей, доминирует подданническая
политическая культура. Общество с высоким
уровнем функционально-
Исследования политической культуры показали, что в чистом виде указанные три ее типа — патриархальный, подданнический и активистский — встречаются крайне редко. Кроме того, существуют их комбинации патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская культуры. Эти типы культуры и субкультуры доминируют в разных обществах.
Современное российское общество — это, во-первых, общество, в котором произошла стратификация по типу классового деления, которая характеризуется различием функций, положения, прав и способов жизни; во-вторых, общество с набором полноценных, замкнутых в себе популяций или сегментов; в-третьих, современное общество, которое понимается как стратифицированное не в сословном, а в функциональном отношении (Н. Луман).
Поэтому в России существуют все типы политической культуры и ее субкультуры: харизматическая, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.
ЛИТЕРАТУРА
Грунт ЗА., Кертман Г.П., Павлова Т.В., Патрушев С.В., Хлопин А.Д. Российская повседневность и политическая культура // Полис. 1996. № 4.
Симон Г. Мертвый хватает живого. Основы политической культуры России // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
Щербина Н.Г. Архаика в российской политической культуре // Полис. 1997. №5.