Россия, Белоруссия, Казахстан. Опыт политического союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению.

Содержание

Введение 3
1 Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана 4
1.1 Ход формирования Таможенного союза 4
1.2 Риски и перспективы таможенного союза 7
Заключение 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

Реферат Россия Беларусь Казахстан опыт политического союза.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Уральский государственный  университет путей  сообщения 
 
 
 

                Кафедра: «Философия и история» 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Реферат

на тему:

 Россия, Белоруссия, Казахстан.

Опыт  политического союза 
 
 
 
 
 

    Проверил:

    к.ф.н., доцент

    Е.П. Пьяных

      Выполнил:

      студент группы Т-517

      И.А. Ардашев

 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

      Введение 

     Экономические потрясения, возникающие в последние  годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов  в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.

     Понятие «интеграция» занимает особое место в политическом словаре постсоветского пространства. Граждане бывших союзных республик позитивно воспринимают интеграционную риторику, которая у многих ассоциируется с «золотым веком» относительного советского благосостояния. Поэтому политики зачастую эксплуатируют положительный имидж интеграции, применяя этот термин к любым формам межгосударственных отношений и набирая на этом очки. К тому же для правящих кругов Содружества Независимых Государств (СНГ) интеграционные инициативы – одна из немногих возможностей внешнеполитического торга, поскольку вся территория, которую раньше занимал СССР, представляет собой ныне поле соперничества различных геополитических и геоэкономических проектов. 

      1 Таможенный союз  России, Белоруссии, Казахстана

      1.1 Ход формирования  Таможенного союза

 

     Таможенный  союз — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

     Республика  Беларусь, Республика Казахстан и  Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.

     Формирование  таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

     В 2009 году Высший орган таможенного  союза, Комиссия таможенного союза  и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статус Суда таможенного союза.

     При создании Таможенного союза ЕврАзЭС  печальный опыт российско-белорусской  таможенной зоны должен быть учтен. Но на фоне очередной неудачи со вступлением России во Всемирную торговую организацию политическая целесообразность эффектной интеграционной инициативы в регионе явно возросла, и с весны 2008 г. проект создания Таможенного союза стал наивысшим приоритетом.

     12 декабря 2008 г. учрежден наднациональный орган Таможенного союза – Комиссия таможенного союза (КТС), который отсутствовал в российско-белорусской таможенной зоне. В июне 2009 г. участники согласовали единый таможенный тариф и утвердили график формирования единой таможенной территории: Таможенный союз с 1 января 2010 г. на основе единых таможенных тарифов, единый Таможенный кодекс с 1 июля 2010 г. 27 ноября 2009 г. на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС Дмитрий Медведев приветствовал подписание президентами России, Белоруссии и Казахстана документов о формировании Таможенного союза трех стран: «Это значимое, долгожданное событие, которое родилось в очень непростых переговорах… Несмотря на сложности, которые сопровождали этот процесс, мы сегодня вышли на новый уровень сотрудничества в ЕврАзЭС».

     Один  из вдохновителей идеи создания Таможенного  союза Сергей Глазьев считает  экономическую интеграцию с соседями по постсоветскому пространству условием спасения российской экономики. В частности, говоря о политике российского руководства в условиях кризиса, Глазьев заявил о необходимости «создать расчетно-платежную систему и единое платежное пространство стран – участниц ЕврАзЭС с участием Межгосударственного банка СНГ». То есть, по его мнению, следует фактически перешагнуть через три «ступеньки» экономической интеграции и приблизиться к валютному союзу – последнему этапу, за которым следует уже политическая интеграция.

     В предложениях по выходу из экономического кризиса (январь 2009 г.) Сергей Глазьев  призывает принять масштабные интеграционные меры. Предусматриваются устранение всех барьеров во взаимной торговле стран СНГ, отмена всех изъятий из режима свободной торговли в двусторонних соглашениях участников Содружества Независимых Государств, формирование единого транспортного и энергетического пространства. Предполагается исключить применение защитных мер во внутренней торговле СНГ, ввести единый железнодорожный тариф, обеспечить национальный режим трубопроводного транспорта для предприятий – резидентов государств ЕврАзЭС, взаимно признать национальные сертификаты в качестве товаров, технических регламентов, санитарных и фитосанитарных норм. Большая часть вышеперечисленных мер и составили каркас Таможенного союза издания 2010 г. за исключением единого транспортного и энергетического пространства. Энергетическая интеграция, как было отмечено выше, является неотъемлемой частью Единого экономического пространства, то есть третьего этапа экономической интеграции.

     «Сегодня перед нашими странами стоят во многом схожие проблемы, они связаны с модернизацией и инновационным развитием экономик, их диверсификацией, ростом благосостояния граждан. И действовать мы намерены сообща, объединяя наши природные, технологические, кадровые ресурсы, развивая производственную кооперацию, транспортные артерии, строя общий рынок.

     Правильность  такого подхода показали недавние глобальные экономические потрясения. Скоординировав наши планы по борьбе с кризисом, свои стратегии выхода из него, мы смогли минимизировать потери и издержки, быстро восстановить товарооборот, укрепить позиции на региональных и международных рынках. Запуск ЕЭП - это шаг в сторону современной, открытой экономики, при этом более устойчивой к резким колебаниям мировой конъюнктуры. Сейчас активно идёт содержательное наполнение проекта единого экономического пространства. Совместно с белорусскими и казахстанскими партнёрами мы приняли решение ускорить подготовку запуска этого механизма, сформировать необходимую нормативную базу до 1 января 2011 года, а не в два этапа, как это предполагалось сделать ранее.

     На  столе переговоров - 17 соглашений, большая  часть из них либо уже согласована, либо находится в высокой степени  готовности. Что касается остальных  документов, то по ним идёт предметное, конструктивное обсуждение с привлечением ведущих экспертов и специалистов.

     Конечно, на этом пути есть объективные сложности, но важно, что конечная цель у нас  одна и мы планируем двигаться  к ней совместно. И движение идёт быстрыми темпами - быстрее, чем можно  было даже предположить» - заявил В. В. Путин на встрече Глав Правительства государств - членов Таможенного союза.

     В свою очередь, глава Правительства  Казахстана Карим Масимов, отметил, - «По проекту Единого экономического пространства все договоренности, которые  были приняты сегодня, вселяют уверенность, что ЕЭП будет создан в запланированные сроки.

     По  крайней мере, по всем чувствительным вопросам, которые касаются экономики  всех трех стран, а это транспортировка  по железнодорожным сообщениям, по магистральным трубопроводам, по нефтяным вопросам и транспортировка электроэнергии, - было высказано принципиальное решение. И принципиальные позиции были согласованы.

     Теперь  задачи вице-премьеров и экспертов  трех стран - отразить все эти договоренности в соответствующих документах, для  того, чтобы в середине ноября согласовать их на уровне руководителей правительств и представить на утверждение главам государств.

     С 1 января 2013 года на всей территории Единого  экономического пространства будет  унифицирован механизм экспортно-импортной  тарификации. В ходе переговоров по созданию ЕЭП одним из важных моментов являлся недискриминационный доступ к транзиту по железнодорожным маршрутам на территории стран Таможенного союза». 

      1.2 Риски и перспективы таможенного союза

 

     Как известно, Таможенный союз – это  соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа для других государств. Основной целью Таможенного союза заявлен существенный рост экономики стран–участниц. Президент Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные экспертов, заявил, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих правил ведения бизнеса, страны - участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, и заработают более $400 млрд. Если же членом этого союза станет Украина, то возникнет общее экономическое пространство, простирающееся от ЕС до Китая, и объединяющее население стран-участниц общей численностью в 213 миллионов человек.

     На  первый взгляд, оснований для оптимизма более чем достаточно. С его образованием создается общий рынок почти в 180 млн. человек, с совокупным ВВП в $2 триллиона, и товарооборотом в $900 млрд. Страны-участницы Таможенного союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР. Эксперты-оптимисты ожидают, что:

     - товары на местных рынках станут  дешевле, качественнее, а их ассортимент  разнообразнее;

     - откроются новые возможности  для развития бизнеса. Товары  можно будет свободно перемещать  по территории России, Казахстана, Беларуси;

     - станут дешевле энергоносители;

     - во взаимной торговле стран  Таможенного союза снизятся издержки  бизнеса, например, при перевозках  товаров внутри Таможенного союза.

     Для Украины появление в непосредственной близости единого таможенного пространства уже в ближайшее время приведет к резкому осложнению ведения бизнеса в этих странах. Создание Таможенного союза означает появление на границах Украины, еще одного, наряду с ЕС, торгового гиганта. Спрогнозировать возможные проблемы Украины в связи с этим несложно, достаточно вспомнить, сколько она потеряла от соседства европейского таможенного союза, в связи с сокращением экспорта черной металлургии, химической промышленности в новые страны-члены ЕС (например, прибалтийские страны).

     Руководитель  землячества трейдеров и инвесторов Академии Masterforex-V, Сергей Овсиенко, добавляет, Таможенный союз будет способствовать образованию внутри таможенных замкнутых технологических звеньев производства и сбыта продукции и услуг, как например, это происходит внутри Европейского союза (ЕС). Учитывая, что украинская экономика по-прежнему связана с Россией, это серьезно ударит по кооперации предприятий. Секретарь Комиссии Таможенного союза, С. Глазьев напомнил, что украинская экономика неразрывно связана с Россией: это украинская металлургия, "сидящая" на российском газе, украинское машиностроение, "сидящее" на российских комплектующих и российском рынке, и агропромышленный комплекс Украины, "сидящий" на российских потребителях.

     Потери  экономики Украины от создания Таможенного союза могут составить десятки миллиардов долларов, поскольку:

     - усилится конкуренция за рынки  стран-участниц, прежде всего, по  продукции сельского хозяйства,  деревообрабатывающей промышленности, машиностроению, металлургии. Украина  также может потерять часть рынка сбыта. А тот же Казахстан по объемам торговли Украины со странами СНГ занимает почётное 2 место и 5 место среди всех украинских партнеров (товарооборот составляет почти $3,5 млрд.);

Информация о работе Россия, Белоруссия, Казахстан. Опыт политического союза