Российское законодательство о партиях и выборах

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 05:49, реферат

Описание работы

Современная Россия, несмотря на масштабность изменений в политической системе и экономических отношениях, до сих пор характеризуется многими аналитиками в России и за рубежом как страна и общество «переходного типа». Не в последнюю очередь это связано с «недооформленностью» ее политической системы и, как следствие, с периодически возникающей проблемой выбора между демократией и авторитаризмом. Начиная с 1991 г., эта проблема возникала неоднократно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОССИЙСКАЯ ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА 4
2. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 10
3. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
4. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

Реферат 13 Политология.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Ключевую  роль в сокращении количества партий сыграли внесенные в законодательство поправки, устанавливающие минимальную численность их членов. Вначале, в 2001 году, она была определена в 10 тысяч человек, а в 2004-м резко повышена до 50 тысяч. Если к десятитысячному уровню значительная часть партий смогла адаптироваться, то после пятикратного увеличения «порога» их количество стало быстро сокращаться. Этому способствовало и резкое ужесточение правоприменительной практики - контроля над численностью партий со стороны регистрационных органов, представления которых о ликвидации партий неизменно удовлетворялись судами. При этом такое сокращение не вызвало особых протестов ни со стороны населения, ни со стороны абсолютного большинства партий. Известно лишь два случая серьезных попыток ликвидируемых партий отстоять свое право на существование. Первую такую попытку предприняла леворадикальная Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов (РКРП-РПК), безуспешно оспаривавшая норму о пятидесятитысячном пороге в Конституционном суде. Вторую попытку инициировала либеральная Республиканская партия России (РПР), обратившаяся в Европейский суд по правам человека. В обоих случаях речь шла о серьезных оппозиционных партиях, имеющих реальных сторонников, собственную идеологию и опыт участия в избирательных кампаниях.

     У большинства же партий, подвергнутых «селекции», не было стимулов для борьбы за существование. Многие из них действовали  лишь номинально; в российских СМИ  такие партии называли «диванными»: имеется в виду не слишком обоснованное мнение о том, что их активисты могли бы уместиться на одном диване. Региональные организации часто «формировались» из людей, которые не имели представления о том, что являются членами партии, - для регистрации использовались лишь их документы. Некоторые партии, созданные в 1990-е годы, перестали быть нужными даже для их лидеров, но продолжали существовать на бумаге. Отметим, что и реально действовавшие партии были недостаточно авторитетны среди россиян. Часто их деятельность оживлялась лишь накануне избирательных кампаний, когда они предоставляли места в своих списках состоятельным спонсорам (такая практика свойственна не только мелким партиям, но и ведущим политическим силам, включая и марксистско-ленинскую КПРФ). При этом интересам спонсоров обычно отдавался приоритет перед интересами даже высокопоставленных партийных функционеров. Партии недостаточно укоренились в российском обществе, они воспринимались избирателями как преимущественно бесполезные структуры, не связанные с их непосредственными интересами.

     Добавим к этому и слабую традицию многопартийности, подкошенную многими десятилетиями существования в СССР единственной партии. Последняя легальная оппозиция коммунистам - социал-демократы (меньшевики) - вынуждена была перейти на нелегальное положение в 1922 году7, а возможность для создания новых легальных партий появилась лишь в 1990 году, после отмены статьи 6 Конституции СССР, согласно которой КПСС являлась руководящей и направляющей силой советского общества.

     Кроме того, российское общество в своем  большинстве настроено вполне утилитарно, в нем отсутствует традиция восприятия права на самовыражение, в том числе политическое, как неотъемлемого. Любые права воспринимаются в российском обществе с точки зрения общественной пользы; такое отношение уходит корнями еще в досоветские времена с присущим им общинным укладом крестьянской жизни, в который не вписывался бесполезный для общества «бездельник». Избыток партий воспринимается как повышение «нагрузки» на общество, которое должно оплачивать - хотя бы и опосредованно - работу партийных функционеров. В связи с этим вспомним появившийся в советское время анекдотический вопрос о том, почему в СССР существует однопартийная система: потому что вторую партию народ не прокормит.

     Со  всеми этими факторами связаны  и общественные настроения, которые неблагоприятны для малых партий, даже реально действующих и имеющих тысячи активных сторонников. По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2005 году, однопартийную систему выбирают 25% россиян. Еще 29% поддерживают «малопартийную» систему, состоящую из двух или трех крупных партий, сменяющихся у власти; 17% высказываются за систему из нескольких малочисленных «кадровых» партий, включающих только политически убежденных людей. Пятая часть респондентов (20%) устойчиво полагает, что стране вообще «нужны не партии, а настоящие лидеры, вожди».

     49% опрошенных считают, что «следует  оставить только крупные партии, имеющие отделения по всей  стране и численность членов  не менее 50 тысяч человек каждая». 37%, напротив, уверены, что «следует обеспечить возможность участвовать в политической жизни всем партиям, включая небольшие, для наилучшего отражения интересов всех групп граждан». Сторонников первой точки зрения больше во всех возрастных группах, за исключением молодежи 18-24 лет, где небольшой перевес (45% против 40%) получил второй тезис.8

     Опрос ВЦИОМ в 2006 году показал, что, по мнению 32% россиян, многопартийность в России успешно развивается, а 26% убеждены, что настоящей многопартийности как не было, так и нет9. Новый опрос, проведенный ВЦИОМ в сентябре 2008 года, дал следующие результаты: более половины россиян (57%) считают, что в России есть только одна сильная партия - «Единая Россия», а остальные заметной роли не играют. (Три года назад такое мнение выражали 42% наших сограждан.) По мнению 15%, в нашей стране сформировалась реальная многопартийность. Каждый десятый (10%) выражает противоположное мнение. Еще 17% затруднились с ответом. Каждый третий (30%) считает, что многопартийность и сильные политические партии вообще не нужны России. 38%, напротив, полагают, что без многопартийной системы невозможно построить современное общество. 32% затруднились с ответом. По сравнению с 2006 годом на 10% - с 48% до 38% -- снизилась доля тех, кто считает политические партии необходимым элементом российского общества.10

     Таким образом, как представляется, государственная  политика и общественные настроения в современной России создают  не слишком много возможностей для  свободного развития партийной системы - эта сфера будет и далее подвергаться жесткому регулированию. Вопрос только в степени жесткости. Так, в послании президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию в ноябре 2008 года говорилось о возможности поэтапного снижения минимальной численности членов партии, хотя конкретные цифры и не назывались.11 Позднее стало известно, что «порог» снижается на 20% -- до 40 тысяч. В то же время накануне обнародования послания в издании «Газета» был опубликован материал противоположного толка, в котором со ссылкой на информированный источник во власти говорилось о предстоящем увеличении «порога» до 100 тысяч.12 Но, несмотря на то, что во власти могут существовать различные мнения по данному вопросу, разница между ними не очень велика.

     2. Понятие избирательной системы и избирательного права

     Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации13.

     Этот  порядок определяется конституционно-правовыми  нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя. Понятие «избирательное право» многозначно и имеет как минимум два значения. Во-первых, под избирательным правом в науке конституционного права понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют и регулируют принципы избирательного права, весь процесс выборов и порядок определения результатов голосования. Речь идет об избирательном праве в объективном смысле. Во-вторых , избирательное право понимается как субъективное право граждан участвовать в образовании представительных органов, в избрании Президента, других органов государственной власти и местного самоуправления.

     Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федераций, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в органы местного самоуправления

     Однако  термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т. е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т. е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления14.

      Источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы МСУ и регулирующие порядок осуществления этого права.

      Считаю  необходимым рассмотреть источники  избирательного права подробно.

      Среди источников избирательного права в  науке выделяют следующие:

      КОНСТИТУЦИЯ РФ, которая является основным источником избирательного права. Ее нормы являются исходными для всего избирательного законодательства. Именно в Конституции РФ записано, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Это положение составляет одну из основ конституционного строя РФ. Конституция РФ определяет содержание избирательных прав граждан РФ ( ст .32 Конституции РФ ). Конституция РФ определят круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами РФ, и устанавливает уровень их нормативного урегулирования.

      ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ являются наиболее распространенным видом источников избирательного права  в РФ. Именно ими регулируются проведение выборов в федеральные органы государственной власти, а также устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан РФ при проведении выборов во все государственные органы власти и органы и органы местного самоуправления РФ. Среди таких законов можно выделить следующие:

      Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (с  изменениями и дополнениями), ФКЗ «О референдуме РФ»; Ф3 №67; ФЗ «О выборах Президента РФ»; ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»; ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»; ФЗ « О политических партиях» и др.

      УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ обеспечивают реализацию избирательных прав граждан РФ, но сами непосредственно не определяют эти права и не устанавливают собственно процедуры проведения выборов.

      СУДЕБНЫЕ  РЕШЕНИЯ. Многие авторы относят их к  источникам избирательных прав, и  в первую очередь решения Конституционного Суда РФ, в которых речь идет о конституционных правах граждан избирать и быть избранными. Это находит свое проявление в том, что только Конституционный Суд РФ имеет право давать официальное, а стало быть, общеобязательное толкование Конституции РФ, прекращает действие правовых норм, которые он сам признает не соответствующими Конституции РФ. Эта деятельность Конституционного Суда РФ имеет ярко выраженное нормативное значение и по форме может рассматриваться как правовая норма.

      КОНСТИТУЦИИ (УСТАВЫ) И ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ.

      Они устанавливают порядок выборов  в органы власти субъекта РФ или  органы местного самоуправления. В  этих нормативно-правовых актах закрепляется ряд важнейших норм избирательного права: определяются срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также условия осуществления гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Система избирательных законов субъектов РФ, как правило, состоит из законов о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы местного самоуправления.

      НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ.

      Их  отличительной особенностью является то, что они не создают новых  избирательных процедур, а их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов. Их можно классифицировать по следующим основаниям:

Информация о работе Российское законодательство о партиях и выборах