Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 05:49, реферат
Современная Россия, несмотря на масштабность изменений в политической системе и экономических отношениях, до сих пор характеризуется многими аналитиками в России и за рубежом как страна и общество «переходного типа». Не в последнюю очередь это связано с «недооформленностью» ее политической системы и, как следствие, с периодически возникающей проблемой выбора между демократией и авторитаризмом. Начиная с 1991 г., эта проблема возникала неоднократно.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОССИЙСКАЯ ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА 4
2. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 10
3. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
4. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Ключевую
роль в сокращении количества партий
сыграли внесенные в
У большинства же партий, подвергнутых «селекции», не было стимулов для борьбы за существование. Многие из них действовали лишь номинально; в российских СМИ такие партии называли «диванными»: имеется в виду не слишком обоснованное мнение о том, что их активисты могли бы уместиться на одном диване. Региональные организации часто «формировались» из людей, которые не имели представления о том, что являются членами партии, - для регистрации использовались лишь их документы. Некоторые партии, созданные в 1990-е годы, перестали быть нужными даже для их лидеров, но продолжали существовать на бумаге. Отметим, что и реально действовавшие партии были недостаточно авторитетны среди россиян. Часто их деятельность оживлялась лишь накануне избирательных кампаний, когда они предоставляли места в своих списках состоятельным спонсорам (такая практика свойственна не только мелким партиям, но и ведущим политическим силам, включая и марксистско-ленинскую КПРФ). При этом интересам спонсоров обычно отдавался приоритет перед интересами даже высокопоставленных партийных функционеров. Партии недостаточно укоренились в российском обществе, они воспринимались избирателями как преимущественно бесполезные структуры, не связанные с их непосредственными интересами.
Добавим к этому и слабую традицию многопартийности, подкошенную многими десятилетиями существования в СССР единственной партии. Последняя легальная оппозиция коммунистам - социал-демократы (меньшевики) - вынуждена была перейти на нелегальное положение в 1922 году7, а возможность для создания новых легальных партий появилась лишь в 1990 году, после отмены статьи 6 Конституции СССР, согласно которой КПСС являлась руководящей и направляющей силой советского общества.
Кроме того, российское общество в своем большинстве настроено вполне утилитарно, в нем отсутствует традиция восприятия права на самовыражение, в том числе политическое, как неотъемлемого. Любые права воспринимаются в российском обществе с точки зрения общественной пользы; такое отношение уходит корнями еще в досоветские времена с присущим им общинным укладом крестьянской жизни, в который не вписывался бесполезный для общества «бездельник». Избыток партий воспринимается как повышение «нагрузки» на общество, которое должно оплачивать - хотя бы и опосредованно - работу партийных функционеров. В связи с этим вспомним появившийся в советское время анекдотический вопрос о том, почему в СССР существует однопартийная система: потому что вторую партию народ не прокормит.
Со всеми этими факторами связаны и общественные настроения, которые неблагоприятны для малых партий, даже реально действующих и имеющих тысячи активных сторонников. По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2005 году, однопартийную систему выбирают 25% россиян. Еще 29% поддерживают «малопартийную» систему, состоящую из двух или трех крупных партий, сменяющихся у власти; 17% высказываются за систему из нескольких малочисленных «кадровых» партий, включающих только политически убежденных людей. Пятая часть респондентов (20%) устойчиво полагает, что стране вообще «нужны не партии, а настоящие лидеры, вожди».
49%
опрошенных считают, что «
Опрос ВЦИОМ в 2006 году показал, что, по мнению 32% россиян, многопартийность в России успешно развивается, а 26% убеждены, что настоящей многопартийности как не было, так и нет9. Новый опрос, проведенный ВЦИОМ в сентябре 2008 года, дал следующие результаты: более половины россиян (57%) считают, что в России есть только одна сильная партия - «Единая Россия», а остальные заметной роли не играют. (Три года назад такое мнение выражали 42% наших сограждан.) По мнению 15%, в нашей стране сформировалась реальная многопартийность. Каждый десятый (10%) выражает противоположное мнение. Еще 17% затруднились с ответом. Каждый третий (30%) считает, что многопартийность и сильные политические партии вообще не нужны России. 38%, напротив, полагают, что без многопартийной системы невозможно построить современное общество. 32% затруднились с ответом. По сравнению с 2006 годом на 10% - с 48% до 38% -- снизилась доля тех, кто считает политические партии необходимым элементом российского общества.10
Таким образом, как представляется, государственная политика и общественные настроения в современной России создают не слишком много возможностей для свободного развития партийной системы - эта сфера будет и далее подвергаться жесткому регулированию. Вопрос только в степени жесткости. Так, в послании президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию в ноябре 2008 года говорилось о возможности поэтапного снижения минимальной численности членов партии, хотя конкретные цифры и не назывались.11 Позднее стало известно, что «порог» снижается на 20% -- до 40 тысяч. В то же время накануне обнародования послания в издании «Газета» был опубликован материал противоположного толка, в котором со ссылкой на информированный источник во власти говорилось о предстоящем увеличении «порога» до 100 тысяч.12 Но, несмотря на то, что во власти могут существовать различные мнения по данному вопросу, разница между ними не очень велика.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации13.
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя. Понятие «избирательное право» многозначно и имеет как минимум два значения. Во-первых, под избирательным правом в науке конституционного права понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют и регулируют принципы избирательного права, весь процесс выборов и порядок определения результатов голосования. Речь идет об избирательном праве в объективном смысле. Во-вторых , избирательное право понимается как субъективное право граждан участвовать в образовании представительных органов, в избрании Президента, других органов государственной власти и местного самоуправления.
Являясь
совокупностью конституционно-
Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т. е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т. е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления14.
Источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы МСУ и регулирующие порядок осуществления этого права.
Считаю
необходимым рассмотреть
Среди источников избирательного права в науке выделяют следующие:
КОНСТИТУЦИЯ
РФ, которая является основным источником
избирательного права. Ее нормы являются
исходными для всего
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ являются наиболее распространенным видом источников избирательного права в РФ. Именно ими регулируются проведение выборов в федеральные органы государственной власти, а также устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан РФ при проведении выборов во все государственные органы власти и органы и органы местного самоуправления РФ. Среди таких законов можно выделить следующие:
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), ФКЗ «О референдуме РФ»; Ф3 №67; ФЗ «О выборах Президента РФ»; ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»; ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»; ФЗ « О политических партиях» и др.
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ обеспечивают реализацию избирательных прав граждан РФ, но сами непосредственно не определяют эти права и не устанавливают собственно процедуры проведения выборов.
СУДЕБНЫЕ
РЕШЕНИЯ. Многие авторы относят их к
источникам избирательных прав, и
в первую очередь решения
КОНСТИТУЦИИ (УСТАВЫ) И ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ.
Они устанавливают порядок выборов в органы власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. В этих нормативно-правовых актах закрепляется ряд важнейших норм избирательного права: определяются срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также условия осуществления гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Система избирательных законов субъектов РФ, как правило, состоит из законов о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы местного самоуправления.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ.
Их отличительной особенностью является то, что они не создают новых избирательных процедур, а их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов. Их можно классифицировать по следующим основаниям:
Информация о работе Российское законодательство о партиях и выборах