Роль стратегической политики государства в формировании условий социальной мобильности работающей молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:43, статья

Описание работы

В результате трансформационных процессов в России сложилась определенная социальная структура общества, в которой основная часть населения занимает невысокие позиции. В результате, с одной стороны, формируются потоки внутри структуры между социальными слоями, с другой, перед личностью и целыми группами возникают барьеры для осуществления социальной мобильности. Работающая молодежь, являясь важнейшим структурным элементом, представлена во всех слоях российского общества.
В статье представлены факторы, влияющие на социальную мобильность, и обоснована необходимость их использования в стратегии социального и экономического развития Хабаровского края до 2025 года.

Работа содержит 1 файл

24.doc

— 2.25 Мб (Скачать)

Доходы оказывают  существенное влияние на формирование модели социальной стратификации, которая является одним из основных стратифицирующих признаков. В концепции и стратегии заложены показатели увеличения среднего класса до 52 – 55%, то есть увеличение доходов в 3 раза, однако, в данных программных документах не предусмотрены механизмы для изменения (в таком масштабе) данного показателя. Анализ соотношения прожиточного минимума и среднедушевых доходов, представленный в таблице 2, показывает, что в России к среднему классу (по критерию 6 прожиточных минимумов) могут быть отнесены в 2010 г. 11,4% населения. В Хабаровском крае к среднему классу могут быть отнесены условно 16,5% населения.

Таблица 2

 

Численность среднего класса в населении России

и Хабаровского края, руб.

 

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Величина ПМ в РФ

3255

3695

4159

4971

5572

6138

6 ПМ в РФ

18108

20532

23082

27558

30918

36828

Средний класс РФ

11,7%

12,7%

10,3 %

14,7%

18,3

11,4 %

Величина ПМ в ХК

4648

5212

5836

7398

8565

9278

6 ПМ ХК

27888

31272

35016

44388

51390

55668

Средний класс ХК

(свыше 25 тыс. руб)

-

14%

13,6

15,6

21,3

16,5


 

Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат): http://www.gks.ru

 

Из представленных данных на рисунке 7 видно, что 55% населения могут быть отнесены к среднему классу при росте среднедушевых доходов примерно на 20% ежегодно. Однако по темпам роста в 7,6% – 9,7% доля населения с доходами 6 ПМ останется в пределах 12% – 15%.

 

 

Рис. 7. Динамика роста среднедушевых доходов и прожиточного минимума, руб.

 

Децильный коэффициент  отражает уровень неравенства в стране, может быть представлен в стратегии, так как рост данного показателя уменьшает возможности социальной мобильности. В течение 10 лет децильный коэффициент постепенно увеличивался и составил в России в 2010 г. 16,5. Уровень неравенства в Хабаровском крае ниже, чем в России, децильный коэффициент рос невысокими темпами и в 2009 г. составил 12,9.

 

Таблица 3

 

Децильный коэффициент в России и Хабаровском крае

 

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

РФ

13,9

13,9

14

14,5

15,2

15,2

16

16,8

16,8

16,6

16,5

ХК

10

10,9

11,7

12,2

12,8

12,8

13,3

14,2

12,7

12,9

-


 

Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат): http://www.gks.ru

 

Для сравнения: в так называемых социальных государствах Европы, в частности Швеции, Дании, Норвегии, в целях сохранения социального мира между бедными и богатыми этот показатель с помощью государственного регулирования поддерживается на уровне от 4,0 до 5,0. Общество с рациональной дифференциацией доходов, относительно равномерной, наиболее устойчиво за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту и наоборот. Значение децильного коэффициента в пределах 7 – 9 является оптимальным как в экономическом, так и в стратегическом планах [8]. Поэтому значение децильного коэффициента должно быть в пределах 7 – 9. Прогнозные расчеты данного показателя до 2025 г. показывают, что при сохранении темпов роста заработной платы, прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, которые указаны в стратегии, значение децильного коэффициента в Хабаровском крае составит 12 – 14.

Для закрепления  и привлечения населения, то есть для стимулирования миграционной мобильности, помимо увеличения заработной платы, уменьшения неравенства в доходах, основополагающим показателем является доступность жилья. Поэтому в стратегию предлагается ввести показатель «доля населения», которая способна снять или приобрести жилье в пределах 55%.Основными препятствиями на пути развития рынка жилья являются несоответствие доходов и уровня сбережений населения ценам на жильё; низкие объемы строительства жилья; недоступность кредитных ресурсов на приобретение жилья для большинства населения. При сохранении темпов роста стоимости жилья, которые были в течение 10 лет, к 2025 г квадратный метр на первичном рынке может стоить примерно 400 тыс. руб., что делает жилье недоступным, так как доходы растут более медленными темпами, и их уровень не позволяет делать накопления.

В среднем, с 2000 г. стоимость квадратного метра выросла в Хабаровском крае в 6,3 раза, по России – в среднем, в 5,5 раза, среднедушевые доходы росли более медленными темпами, и для покупки типовой квартиры стандартных 52 м2 необходимо около 12 лет при расчете, что все средства уходят на квартиру; показатель выше 3,5 лет означает, что покупка жилья недоступна для населения.

Для увеличения доступности жилья необходимо, во-первых, снижение роста цен на жилье до уровня инфляции, увеличение доходов населения посредством реформы заработной платы. При этом, снижающий уровень дифференциации доходов населения позволит создать значительный слой достаточно обеспеченных людей (средний класс), способных накапливать сбережения и использовать ипотечное кредитование для решения жилищных проблем. Во-вторых, установление кредитной ставки по ипотечному кредитованию на уровне развитых стран. В-третьих, увеличение темпов строительства жилья для снижения стоимости в пределах 1,39 млн. м2. В-четвертых, развитие других форм обеспеченности жильем, таких как формирование муниципального жилого фонда, развитие институтов аренды жилья, предоставление служебного жилья и т. п.

Таким образом, перечисленные факторы позволят не только определить изменения в  качестве жизни населения и возможностях социальной мобильности работающей молодежи в Хабаровском крае, но  также создадут инфраструктуру для мобильности.

 

Литература и источники:

 

  1. Дополнительное профессиональное образование работников в организациях в 2010 году. 2010:Стат.сб. // Росстат. – М., 2010.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р // Информационно-правовая система Консультант плюс.
  3. Литвинцева, Г. П. Результативность социальных институтов в сфере государственной политики доходов населения россии с учетом регионального фактора / Г. П. Литвинцева, Е. А.Стукаленко // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). – 2010. – Том 2. – № 2 – С. 41.
  4. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года. 2010. : Стат.бюл. // Росстат. – М., 2010.
  5. Российский статистический ежегодник. 2010 : Стат. сб. // Росстат. – М., 2010. – 813 с.
  6. Рейтинг стран по объему ВВП на душу населения [Электронный ресурс] –. – Режим доступа: http://allmedia.ru/
  7. Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года : Постановление Правительства Хабаровского края от 13.01.2009 № 1-пр [Электронный ресурс] –. – Режим доступа: http://gov.khabkrai.ru
  8. Шевяков, А. Ю. Социальное неравенство: тормоз экономического и демографического роста / А. В. Шевяков // Уровень жизни населения регионов России. – 2010. – № 5. – С. 38 – 52.

 


Информация о работе Роль стратегической политики государства в формировании условий социальной мобильности работающей молодежи