Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:57, реферат
Политическая культура не выступает как изолированное явление в обществе. Она тесно связана с миром политики, с проблемами власти и властных отношений, с проблемами функционирования политических и партийных систем, с проблемами развития демократии. Для понимания многих явлений политической жизни важное значение приобретает имен- но политическая культура как целостная и органическая система. Вместе с тем надо иметь в виду, что политическая культура представляет со- бой неотъемлемую часть общей культуры человеческого общества, связанную с повседневной практической деятельностью людей.
Введение.
1. Понятие политической культуры.
1.1. Уровни и структура политической культуры.
1.2. Компоненты политической культуры.
1.3. Функции политической культуры.
2. Особенности проявления политической культуры.
2.1. Типология политической культуры.
2.2. Общее и особенное в политической культуре.
торые сформировались в течение жизни многих поколений людей. К ним
можно отнести различные базовые ценности, политические идеи, доктри-
ны и убеждения, политические традиции и действующие нормы полити-
ческой практики, политические стереотипы, символы, мифы. Политичес-
кая культура включает в себя ориентации и установки людей по отноше-
нию к определенной социально – политической системе в целом и состав-
ляющим ее политическим институтам, принятым в ней правилам игры и
принципам взаимоотношений индивида, государства, общества.
Все компоненты политической культуры определяются различными фак-
торами – историческим развитием, географическим положением страны, национальным составом населения, социально – экономической структурой
общества.
В системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов и т.п., входя-
щих в политическую структуру, важное место занимают элементы, спо-
собствующие формированию и сохранению политической системы, ее по-
литических институтов. Политическая культура и политическая система –
самостоятельные системы, но они оказывают существенное взаимное воз-
действие друг на друга. Конкретная политическая система включает в се-
бя историю политической культуры общества и в то же время на всем
длительном пути его развития политическая культура видоизменяет поли-
тическую систему.
В этом смысле политические институты, с одной стороны, являются ре-
зультатом исторического творчества народа какой – либо страны, с другой
- они оказывают существенное воздействие на содержание и проявление
политической культуры. Именно политическая культура позволяет понять,
почему одинаковые по своей форме политические институты в различных
странах функционируют по – разному или почему данные институты ока-
зываются эффективными в одних странах и не приживаются в других. В частности, об этом свидетельствует опыт развивающихся стран, многие
из которых пытались перенести политические институты, опыт западных
демократических стран на иную почву, с другой политической культурой.
Политическую культуру увязывает в целостное явление такой ее ком-
понент, как политическое мировоззрение, составляющее часть общего ми-
мировоззрения личности или какой – либо общности. Именно господству-
ющая в обществе система мировоззренческих взглядов во многом обус-
ловливает характер политических ориентаций. В рамках одной и той же
политической культуры одновременно могут быть различные мировоззрен-
ческие позиции, идейно – политические и идеологические течения. В ка-
честве таковых могут выступать консерватизм, либерализм, социал – де-
мократизм, марксизм.
Жизнеспособность политической культуре придает легитимность сущест-
вующей политической системы. В системе ценностей, установок, ориен-
таций ведущее место принадлежит элементам, которые обеспечивают со-
хранение политической системы. Вместе с тем нельзя не видеть, что в политической культуре общества не все придерживаются позитивных ус-
тановок к политической власти и политической системе. Многие индиви-
ды и социальные группы могут не разделять общепринятые ценности, установки, символы и быть ориентированы на изменение сложившейся
ситуации в обществе. Такое положение свидетельствует об определенных
тенденциях в развитии политической культуры.
Каждая политическая культура имеет свой политический язык как средст-
во общения и контроля. В политической деятельности зачастую важно не только то, что политик провозглашает, но и как он это делает, какие
средства использует. Слова не только доносят определенную информацию,
но и передают огромный эмоциональный заряд, манипулируют сознани-
ем людей, подавая информацию в нужном политикам ракурсе.
В формировании и функционировании политической культуры важную
роль играет
информационно –
лизуется через семью, учебные заведения, церковь, средства массовой ин-
формации. Именно средства массовой коммуникации активно воздейству-
ют не только на чувства, установки и ценностные ориентации индивидов,
социальных групп, общностей, формируя их отношение к существующей власти, но и политическое поведение.
С политическим мировоззрением тесно связаны религиозные взгляды.
Роль религии определяется ее традиционными ценностями, общечеловечес-
кими позициями, верой людей в божественный промысел, обрядностью
и т.п. Религиозный аспект политической культуры проявляется в созда-
нии и деятельности политических партий различной конфессиональной
ориентации, в присягании на Библии президентов, в процессе коронаций
монархов, в практической деятельности политиков и т.п.
Все более заметна становится роль религии и церкви в России. Это про-
слеживается в создании и функционировании христианско – демократичес-
кой партии, привлечении патриарха к переговорам, присутствии должност-
ных лиц на торжественных богослужениях, ритуалах освящения и др.
Важное значение в политической культуре приобретают традиции и сте-
реотипы. Традиция – организованное множество идей и поведений, актив-
но передающихся длительное время в рамках определенной общности
(семья, социальная группа, партия и т.п.).
Стереотипы представляют собой схематизированный образ социальных,
политических объектов или событий, явлений, который обладает большой
устойчивостью и включает явные или скрытые признаки этих явлений.
В политической культуре стереотипы выполняют определенные функции.
Стереотипы, укоренившиеся в политической культуре, содержатся в ней
чаще всего в виде застывшего ментального образа. Пробуждает их об-
щественно – политическая деятельность людей.
Одним из компонентов политической культуры является миф. Полити-
ческие мифы, закрепившиеся в массовом сознании людей, можно рас-
сматривать как совокупность потенциально существенных представлений,
базирующихся на эмоциональной почве. Характерным для них является
их относительная долговечность. Политический миф – это регулятор поли-
тических отношений.
Миф предоставляет индивиду возможность идентифицировать себя с целями и ценностями, выходящими за сферу его повседневного опыта, определяя его нахождение в более широком пространстве социально – по-
литических отношений.
Политические мифы создаются, как правило, осмысленно, по заказу правящей верхушки, а не возникают стихийно. Основу мифов составляют
вполне осознанные коллективные ожидания и надежды, воплощенные в
массовом сознании, которые властные структуры постоянно подогревают.
Миф может организовать общественное сознание вокруг одного какого –
либо события, одного героя, одной идеи или ценности. В свое время на-
цизм использовал миф расового превосходства арийцев. В нашей стране
в свое время был внедрен миф о Ленине, миф о развитом социализме,
миф о мудрой политике партии и правительства. Обращения правящих
кругов к мифам связано со сложными социально – экономическими и по-
литическими ситуациями в стране, которые не позволяют разрешить труд-
ные проблемы за счет реально существующих средств и тем самым по-
буждают политических деятелей с помощью мифов воздействовать на массовое сознание граждан, отвлекая их от назревших и труднорареши-
мых противоречий.
В качестве еще одного компонента политической культуры можно от-
метить политические символы, идеалы, обеспечивающие процесс форми-
рования, закрепления и воспроизводства идентичности любой нации и государства. Символ представляет собой идейно – образную модель, кото-
рая в скрытой форме содержит в себе сущностные свойства политичес-
кого явления.
В качестве символов в разных странах используются государственные
флаги и гербы, конституции, гимны, национальные праздники, скульптур-
ные изваяния, денежные знаки и т.п. Различные символы могут изобра-
жаться в графической форме – в виде христианского креста, пятиконеч-
ной или шестиконечной звезды, полумесяца, свастики, серпа и молота
и др.; в виде животных и птиц; в виде человеческой фигуры и т.п.
Каждый
народ создает собственные
национально – государственные
волы, к которым относится с должным уважением. Хотя при смене сим-
волов, как это было в Российской Федерации, часть населения относи-
лась негативно к новой символике, почитала старую – Государственный
флаг СССР, Конституцию СССР и др. Новая символика России основы-
вается на традициях, которые своими корнями уходят в прошлое – новый
государственный трехцветный флаг, национальный герб с двуглавым орлом.
С политическими символами тесно связаны идеалы. Идеал воплощается
в произведениях искусства, документах, изречениях и т.п. В качестве иде-
алов выступают, например, индивидуальная свобода, которая воплощается
в таких символах американской нации, как статуя Свободы. В Советском
Союзе широко пропагандировался идеал всесторонне развитой личности.
Следует отметить и политические ритуалы, без которых не обходится
политическая жизнь ни одной страны. Они призваны решать те же зада-
Информация о работе Роль и место политической культуры в политическом процессе