Роль и место политической культуры в политическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Политическая культура не выступает как изолированное явление в обществе. Она тесно связана с миром политики, с проблемами власти и властных отношений, с проблемами функционирования политических и партийных систем, с проблемами развития демократии. Для понимания многих явлений политической жизни важное значение приобретает имен- но политическая культура как целостная и органическая система. Вместе с тем надо иметь в виду, что политическая культура представляет со- бой неотъемлемую часть общей культуры человеческого общества, связанную с повседневной практической деятельностью людей.

Содержание

Введение.
1. Понятие политической культуры.
1.1. Уровни и структура политической культуры.
1.2. Компоненты политической культуры.
1.3. Функции политической культуры.
2. Особенности проявления политической культуры.
2.1. Типология политической культуры.
2.2. Общее и особенное в политической культуре.

Работа содержит 1 файл

политика.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

торые  сформировались в течение  жизни  многих  поколений людей.  К ним

можно  отнести  различные  базовые  ценности,  политические  идеи,  доктри-

ны  и  убеждения,  политические  традиции  и  действующие  нормы   полити-

ческой  практики,  политические   стереотипы,  символы,  мифы.   Политичес-

кая  культура  включает  в себя ориентации  и  установки  людей  по  отноше-

нию к определенной  социально – политической  системе  в  целом  и  состав-

ляющим  ее  политическим  институтам,  принятым  в  ней  правилам  игры  и

принципам  взаимоотношений  индивида,  государства,  общества.

   Все   компоненты  политической  культуры  определяются  различными фак-

торами –  историческим развитием,  географическим положением страны,  национальным  составом  населения, социально – экономической структурой

общества. 

   В   системе  ценностей,  ориентаций,  установок, стереотипов  и   т.п.,  входя-

щих  в  политическую  структуру,  важное   место  занимают  элементы,   спо-

собствующие  формированию  и сохранению  политической  системы,  ее  по-

литических  институтов.  Политическая  культура  и  политическая система –

самостоятельные  системы,  но они  оказывают  существенное  взаимное  воз-

действие друг  на друга.  Конкретная  политическая  система  включает  в  се-

бя  историю  политической   культуры  общества  и  в  то  же  время  на  всем

длительном  пути его  развития  политическая  культура  видоизменяет  поли-

тическую  систему.

   В этом  смысле  политические  институты,  с одной  стороны,  являются  ре-

зультатом  исторического  творчества  народа  какой – либо страны,  с  другой

- они  оказывают   существенное  воздействие  на  содержание   и  проявление

политической  культуры.  Именно политическая  культура  позволяет понять,

почему одинаковые  по своей  форме  политические  институты  в  различных

странах  функционируют  по – разному  или  почему данные  институты  ока-

зываются  эффективными   в  одних  странах  и   не   приживаются   в  других.  В  частности, об этом  свидетельствует  опыт  развивающихся  стран,  многие

из  которых  пытались  перенести  политические  институты,  опыт  западных

демократических стран  на  иную  почву, с  другой  политической  культурой.

   Политическую  культуру  увязывает   в   целостное   явление  такой   ее  ком-

понент,  как  политическое  мировоззрение, составляющее  часть общего  ми-

мировоззрения  личности  или  какой – либо  общности.  Именно  господству-

ющая  в  обществе  система  мировоззренческих  взглядов    во  многом  обус-

ловливает  характер  политических  ориентаций.  В рамках  одной и той же

политической  культуры одновременно могут  быть  различные мировоззрен-

ческие  позиции,  идейно – политические  и  идеологические  течения.  В   ка-

честве  таковых  могут  выступать  консерватизм,  либерализм,   социал – де-

мократизм,  марксизм.

   Жизнеспособность политической  культуре  придает  легитимность сущест-

вующей  политической  системы.  В  системе  ценностей,   установок,  ориен-

таций  ведущее  место  принадлежит  элементам,  которые  обеспечивают  со-

хранение  политической   системы.  Вместе  с  тем   нельзя  не  видеть,  что  в  политической  культуре  общества  не  все  придерживаются  позитивных  ус-

тановок  к  политической  власти  и  политической  системе. Многие  индиви-

ды  и социальные группы  могут не разделять общепринятые  ценности,  установки,  символы и   быть  ориентированы   на   изменение сложившейся

ситуации  в  обществе. Такое  положение  свидетельствует  об  определенных

тенденциях  в  развитии  политической  культуры.

   Каждая  политическая  культура имеет  свой  политический  язык как средст-

во  общения   и   контроля.  В  политической   деятельности   зачастую  важно  не  только  то,  что  политик  провозглашает,  но и  как  он  это  делает,  какие 

средства  использует. Слова  не  только доносят  определенную информацию,

но  и  передают  огромный  эмоциональный  заряд,  манипулируют сознани-

ем  людей,  подавая  информацию  в  нужном  политикам  ракурсе.

   В  формировании  и  функционировании  политической  культуры   важную

роль  играет  информационно – идеологическая   деятельность,  которая   реа-

лизуется  через  семью, учебные  заведения,  церковь,  средства  массовой  ин-

формации. Именно  средства  массовой  коммуникации  активно  воздейству-

ют  не только на  чувства,  установки  и  ценностные  ориентации  индивидов,

социальных  групп,  общностей,  формируя  их  отношение  к  существующей  власти,  но  и  политическое  поведение.

   С  политическим мировоззрением тесно связаны религиозные взгляды.

Роль религии  определяется  ее  традиционными  ценностями, общечеловечес-

кими  позициями,  верой  людей   в   божественный   промысел,  обрядностью

и  т.п.  Религиозный   аспект   политической  культуры  проявляется  в  созда-

нии  и  деятельности   политических   партий   различной   конфессиональной 

ориентации,  в  присягании  на  Библии  президентов,  в  процессе  коронаций

монархов,  в  практической  деятельности  политиков  и  т.п.

  Все  более заметна становится  роль  религии и церкви  в России. Это про-

слеживается  в создании  и  функционировании  христианско – демократичес-

кой  партии, привлечении  патриарха  к  переговорам, присутствии должност-

ных  лиц  на  торжественных  богослужениях,  ритуалах  освящения  и  др.

   Важное  значение в политической  культуре  приобретают традиции  и  сте-

реотипы. Традиция – организованное  множество  идей  и  поведений,  актив-

но  передающихся длительное   время   в рамках  определенной общности

(семья,  социальная  группа,  партия  и  т.п.). 

   Стереотипы  представляют  собой  схематизированный  образ  социальных,

политических  объектов  или  событий,  явлений, который  обладает большой

устойчивостью  и  включает  явные  или  скрытые  признаки  этих  явлений.

   В политической  культуре  стереотипы  выполняют  определенные функции.

Стереотипы,  укоренившиеся  в  политической  культуре,  содержатся   в  ней

чаще  всего  в   виде  застывшего  ментального   образа.  Пробуждает  их   об-

щественно –  политическая  деятельность  людей.

  Одним из  компонентов  политической  культуры  является  миф.   Полити-

ческие   мифы,  закрепившиеся   в   массовом   сознании   людей,  можно  рас-

сматривать  как  совокупность  потенциально  существенных  представлений,

базирующихся  на  эмоциональной  почве.  Характерным  для   них  является

их относительная  долговечность.  Политический  миф  – это  регулятор поли-

тических  отношений.

   Миф   предоставляет   индивиду   возможность  идентифицировать  себя   с  целями  и   ценностями,  выходящими   за  сферу  его  повседневного   опыта,  определяя  его  нахождение  в  более  широком  пространстве социально – по-

литических  отношений.

   Политические  мифы   создаются, как правило,  осмысленно, по заказу  правящей  верхушки,  а не  возникают стихийно. Основу мифов  составляют

вполне   осознанные  коллективные  ожидания   и надежды,  воплощенные в

массовом  сознании,  которые  властные  структуры  постоянно  подогревают.

Миф  может  организовать  общественное  сознание  вокруг  одного  какого –

либо события,  одного  героя,  одной  идеи  или  ценности.  В  свое  время  на-

цизм  использовал  миф  расового  превосходства  арийцев.  В  нашей  стране

в  свое  время  был  внедрен   миф  о  Ленине,  миф  о  развитом   социализме, 

миф  о  мудрой  политике  партии   и   правительства.  Обращения  правящих

кругов  к  мифам  связано со  сложными  социально – экономическими  и  по-

литическими  ситуациями  в стране, которые  не  позволяют  разрешить  труд-

ные  проблемы  за  счет  реально  существующих  средств  и  тем  самым  по-

буждают   политических   деятелей   с   помощью   мифов  воздействовать  на  массовое  сознание  граждан,  отвлекая  их  от   назревших   и  труднорареши-

мых  противоречий.

   В   качестве  еще  одного  компонента  политической  культуры  можно   от-

метить  политические  символы,  идеалы,  обеспечивающие  процесс   форми-

рования,  закрепления   и   воспроизводства   идентичности  любой  нации   и  государства.  Символ  представляет  собой  идейно – образную модель,  кото-

рая  в  скрытой  форме  содержит  в  себе сущностные  свойства   политичес-

кого  явления. 

   В   качестве  символов  в  разных  странах используются  государственные

флаги  и  гербы, конституции, гимны,  национальные  праздники,  скульптур-

ные  изваяния,  денежные  знаки  и   т.п.  Различные  символы могут изобра-

жаться   в   графической  форме – в  виде  христианского  креста,  пятиконеч-

ной  или   шестиконечной   звезды,   полумесяца,  свастики,  серпа  и  молота 

и  др.;  в  виде  животных  и  птиц;  в  виде  человеческой  фигуры  и  т.п.

   Каждый  народ  создает собственные   национально – государственные   сим-

волы,  к  которым  относится  с  должным  уважением. Хотя  при  смене  сим-

волов,  как  это  было  в  Российской  Федерации,  часть   населения относи-

лась  негативно  к  новой символике,  почитала  старую – Государственный 

флаг  СССР,  Конституцию  СССР  и  др.  Новая  символика  России   основы-

вается  на  традициях,  которые своими  корнями  уходят  в  прошлое – новый

государственный трехцветный  флаг, национальный герб с двуглавым орлом.

   С политическими   символами  тесно  связаны   идеалы.  Идеал  воплощается

в произведениях  искусства,  документах, изречениях  и  т.п.  В качестве  иде-

алов  выступают, например,  индивидуальная  свобода,  которая  воплощается

в  таких символах  американской  нации,  как статуя Свободы. В Советском

Союзе  широко  пропагандировался  идеал  всесторонне  развитой   личности.

   Следует   отметить  и  политические  ритуалы,  без  которых  не  обходится 

политическая  жизнь  ни  одной  страны.  Они призваны  решать те  же зада-

Информация о работе Роль и место политической культуры в политическом процессе