Режимы протекания политического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие политики 4

2. Сущность и структура политического процесса 10
2.1. Понятие « политический процесс» и его формы. 10

3. Структура и виды политического процесса 14

4. Общий политический процесс и тенденции его развития. 16

5. Частные политические процессы: структура и характеристики 19

5.1. Этапы развития частного политического процесса 21

5.2. Типология частных политических процессов 22

6. Режимы протекания политического процесса. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Политология в России.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Политология

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 3

1. Понятие политики                                                                                                 4

2. Сущность и структура  политического процесса                                           10

    2.1. Понятие « политический  процесс» и его  формы.                               10

3. Структура  и  виды политического  процесса                                                 14

4. Общий политический процесс и тенденции его развития.                         16

5. Частные политические процессы: структура и характеристики              19

    5.1. Этапы развития частного политического процесса                          21

    5.2. Типология частных политических процессов                                    22

6. Режимы протекания  политического процесса.                                             28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                           31

 

ВВЕДЕНИЕ 

      На  исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия  в управлении делами государства. Существование данных парадоксов побудило нас к выбору темы об особенностях политического процесса в России на современном этапе.

      Политический  процесс в России отличается своей  непредсказуемостью. Все решения  по общественно0политическим вопросам самодержавец принимает лично.

      В эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась в КПСС, которая регулировала все стороны жизни Советского Союза.

      В настоящее время, когда Россия провозгласила  себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России.

      Именно  на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать попытку проанализировать некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив эти черты, мы обозначим тенденции его дальнейшего развития.

 

1. Понятие политики

    Понятие «политика» – одно из древнейших. В  современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование  из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных  с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

    Политика  традиционно означает государственные  и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.

    Политика  неотделима от психических состояний  и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью. Она формируется и реализуется  в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне» сферы определенного типа политическое системы. В этом смысле мир политики неизбежен.

    Политика  – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между классами и социальными группами по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

    Общество  состоит из своеобразного комплекса  взаимосвязанных, но и в значительной степени самостоятельных сфер: хозяйственно-экономической, социальной, политической и духовной. [2,7] Каждая из них имеет свои границы, свою специфику:

    • производственная сфера обеспечивает материальную инфраструктуру;

    • социальная сфера охватывает совокупность общностей и устойчивых отношений  между ними, обусловленных рядом  социокультурных, цивилизационных и формационных факторов;

    • духовная сфера включает производство идей, знаний, художественных ценностей  и т.д.;

    • политическая сфера общества представляет собой совокупность феноменов самого разного плана, непосредственно  связанных с властью, таких как политические институты, организации, отношения, нормы, идеи, программы, интересы и т.п. Она призвана обеспечить инфраструктуру государственно-политической организации и интересы всего сообщества.

    Политическая  сфера общества отличается от других сфер тем, что она в определенном смысле слова выполняет верховенствующую роль по отношению к ним. Такое положение политической сферы обусловлено обязательностью выполнения принятых в ее рамках законов, решений, указов, предписаний, инструкций всеми другими общественными сферами. В силу этого политическая сфера имеет, особенно в переходные и неординарные периоды развития общества, соответствующие приоритеты. В то же время сфера политики тесно связана со всеми другими сферами общества, зависит от них, «черпает» в них исходный материал.

    Роль  политики обусловлена ее универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые  события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности. Соответственно, политика теснейшим образом связана с экономикой, правом, культурой, моралью.

    Особенность политической сферы общества состоит  и в том, что она имеет своеобразный, «пульсирующий» характер. Ее основное ядро – политическая организация общества относительно постоянно. В то же время, в зависимости от тех или иных причин, некоторые вопросы и явления могут приобретать политический характер, если они попадают в центр общественных интересов, в «юрисдикцию» политических органов. В принципе любе социальное явление может «получать» или «терять» политические признаки, политическое звучание в зависимости от степени и уровня его сопряжения с властью Все «политическое» в обществе всегда является социальным, но далеко не все социальное является или становится «политическим».

    Под политическим понимается все то, что имеет отношение к явлениям, институтам и отношениям в обществе, за которыми стоят власть и авторитет, существующие в обществе для сохранения порядка и решения других важных задач. [1,68] Известный германский юрист К. Шмитт обращал внимание, на то, что политика возникает, формируется прежде всего там, где нарастает степень концентрации интересов, действий, усилий групп людей и их организаций, а также там, где углубляется размежевание, обостряются антагонизмы между людьми и организациями, выражающими их интересы. «Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое означает степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода. Реальное разделение на группы друзей и врагов столь сильно и имеет столь определяющее значение, что такое группирование, отставляет на задний план свои предшествующие критерии и мотивы: «чисто» религиозные, «чисто» хозяйственные «чисто» культурные и оказывается в подчинении у совершенно новых, своеобразных условий и выводов уже политической ситуации. Например, группирование, ориентирующееся на серьезный, военный оборот дел является политическим всегда».

    Политика  во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных  условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных  норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции – такова и политика в целом.

    Содержание  политики определяется интересами ведущих  социальных групп, классов или сил  общества. Ареал политики охватывает все, что связано с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения, выражающей коренные интересы тех или иных социальных групп, организаций, людей. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того ли иного класса или социально-политического блока и т.д.

    По  сути дела, политика представляет собой  регулирование общественных отношений  посредством их ориентирования, направления  развития во многих областях или во всей их совокупности [2,79]. Какова будет политика, т.е. в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры.

    В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и  конфликты между ними, а также  организациями, выражающими их интересы.

    Политика  дифференцируется по видам и направлениям. Так, выделяют внутреннюю и внешнюю  политику – курс государства, партии, социальных групп, индивидов внутри государства или в международных  делах. По направлениям политика подразделяется в зависимости от сферы или субъекта приложения: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, аграрная, образовательная, техническая, научная, правовая, экологическая, военная и др.

    Толкования  политики разнообразны, поскольку многомерно и само это явление. Известный французский политолог Р. Арон, выделял следующие трактовки политики:

    Во-первых, понятие «политика» используется для  обозначения концепции, программы  действия по поводу власти, а то и  самого действия. Так, говоря о политике Ришелье, имеют в виду его взгляды на интересы страны, цели, к которым он стремился, а также методы, которыми он пользовался. Термин «политика» в его первом значении – это программа, метод действия или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом. На английском языке это содержание политики обозначается как «policy». В этом смысле политика обозначает и управление. Данное понятие употребляется в смысле управления, когда следует за названием объекта и представляет область действий: «молодежная политика», «образовательная политика» и др.

    В другом смысле слово «политика» относится  к той области, сфере общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические направления. Политика-область, политика-сфера – это некая совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие свои собственные интересы и мировоззрение. Данный смысл этого понятия на английском языке обозначается как «politics».

    В третьем смысле термин «политика» означает институциональное измерение, установленное  с помощью конституции, правового  порядка и традиций, определенный властный строй сообщества, способ его властной организации. Политика – это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти; но одновременно это и способ взаимодействия личностей внутри каждого сообщества [3,10]. По-английски институциональноправовое измерение политики обозначается как «polity».

Информация о работе Режимы протекания политического процесса