Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:24, реферат
Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении.
1. Введение……………………………………………………………….3
2. Понятие государства и его признаки……………………………….4
3. Формы правления……………………………………………………7
3.1. Понятие «республика»……………………………………….7
3.2. Типы республик………………………………………………9
4. Заключение…………………………………………………………..12
5. Список литературы……………………………………………........13
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Понятие государства и его признаки……………………………….4
3. Формы правления………………………………………
3.1. Понятие «республика»…………………………
3.2. Типы республик…………………………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
Введение
Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении.
То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний, советов определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.
2. Понятие государства и его признаки
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.1
Нередко понятие "государство" отождествляется с понятием "страна", то есть выступает как политико-географическое образование. Авторы многих публикаций, используя термин "государство", имеют в виду общество, — например, когда пишут, что Великобритания промышленно-развитое государство, а страны Тропической Африки — экономически отсталые государства.
Однако в нашем случае государство рассматривается, прежде всего, как Организация политической власти, существующая в определенной стране.
Государство — это особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом подавления и управления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.2
Государство отличается от органов управления первобытного общества следующими признаками:
1. Наличие публичной власти. Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления и управления, которые выступают носителями государственного суверенитета. Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.3
2. Административно-территориальна
Распространение государственной
власти только на население, проживающее
в рамках определенной страны, неизбежно
влечет его деление на административно-
3. Государственный суверенитет. Государственный суверенитет — независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела. Государственный суверенитет — основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того, чтобы присвоить себе "право войны", для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство.5
4. Сбор налогов с населения является неотъемлемой чертой государственной организации общества. На начальных стадиях развития государства доходы, получаемые в виде налогов, целиком шли на содержание армии, полиции, государственного аппарата. Затем, с течением времени, в цивилизованных, индустриально-развитых странах часть налогов стала использоваться для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д. Сбором налогов занимаются специальные государственные органы, деятельность которых основана на налоговом! праве, определяющем виды, размер и порядок налогообложения.6
3. Формы правления
Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.7
Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. 8
3.1 Понятие «республика»
Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. 9
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.10
3.2 Типы республик
Республики подразделяются на три разновидности — парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская) в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) эту роль выполняет президент, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.11
- Президентская республика
представляет определенное
Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти.
Однако нельзя не учитывать и недостатки президентских республик – сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам.
Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.13
- Парламентская республика
является менее
Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.15
- Смешанные формы правления, парламентско-президентские, которые не укладываются четко в основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Однако такое сочетание бывает различным. Например, в Российской Федерации существующая форма правления сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Смешение признаков находит отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство парламентом, роспуск парламента президентом. Сейчас в России полупрезидентская (смешанная) форма правления, при которой президент избирается всеобщим голосованием, он располагает широкими полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, ответственные перед президентом и парламентом.16
4. Заключение
Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений ХХ века, связанных, прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий так же, как правило, порождала республиканскую форму правления.
При прочих равных условиях республика – наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой из ветвей власти, любого ее высшего органа, включая главу государства, основаны на мандате народа.
5. Список литературы
1. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; Теория государства и права. Учебник /под ред. С.С. Алексеева. 1998 г.
2. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. — М.: Издательство "Зерцало". 1999
3. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., Юридическая лит-ра, 1993.
4. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001.
5. Федосеев А.А., Сирота Н.М. Политология: СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002.
6. Венгеров А.Б. теория государства и права. М.: Новый юрист. 1998.
7. Основы государства и права. Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристь.1998.
8. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. Учебное пособие. – М.: Институт государства и права РАН, 2003.
9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства - Учебник ИНФРА-М, Москва, 1999.
10. Соловьёв А. И. «Политология: политическая теория, политические технологии»: учебник для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2000.
11. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. Политология: Учебник СПб.: Питер, 2005.
12. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: "Логос", 1999
1 Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; Теория государства и права. Учебник /под ред. С.С. Алексеева. 1998 г.
2 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. — М.: Издательство "Зерцало". 1999.
3 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. — М.: Издательство "Зерцало". 1999.
4Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., Юридическая лит-ра, 1993.
5 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: "Логос", 1999