Репрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:26, реферат

Описание работы

Репрессии как составная часть политической истории Советского государства не являются характерной чертой политической жизни лишь Советского Союза. Проводились они и в условиях самодержавной Российской империи, и в других государствах независимо от их политического и государственного строя, политической и общественной надстройки. В США в годы Второй мировой войны в пустынные районы были высланы десятки тысяч японцев, а в условиях военных действий против Ирака в 1991 г. уже сотни членов арабской диаспоры жили в тревожном ожидании репрессивных и дискриминационных мер.

Работа содержит 1 файл

реферат на тему репресій.rtf

— 73.51 Кб (Скачать)
 
 

     Репрессии как составная часть политической истории Советского государства не являются характерной чертой политической жизни лишь Советского Союза. Проводились они и в условиях самодержавной Российской империи, и в других государствах независимо от их политического и государственного строя, политической и общественной надстройки. В США в годы Второй мировой войны в пустынные районы были высланы десятки тысяч японцев, а в условиях военных действий против Ирака в 1991 г. уже сотни членов арабской диаспоры жили в тревожном ожидании репрессивных и дискриминационных мер.

     В Советском государстве первыми политически значимыми судебными процессами, прошедшими вскоре после Гражданской войны, были процессы над украинскими и московскими эсеровскими центрами в 1921 и 1922 годах. В годы Гражданской войны свирепствовал как «белый», так и «красный» террор, количественный результат жертв которых так и не выяснен до конца.

     Как свидетельствуют ныне доступные архивы, насильственная коллективизация стала настоящей войной, объявленной Советским государством против своего народа.

     Иван Бунин писал: «Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. Что же с ним сделали?»

     Среди трагедий, потрясавших мир в XX веке, коммунизм - это грандиозный феномен эпохи, начавшийся в 1917 году и окончившийся в 1991 году. Преступления коммунизма не укладываются в рамки законности и обычая ни с точки зрения исторической, ни с точки зрения моральной. Назовем прежде всего преступления против духа, а также против культуры вообще и национальной культуры в частности. По распоряжению Сталина были взорваны сотни церквей не только в Москве, но и в других городах России, были сожжены или уничтожены другим путем бесценные художественные сокровища. Еще более тяжким грузом ложатся на плечи государства массовые убийства людей - мужчин, женщин, детей.

     Множество военных преступлений были совершены по распоряжению Сталина или с его одобрения. Можно подвести общий итог этих преступлений:

     -расстрелы без суда и следствия десятки тысяч заложников, убийство сотен тысяч взбунтовавшихся рабочих и крестьян в период 1918-1922 гг.;

     -голод 1921-1922 гг., послуживший причиной смерти 5 миллионов человек;

     -уничтожение и депортация донских казаков в 1920 году;

     -гибель десятков тысяч заключенных в концентрационных лагерях в 1918-30 гг.;

     -большой террор 1937-1938 гг., в ходе которого было уничтожено около 690 тысяч человек;

     -депортация 2 миллионов кулаков и причисленных к ним в 1930-1932 гг.

     И это не полный перечень преступлений ленинизма и сталинизма.

     Если крестьянство заплатило самую тяжелую дань сталинскому плану радикального изменения общества, то другие социальные группы были под разными предлогами выброшены на обочину нового общества, лишены гражданских прав, изгнаны с работы, оставлены без жилья, спущены вниз по социальной лестнице, отправлены в ссылку. Духовенство, люди свободных профессий, мелкие предприниматели, торговцы и ремесленники были главными жертвами «антикапиталистической революции», начатой в 30-е годы. Население городов входило в категорию «рабочего класса, строителя коммунизма», однако и рабочий класс подвергся репрессиям, которые в соответствии с господствующей идеологией превратился в самоцель, тормозя активное движение общества к прогрессу.

     В марте 1928 года в городе Шахты было объявлено, что раскрыта контрреволюционная организация, осуществлявшая акты саботажа на шахтах Шахтинского района Донбасса, арестовано 55 человек, в основном инженеры и техники. 5 человек были расстреляны, многие осуждены на 10 лет. С конца 1928 года тысячи промышленных кадров, «старорежимных инженеров» были уволены, лишены продуктовых карточек, бесплатного доступа к врачам, иногда выселены из своих жилищ. Кампании по «очистке» отдельных учреждений ужесточились летом 1930 года, когда Сталин, желая навсегда покончить с «правыми», решил продемонстрировать связи последних со «специалистами-саботажниками». Некоторые процессы происходили при закрытых дверях, например, такие как о рабоче-крестьянской партии и многие другие. Эти процессы поддержали легенду о саботаже и заговорах, которые были столь важны для укрепления сталинской идеологии. За четыре года, с 1928 по 1931, 138 тысяч специалистов промышленности и управленческого аппарата оказались выключены из жизни общества, 23 тысячи из них были списаны по первой категории. Травля специалистов приняла огромные размеры на предприятиях, отчего росло число несчастных случаев, брака, поломок машин. Кризис обозначался в грандиозных масштабах, и руководство партии было вынуждено внести поправку. Были приняты меры: немедленно освободили несколько тысяч инженеров, техников, в основном металлургической и угольной промышленности, была прекращена дискриминация в доступе к высшему образованию для детей интеллигенции. Среди других социальных групп, отправленных на обочину «нового социалистического общества», было также и духовенство. Первое наступление Советского государства на духовенство было проведено в 1918-1922 гг. Из 54692 действующих в 1914 году церквей к 1929 году оставалось 39 тысяч. Второе антирелигиозное наступление 1929-1930 гг. разворачивалось в два этапа. Весна-лето 1922 года были отмечены ужесточением действий антирелигиозного законодательства. Но эти законы и постановления были только прелюдией к прямым действиям в отношении к церкви. В октябре 1929 года было приказано снять церковные колокола. Служители культа были приравнены к кулакам, - задавлены налогами, которые возросли в 1928030 гг. в 10 раз, лишены всяческих гражданских прав (лечение, продукты). Согласно существующим неполным данным, более 13 тысяч служителей культа были репрессированы в 1930 году. Наступление против церкви сменилось негласным, но жестким административным преследованием духовенства и верующих. Число священников и мест проведения служб сильно уменьшилось под постоянным давлением властей. Перепись населения 1937 года, позднее засекреченная, показала наличие 70% верующих в стране. На 1 апреля 1936 года в стране оставалось 15835 действующих церквей. Согласно официальной формулировке, духовенство стало «осколком умирающего класса».

     Кулаки, специалисты и духовенство были не единственными жертвами «антикапиталистической революции». В начале 30-х годов. В январе этого же года власти начали кампанию по искоренению частного предпринимательства. Частный капитал, который не превышал 1000 рублей, был лишен возможности продолжать свое дело, так как налоги возросли в 10 раз.

     Срезав под корень сельский образ жизни и уничтожив социальную структуру деревни, насильственная коллективизация породила чудовищные миграции крестьян в города. Крестьянская Россия превратилась в страну бродяг. С конца 1928 года советские города были наводнены крестьянами. Миграция превращала заводы в становища кочевников. По мнению властей, они могли вызвать негативные явления, тем самым развалить производство (хулиганство, алкоголизм и др.). чтобы победить стихию, в ноябре-декабре 1932 года были приняты репрессивные меры, тем самым была предпринята попытка очистить города от «социально чуждых элементов».

     Но чуть ли не самым главным стало введение 27 декабря 1932 года внутригосударственного паспорта. Паспортизация населения отвечала многим целям, обозначенным во вступлении к этому закону: ликвидации «социального паразитизма». Но эти паспорта были действительны только при наличии прописки, которые давали городскому жителю преимущества: продуктовые карточки, социальное страхование, право на жилье. В течение 1933 года было выдано 27 миллионов паспортов, при этом паспортизация сопровождалась операциями по «очистке» городов от нежелательных категорий населения. Милицейский контроль и массовые облавы на людей без документов способствовали изгнанию сотен тысяч людей. Чистки производились на вокзалах и рынках каждую неделю. В ходе первых 8 месяцев только  закрытых городах были задержаны за нарушение паспортного режима 630 тысяч человек, многие были посажены без суда и следствия.

     Весной 1934 года правительство принимает репрессивные меры в отношении малолетних беспризорников и хулиганов, число которых в городах значительно возросло в период голода, раскулачивания и ожесточения социальных отношений. 7 апреля 1935 года издан указ, в котором приказывалось «привлекать к суду и применять необходимые по закону санкции к подросткам, достигшим 12 лет, уличенным в грабежах, насилии, убийствах и т. д.».

     Спустя несколько дней правительство направило в прокуратуру секретную инструкцию, где было сказано, что следует применять любые меры в отношениях подростков, иначе говоря - смертную казнь. Размах детской преступности и беспризорности был слишком велик.

     Несколько цифр помогут представить размах этого явления. В течение только одного 1936 года более 125 тысяч малолетних бродяг прошли через НКВД. С 1935 по 1939 года более 155 тысяч малолетних были упрятаны в колонии НКВД. К 1 апреля 1939 года более 10 тысяч малолетних были вписаны в систему лагерей ГУЛАГа.

     В первой половине 30-х годов размах репрессий, которые осуществлялись государством и партией против общества, то набирал силу, то немного ослабевал. Весна 1933 года стала кульминационной точкой в ходе первого цикла террористических операций, начавшихся в 1929 году с раскулачивания. Власти действительно столкнулись с непредвиденными проблемами. Прежде всего, как в местностях, опустошенных голодом и чистками, организовать полевые работы для обеспечения будущего урожая. Надо было решить, что делать с тысячами недовольных режимом, которые заполнили тюрьмы. В 1933 году поступило предложение от прокуратуры освободить сотни колхозников, приговоренных за последние месяцы к двум и более годам лишения свободы за «срыв посевной кампании».

     Эти проблемы получили в течение лета 1933 года два различных преломления, чередование и хрупкое равновесие которых характеризуют период с лета 1933 по осень 1936 годов, то есть период до начала Большого террора.

     1934 год с точки зрения проведенных репрессий был относительно спокойным. Об этом свидетельствует сильное уменьшение числа приговоренных. С другой стороны, начиная с сентября 1934 года, Политбюро приостановило им же утвержденную процедуру рассмотрения приговоров к высшей мере наказания и разрешило местным властям не обращаться в Москву за утверждением таких приговоров. Но затишье длилось недолго.

     1 декабря 1934 год произошло убийство Кирова. В последние годы гипотеза о прямом участии Сталина в убийстве его главного политического соперника подтвердилась в разоблачительной речи Хрущева, в закрытом докладе, сделанном в ночь с 24 на 25 февраля 1956 года. Сталин сумел пустить в ход саму идею постоянного наличия заговора. Она позволяла поддерживать атмосферу кризиса и напряженности в стране. В последовавшие за этим событием недели большое число сталинских оппозиционеров внутри партии были обвинены в террористической деятельности. Все члены этой группы были осуждены при закрытых дверях и немедленно расстреляны. 22 декабря 1934 года пресса сообщила о «страшном преступлении» подпольной террористической группы. Волна террора, поднявшаяся на следующий день после убийства Кирова, охватила не только бывших оппозиционеров сталинской линии внутри партии. 27 декабря 1934 года Политбюро приняло решение депортировать 2 тысячи «антисоветских» семей из приграничных районов Украины. 15 марта 1935 года аналогичные меры были приняты ко всем «сомнительным элементам», находящимся на границе с Ленинградом. Из автономной республики Карелия они были отселены в Казахстан и Западную Сибирь. Речь шла в основном о финнах, которые стали жертвами этнической чистки, достигшей во время войны своего апогея.

     Репрессии набирали силу в 1935-36 годах, но в эти же годы были осуществлены некоторые меры по ослаблению репрессий. В логике репрессий могли быть только паузы и никаких отступлений назад. Напряженные отношения между режимом и обществом возрастали и по мере развития поддержанного властями стахановского движения, родившегося из знаменитого рекорда Алексея Стаханова, который увеличил добычу угля в 14 раз за счет организованной работы бригады. Сталин подчеркивал «глубоко революционный характер движения». Началась организация дней, недель, декад стахановского движения, которые надолго расстраивали производство - оборудование выходило из строя, количество несчастных случаев увеличилось, после рекордов следовал длительный застой и упадок производительности труда. Экономические трудности власти расценивали как проникновение в кадры вредителей. В ходе первого квартала 1936 года 14 тысяч промышленных кадров были арестованы за вредительство. Сталин использовал стахановское движение для ужесточения политических репрессий, для того, чтобы поднять новую волну террора.

     За период 1936-1938 гг., до возглавления органов НКВД Ежовым, разразились беспрецедентные репрессии, затронувшие все слои населения: от руководителей Политбюро до простых советских граждан.

     Речь идет не том, чтобы переписать на нескольких страницах необычайно сложную и трагическую историю двух самых кровавых лет советского режима, но о том, чтобы прояснить вопросы, возникшие в течение последних лет, в частности, вопрос о централизации террора, о затронутых им социальных категориях и числе жертв. Все доступные документы Политбюро утверждают, что массовые репрессии явились результатом решений высоких партийных инстанций, в частности Политбюро, и самого Сталина. Уязвимы были также те, кто жил в приграничной зоне или в той или иной степени имел контакты с иностранцами. Такие люди,  также радиолюбители, филателисты, эсперантисты имели шанс попасть под обвинение в шпионаже.

     С 6 августа по 21 декабря 1937 года Политбюро было запущено по крайней мере 10 операций по ликвидации национальности за национальностью как «шпионских и диверсионных групп»: немцы, поляки и т. д. За 1937-38 гг. в ходе операций, направленных против шпионов, многие сотни тысяч людей были арестованы. Можно перечислить некоторые из этих операций:

     -польская операция, в результате которой в период с 25 августа 1937 года по 15 ноября 1938 года осуждено 139085 человек, приговорены к смерти - 111091;

     -операция по ликвидации немецких рабочих на оборонных предприятиях;

Информация о работе Репрессии