Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:44, реферат
Не раз уже говорено о последствиях воздействия тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на человека. Часто люди превращаются в рабов, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, здоровье... Часто это кончается сумасшествием или самоубийством (иногда убийством).
Введение………………………………………………………………………..…3
Признаки тоталитарной секты………………………………………………...…4
Психологическая обработка личности в тоталитарной секте………………....5
Механизмы разрушения личности в тоталитарной секте………………….…..8
Практика внушения характерна для всех деструктивных культов…………..11
Проблема деструктивных культов…………………………………………….16
Борьба с сектами и реабилитация жертв………………………………………18
Секты в России………………………………………………………………….21
Заключение. Информационные центры России……………………………….23
Список литературы………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Признаки тоталитарной секты………………………………………………...…4
Психологическая обработка личности в тоталитарной секте………………....5
Механизмы разрушения личности в тоталитарной секте………………….…..8
Практика внушения характерна для всех деструктивных культов…………..11
Проблема деструктивных культов…………………………………………….16
Борьба с сектами и реабилитация жертв………………………………………18
Секты в России………………………………………………………………
Заключение. Информационные центры России……………………………….23
Список литературы…………………………………
Введение
Не раз уже говорено
о последствиях воздействия тоталитарных
организаций и нетрадиционных культов
на человека. Часто люди превращаются
в рабов, при помощи всеобъемлющей
системы запретов и предписаний
вся их жизнь регламентируется до
мельчайших деталей, между ними и
остальным миром создается
Учение и деятельность указанных в перечне нашего раздела сект пагубно влияет на духовную жизнь человека и искажает библейское учение о Боге, мире и человеке. К сожалению, нигде в нашем законодательстве понятие "секта" не определено. Однако, мы будем пользоваться этим термином, используя его как оценочный. Все организации, отнесенные нами к разряду сект, классифицированы так исключительно на основании анализа их учения, или культовой практики сравнительно с учением и практикой Православной Церкви и/или другой культурообразующей Церкви. Все последователи данных организаций не являются и не могут считать себя членами Православной Церкви в силу разделяемого ими мировоззрения. Любые заявления организаторов и руководителей нижеперечисленных организаций о их связи с Православной Церковью и соответствия их учений с Православным вероучением, а также о полученных ими благословениях на деятельность, не имеют никаких оснований. Зачастую секты используют обман или скрывают информацию о себе при контактах с людьми, не состоящими в данной организации; практикуют различные методы контролирования сознания своих членов, в том числе, гипнотическое воздействие. Они не признаны традиционными Церквями как последователи соответствующей религии.
Признаки тоталитарной секты
Правительство ФРГ опубликовало листовку, призванную предупредить своих граждан об опасности, исходящей от сектантских организаций. Она включает 17 признаков тоталитарных сект:
1. В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает.
2. Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи.
3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
4. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: "Это невозможно объяснить, Вы, должны пережить это - пойдемте сейчас с нами в наш Центр".
5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
7. Критика со стороны не членов группы считается доказательстве ее правоты.
8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
9. Ваша группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.
10. Вы должны немедленно стать членом группы.
11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
12. Группа желает, чтобы Вы разорвали свои "старые" отношения, так как они препятствуют Вашему развитию.
13. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
14. Группа наполняет все Ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями...
15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с Вами.
16. Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь Вы сами, поскольку Вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.
Психологическая обработка личности в тоталитарной секте
Как только новый человек
попадает в деструктивный культ,
он становится объектом пристального
внимания членов организации. На первом
этапе он подвергается мощному влиянию,
носящей название "бомбёжка любовью".
Данный вид психологической обработки
заключается в проявлении любви
и повышенному вниманию к неофиту.
Формируется максимально
Та глобальная значимость,
которую приобретает
Стремясь сделать доверие к секте максимальным, от вновь пришедшего требуют исповеди. Исповедь является переломным моментом жизни человека в секте, она, своего рода "кредит доверия" - высшая его степень. Отказавшись от исповеди, член секты рискует навсегда потерять для себя значимую группу. Находясь под этим давлением, человек вынужден полностью раскрыться и поведать организации всю самую интимную (негативную) информацию о себе. Данные сведения используются для формирования зависимости, потому что в секте нет правила неразглашения исповеди. Таким образом, под предлогом исповеди нередко получают информацию, которая в дальнейшем делает человека незащищённым перед лицом группы, то есть, создаёт управляемую эмоциональную уязвимость за счёт чувства страха и вины.
Стоит отметить, что исповедавшись, человек значительно смещает свои аттитюды по отношению к группе в позитивную сторону. Неспособный признать оказываемое на него давление, он склонен преувеличивать значение группы и создавать максимально положительный её образ для себя ("Раз я открыл этим людям, этой группе та много о себе, значит они действительно стоят этого, значит они единственные, кто смогли меня понять").
На фоне достаточного доверия начинает эксплуатироваться естественное желание человека стать физически крепче и духовно сильнее. От него требуют специальных усилий, нового темпа жизни, чтобы "отчиститься", стать "светлее".
Специальные усилия в секте направляются на снижение переживаний по поводу неопределённого, пугающего будущего. Субъективный страх и связанная с ним тревожность снижаются, поскольку секта предлагает упрощённую систему понимания мира. Приняв данную систему как истинную по причине фундаментального доверия человека к секте, он будет подстраивать свои аттитюды под неё.
Укрепление глубинных связей с сектой также достигается благодаря культу харизматического лидера, при этом, если член группы находится в подростковом или юношеском возрасте, его гиперсексуальность, ненаправленная в социально-активные формы, сублимируется и обнаруживается как любовь и преданность к лидеру. Постоянное усиление чувств почитания и любви разворачивается на фоне напряжённости естественной потребности в любви, вследствие отрыва от семьи и социальной изоляции. Значимость лидера группы и самой организации растёт прямо пропорционально средствам и тем силам, которые человек вложил в неё. А так как секта требует всё большей отдаче себя организации, человек попадает в замкнутый круг постоянного самопожертвования, которое с каждым разом разрушает его личность всё сильнее.
Попадая в деструктивную группу и идентифицируясь с ней, новичок переносит на себя её успехи, и чувствует себя тем самым и значительнее и сильнее. У него возникает чувство гордости за свою группу, он постоянно по возрастающей переоценивает её достоинства и у него появляется стойкое предубеждение в отношении других групп и враждебность к ним. Восприятие мира с позиции дихотомии "мы-они" усиливается, гипертрофируется.
Итак, основная функция тоталитарной секты на первых этапах обработки члена группы состоит в том, что она удовлетворяет потребность человека в самоутверждении. Это происходит за счёт того, что секта выполняет два основных условия: а) секта даёт человеку определённую сферу деятельности, позволяющей человеку реализовать себя; б) секта характеризуется наличием положительной обратной связи, то есть отчётливым проявлением общественного признания, выраженного окружающими членами секты.
Причинами первых негативных симптомов включения человека в жизнь деструктивной группы является тотальное влияние группы на все сферы жизни человека. Цена группы настолько превышает цену личности, что он готов меняться не осознавая последствий этого изменения, либо не желая их осознавать.
Механизмы разрушения личности в тоталитарной секте
Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты личности, обеспечивающей ему иммунитет от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психологической защищённости личности.
Взломать психологическую защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в секте организуется специальная ситуация (ситуации), в рамках которой выработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны.
М. Т. Сингер и Р. Д. Лифтон выделили следующие параметры ситуаций, с помощью которых, можно достичь ослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизнь тоталитарной секты:
1. Тотальный контроль
над временем (в том числе и
временем размышления); практикуется
физически и эмоционально
2. Содержание новичков
в состоянии неведения и
3. Создание жёстко
4. Создание о новичка
ощущения беспомощности и
5. Подавление прежнего
социального поведения и, за
счёт манипулирования
6. Использование методик, тормозящих процесс мышления (медитация, трансы).
Контроль над временем может сформировать так называемую "вынужденную беспомощность", характеризующуюся полной потерей автономии личности. Человек начинает жить по жёсткому графику, который не учитывает его интересы, его психоэмоциональное состояние. От него ничего уже не зависит, и он вынужден консультироваться с наставниками из культа даже по самым незначительным вопросам. У этого явления есть эффект, который может восприниматься личностью как положительный - человек теряет экзистенциальный страх перед свободой, отпадает потребность в структурировании жизненного времени. Будущее кажется стабильным и предопределённым.
Тотальный контроль над временем
и деятельностью также
Медленно, поступенчато секта стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путём давления личность вынуждают отказаться от тех контактов и отношений, которые могут помешать её пребыванию в культе. Далее происходит вытеснение тех жизненных интересов, которые нейтральны по отношению к новому религиозному статусу личности, потому что в них, она может проявлять свою автономность. Цель секты - сформировать зависимый тип личности.
Человеку приходится делать решения, из-за которых он может испытывать сильный диссонанс и большую степень внутренней напряжённости. Преодоление этого диссонанса и снятие напряжённости, которая может вести к психотическим срывам, осуществляется немедленным замещением бывших сфер деятельности и интересов личности на новые, непосредственно связанные с культом. Так происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых "духовных сестёр и братьев".
Информация о работе Религиозный фанатизм. Тоталитарные, религиозные секты и направления