Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 21:51, реферат
Конфликт религиозный — столкновение религиозных индивидов и групп
по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил
построения религиозной организации. А.А. Корабельников дает определение религиозной войны как общественно-политического явления, "связанного с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный
Реферат по курсу «Политология».
Тема: «Религиозные конфликты. Причины их
возникновения и динамика».
Студент группы ИУ7-61
Преподаватель Гришнова Е.Е.
Москва 2012
Конфликт религиозный — столкновение религиозных индивидов и групп
по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил
построения религиозной организации. А.А. Корабельников дает определение религиозной войны как общественно-политического явления, "связанного с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".
Можно выделить отличительные признаки религиозных войн:
- ритуальные
религиозные отправления
- применение священных знамен и сигналов;
- непосредственное привлечение духовных образов богов в войне;
- принадлежность
противоборствующих
- полное
вовлечение в военные действия
всех слоев населения
государств, национально-этнических групп;
- во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят религиозные духовные
лидеры;
- в такой
войне участвуют исключительно
приверженцы только этой
этого направления данной религии с исключительно религиозными целями - защититься от
экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в
насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям
других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).
Можно выделить следующие типы религиозных войн:
1. Автономистские войны;
2. Национально-иредентисткие войны;
3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты;
4. Религиозно-абсолютисткие конфликты;
5. Миаленаристские конфликты.
Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность
интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То
есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и
впоследствии реализуемые религиозные цели.
В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит
характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде.
В настоящее время "исламский фактор" имеет большое значение в современной мировой
политике. Необходимо отметить, что террористы, прикрывающиеся
мусульманской риторикой, в то же время нанесли серьезный удар по самому исламу, создали
о нем негативное впечатление со стороны всего мирового сообщества, чем вызвали гнев со
стороны как большинства представителей мусульманской уммы, так и духовных лидеров
ислама.
Кроме этого в настоящее время в мире нет религиозных войн, и не просматривается тенденция к их появлению. Зато очевидно усиление политической составляющей в любых военных
противоборствах, особенно - до и после них. Важнейшим показателем усиления
политической составляющей не только войн и вооруженных конфликтов, но и всей
социально-политической жизни является современный терроризм. Он же является
стабильным показателем невысокой эффективности политической власти в том или ином
государстве, которая своими действиями способна создавать питательную среду для
терроризма. Одновременно терроризм не может быть формой религиозной войны.
Террористы лишь прикрываются религиозными лозунгами для достижения политических целей.
Анализ значительных
событий мировой истории
что глубинные причины кардинальной смены обществом своей рели-
гиозной ориентации, как правило, лежат вне собственно религиозной
сферы жизни общества и связаны с его политико-экономической пе-
рестройкой. Именно по этой причине смена религиозной ориентации
общества часто сопровождается насилием.
Через насилие была обращена в христианство Русь, через насилие проложил себе дорогу в Западной Европе протестантизм, насилием в чистом виде были по своему содержанию так
называемые крестовые походы католической церкви. Вместе с тем
следует отметить,
что смена религиозной
жет происходить и относительно мирным путем. Однако в любом
случае изменения в жизни общества в связи с изменением религиоз-
ной ситуации в нем будут весьма существенными.
С точки зрения К. Маркса, религия играет негативную роль
как раз в силу того, что она служит фактором социальной интеграции
и помогает господствующим классам поддерживать стабильность
общества, тогда как историческая необходимость требует его рево-
люционного переустройства посредством классовой борьбы. Религия
оправдывает существующий строй, примиряет с ним. Вместо того,
чтобы пробуждать критическое отношение, она внушает смирение.
Так, христианская вера в посмертное воздаяние внушает смирение и
терпение бедным и бесправным. В Индии поддержанию кастового
строя служила вера в перевоплощение, вера в то, что после смерти
душа человека переселяется в другое материальное тело. Если он со-
блюдает кастовые правила - это главное требование, - он воплотится в
человека более высокой касты, если нет - может даже обратиться в
животное.
Самые значительные религиозные конфликты ХХ века:
• Исламский фундаментализм;
• Религиозное противостояние в Ирландии;
• Исламская революция в Иране;
• Конфликт между индуистами и исламистами;
• Противостояние сербов и хорватов;
• Теология освобождения.
Религиозные конфликты не похожи один на другой, поэтому достаточно проблематично говорить о стандартизированные способы их решения
Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах.
Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для
целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий,
которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической
точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы,
гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных
конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений
переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также
терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политический цели.
И немного о современных движениях.
Существует много причин, по которым возникают всевозможные новые религиозные
движения. Во-первых, это духовно-нравственный кризис, вызванный тем, что прежние
идеалы, когда-то вдохновлявшие молодых, отвергнуты и дискредитированы, а новые,
способные удовлетворить современную ищущую молодежь, еще не выработаны. От этого вакуума страдает все общество, а духовно чуткая часть юношей и девушек - больше всего.
Во-вторых, неспособность традиционных церковных организаций увлечь мятущуюся часть молодежи своими идеями и действиями, в то время как протестантские конфессии и деноминации (в частности, баптисты, пятидесятники, адвентисты 7-го дня, Свидетели Иеговы и пр.) еще как-то ориентируются на запросы молодых людей и что-то делают специально для них (например, создают молодежные кружки и объединения, музыкальные ансамбли, проводят молодежные форумы и т.п.). Свою роль также сыграл духовный вакуум, порожденный второй мировой войной, и экономическое неблагополуче, связанное опять же с войной.
Наиболее
точно отражает положение дел
в ряде опасных для общества
религиозных объединений термин
"деструктивная религиозная
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) -
это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по
отношению к
естественному состоянию
созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре,
порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое
психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении незаконного
контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и
противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам.
Если мы посмотрим на конфессиональные положения, гово-
рящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется,
что разные религии описывают это одним языком.
Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к род-
ственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтиво-
стью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и вер-
ностью своему слову”.
Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы
от других”.
Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”.
Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полю-
бит своего брата, как себя самого”.
Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы
должны относиться ко всем существам, как относимся к самим се-
бе”.
Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо
тебе”.
Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. То-
гда на небе вы будете равны”.
Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю со-
седа своей потерей”.
Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сдела-
ет другой того, что не хорошо для нее самой”.
Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами посту-
пали люди, так поступайте и вы с ними”.
Наиболее существенным источником является книга М.Ю. Зеленкова «РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ».
Информация о работе Религиозные конфликты. Причины их возникновения и динамика