Религиозно правовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:16, доклад

Описание работы

Религиозно-традиционный тип правовой системы — совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития на основе религиозной нормы, нормы-обычая и нормы-традиции как основных источников права, представляющих собой тесное переплетение юридических, моральных, мифических предписаний, которые сложились естественным путём и признаны государством.
Среди типов правовой системы этот тип наиболее многообразен. Состоит из трёх крупных групп правовых систем, объединённых внутренним сходством:
1) религиозно-общинная — объединяет группы систем мусульманского, индусского, иудейского и христианского права. Характеризуется фундаментальным значением религиозных учений в сочетании с длительным сохранением общинного устройства;
2) дальневосточная (традиционная) — включает группы систем китайского и японского права. Характеризуется ведущей ролью религиозно-нравственных доктрин в социальной жизни народа;

Работа содержит 1 файл

Религиозно.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

Религиозно-традиционный тип правовой системы — совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся  в единстве закономерностей и  тенденций развития на основе религиозной  нормы, нормы-обычая и нормы-традиции как основных источников права, представляющих собой тесное переплетение юридических, моральных, мифических предписаний, которые сложились естественным путём и признаны государством.

Среди типов  правовой системы этот тип наиболее многообразен. Состоит из трёх крупных групп правовых систем, объединённых внутренним сходством:

1) религиозно-общинная  — объединяет группы систем  мусульманского, индусского, иудейского  и христианского права. Характеризуется  фундаментальным значением религиозных  учений в сочетании с длительным сохранением общинного устройства;

2) дальневосточная  (традиционная) — включает группы  систем китайского и японского  права. Характеризуется ведущей  ролью религиозно-нравственных доктрин  в социальной жизни народа;

3) обычно-общинная  — объединяет группы систем в основном африканского права. Отличается сильным влиянием обычаев при сохранении общинных устоев жизни народа.

Каждая из указанных  групп правовых систем основывается на

собственных религиозно-философских  системах — ислам, индуизм, конфуцианство, христианство. Юридические источники права соотносятся с религиозными как форма и содержание. Религиозно-нравственная норма имеет приоритет перед правовой нормой. Однако правовые системы религиозно-традицион-

634

Раздел V. Основные тины правовых систем ми

кого типа не «неподвижны», не застыли в своем первозданно» виде, порожденном

           
 

особенностями развития и географического положения. При сохранении преемственности  с прошлой правовой культурой  они, под влиянием романо-германских и кон«| тинентальных правовых систем, внесли немало новелл в нацио-| нальное право, изменили его структуру, урегулировали обществ венные отношения на уровне законодательства, признали Hopik права в качестве важного эталона поведения и т.п. Мусульманское право — совокупность поддерживаемых го- I сударством религиозных, нравственных и правовых норм, ело- | жившихся на основе ислама в толковании учеными-богословами и правоведами.

География распространения  мусульманского права обшир- :

на. Традиционно  оно присутствует в государствах Арабского Востока (Иран, Ирак, Иордания, Турция, Кувейт и т.д.). Не менее традиционным оно является для мусульманских общин Африки (Сомали, Танзания, Кения и др.), Малайзии, Индонезии и ряда других стран.

По причине  приверженности исламу влияние мусульманского права испытывают некоторые из балканских стран и регионов (например, Албания, Косово), ряд стран СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.

), субъекты Российской  Федерации (Татарстан, Ичкерия,  Ингушетия и др.), а также мусульманское население Украины (крымские татары). В некоторых из них наблюдаются (разные по степени активности и глубине) процессы восстановления принципов и норм шариата. В государственных символах подчёркивается принадлежность к мусульманскому миру. Сегодня более 700 миллионов человек на вопрос «Кто ты по вере?» — отвечают арабским словом муслим: «Человек, исповедующий ислам», мусульманин.

635

Глава 32. Религиозно-традиционный тип правовой системы

Мусульманское право отнесено к религиозно-общинной группе религиозно-традиционного типа правовой системы по следующим причинам:

1. Как своеобразный  юридический феномен оно имеет  откровенно религиозное содержание. Мусульманское право возникло в единстве с шариатом', представляющим собой важнейший компонент исламской религии. Его можно считать отдельной составной частью религии ислама.

Связь мусульманского права с религией ислама неоднозначна. С одной стороны, имеются правовые и религиозные нормы, совпадающие по своему содержанию и реализующиеся как религиозными учреждениями, так и государственными органами. С другой — государство, как своим авторитетом, так и принудительной силой, поддерживает не все религиозные нормы. Оно формирует большинство норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными учениями, способствует

применению юридических  норм не только мусульманскими судами, но м светскими судебными (светские суды) и правоохранительными (полиция) органами.

2. Мусульманское  право имеет религиозно-общинный  принцип применения. Оно действует,  прежде всего, во взаимоотношениях  мусульман, предназначается для  мусульманской общины, направлено  на её консолидацию и расширение. Например, брачно-семейные нормы  мусульманского права распространяются исключительно на мусульман и не используются иными религиозными конфессиями. Ответственность за несоблюдение поста во время рамадана касается только мусульман. Правда, наличие приведенных фактов не исключает стремления распространить нормы мусульманского права и на немусульман (подчинение нормам мусульманского

           
 

права немусульманки, которая вышла замуж за мусульманина и др.).

Шариат (по араб. шариа — «путь следования»  или «правильный путь к цели») — совокупность обязательных предписаний Аллаха, переданных через пророка Мухаммеда, воплощенных главным образом в Коране и сунне и определяющих образ мысли и поведения мусульманина. Шариат выступает в виде всеобъемлющей системы социального регулирования, которая охватывает разные категории норм — не только правовые, но и религиозные, моральные, бытовые, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Все эти нормы — обязательства, возложенные на мусульманина, а не права, которые он может иметь.

В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных  норм:

1) юридические  предписания Корана и сунны  — собрание юридически значимых  преданий о поступках, высказываниях  и молчании пророка Мухаммеда;

2) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников — единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов («иджма»), умозаключения по аналогии («кмяс»). В качестве основополагающих норм считаются нормы первой группы, особенно те, которые записаны в Коране. 
 


Информация о работе Религиозно правовая система