Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:16, доклад
Религиозно-традиционный тип правовой системы — совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития на основе религиозной нормы, нормы-обычая и нормы-традиции как основных источников права, представляющих собой тесное переплетение юридических, моральных, мифических предписаний, которые сложились естественным путём и признаны государством.
Среди типов правовой системы этот тип наиболее многообразен. Состоит из трёх крупных групп правовых систем, объединённых внутренним сходством:
1) религиозно-общинная — объединяет группы систем мусульманского, индусского, иудейского и христианского права. Характеризуется фундаментальным значением религиозных учений в сочетании с длительным сохранением общинного устройства;
2) дальневосточная (традиционная) — включает группы систем китайского и японского права. Характеризуется ведущей ролью религиозно-нравственных доктрин в социальной жизни народа;
Религиозно-традиционный тип правовой системы — совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития на основе религиозной нормы, нормы-обычая и нормы-традиции как основных источников права, представляющих собой тесное переплетение юридических, моральных, мифических предписаний, которые сложились естественным путём и признаны государством.
Среди типов правовой системы этот тип наиболее многообразен. Состоит из трёх крупных групп правовых систем, объединённых внутренним сходством:
1) религиозно-общинная
— объединяет группы систем
мусульманского, индусского, иудейского
и христианского права.
2) дальневосточная
(традиционная) — включает группы
систем китайского и японского
права. Характеризуется
3) обычно-общинная — объединяет группы систем в основном африканского права. Отличается сильным влиянием обычаев при сохранении общинных устоев жизни народа.
Каждая из указанных групп правовых систем основывается на
собственных религиозно-философских системах — ислам, индуизм, конфуцианство, христианство. Юридические источники права соотносятся с религиозными как форма и содержание. Религиозно-нравственная норма имеет приоритет перед правовой нормой. Однако правовые системы религиозно-традицион-
634
Раздел V. Основные тины правовых систем ми
кого типа не «неподвижны», не застыли в своем первозданно» виде, порожденном
особенностями развития и географического положения. При сохранении преемственности с прошлой правовой культурой они, под влиянием романо-германских и кон«| тинентальных правовых систем, внесли немало новелл в нацио-| нальное право, изменили его структуру, урегулировали обществ венные отношения на уровне законодательства, признали Hopik права в качестве важного эталона поведения и т.п. Мусульманское право — совокупность поддерживаемых го- I сударством религиозных, нравственных и правовых норм, ело- | жившихся на основе ислама в толковании учеными-богословами и правоведами.
География распространения мусульманского права обшир- :
на. Традиционно оно присутствует в государствах Арабского Востока (Иран, Ирак, Иордания, Турция, Кувейт и т.д.). Не менее традиционным оно является для мусульманских общин Африки (Сомали, Танзания, Кения и др.), Малайзии, Индонезии и ряда других стран.
По причине приверженности исламу влияние мусульманского права испытывают некоторые из балканских стран и регионов (например, Албания, Косово), ряд стран СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.
), субъекты Российской
Федерации (Татарстан, Ичкерия,
635
Глава 32. Религиозно-традиционный тип правовой системы
Мусульманское право отнесено к религиозно-общинной группе религиозно-традиционного типа правовой системы по следующим причинам:
1. Как своеобразный
юридический феномен оно имеет
откровенно религиозное
Связь мусульманского права с религией ислама неоднозначна. С одной стороны, имеются правовые и религиозные нормы, совпадающие по своему содержанию и реализующиеся как религиозными учреждениями, так и государственными органами. С другой — государство, как своим авторитетом, так и принудительной силой, поддерживает не все религиозные нормы. Оно формирует большинство норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными учениями, способствует
применению юридических норм не только мусульманскими судами, но м светскими судебными (светские суды) и правоохранительными (полиция) органами.
2. Мусульманское
право имеет религиозно-
права немусульманки, которая вышла замуж за мусульманина и др.).
Шариат (по араб. шариа — «путь следования» или «правильный путь к цели») — совокупность обязательных предписаний Аллаха, переданных через пророка Мухаммеда, воплощенных главным образом в Коране и сунне и определяющих образ мысли и поведения мусульманина. Шариат выступает в виде всеобъемлющей системы социального регулирования, которая охватывает разные категории норм — не только правовые, но и религиозные, моральные, бытовые, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Все эти нормы — обязательства, возложенные на мусульманина, а не права, которые он может иметь.
В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм:
1) юридические
предписания Корана и сунны
— собрание юридически
2) нормы, сформулированные
мусульманско-правовой доктриной на основе
«рациональных» источников — единогласного
мнения наиболее авторитетных правоведов
(«иджма»), умозаключения по аналогии («кмяс»).
В качестве основополагающих норм считаются
нормы первой группы, особенно те, которые
записаны в Коране.