Региональный политический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение политического процесса и его структуры.
Необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие политического процесса;
Охарактеризовать структуру политического процесса;
Привести типологию политических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 4
2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 7
3.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 10
4. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 12
5. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Полит упр Реферат.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Пятая особенность политического процесса в России вы­ражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в фор­мировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию раз­личных субкультур участников политического процесса госу­дарство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем са­мым властные структуры делают поведение субъектов полити­ки предсказуемым.

Во взаимодействии «власть - общество» политическая ини­циатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие диф­ференциации политических ролей и функций институтов го­сударственной власти приводило к тому, что процесс принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной ответствен­ности» порождал традицию безответственности политиче­ской власти за последствия принимаемых решений. Кроме того, неструкгурированность политического процесса обуслов­ливала появление неконституционных органов, которым принад­лежало исключительное право на принятие стратегических решений.

Шестой особенно­стью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов[10]. Острое противо­борство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов - частной собственности, конкурен­ции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное неравенст­во углубляет конфликтность политических взаимодействий. Ин­теграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или антипатии к лидерам, имиджу, символике и т. д.). Стремление правящей элиты монопольно кон­тролировать политический процесс порождает желание у оп­позиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке полити­ческого курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества повышает значение эмоциональных и сим­волических факторов политического взаимодействия. Их пре­обладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность прини­маемых политических решений.

Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического обще­ства обусло­вила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обра­щались к помощи более развитых западных стран.  Однако уступки во внешней политике в обмен на финансовую поддержку правящего режима не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую зависимость Рос­сии от западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся ока­зывать технологическую и инвестиционную поддержку, по­скольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.

 

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности политического процесса и описана его структура.

Также были решены следующие задачи:

            Раскрыто понятие политического процесса;

            Охарактеризована структура политического процесса;

            Перечислены особенности политического процесса в России.

Понятие “политической системы” появилось первоначально в западной социологии и политологии с попыткой рассмотреть общество с точки зрения взаимосвязи его элементов. Его появление связано с именами А.Бентли, В.Парето, Д.Истона и др. Параллельно с 50-х годов XX в. развивалось и понятие политического процесса.

Политический процесс – это все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (они-то и будут прежде всего интересовать нас в нашей работе), так и протекающие на базе иных социальных норм - политических традиций, обычаев, уставов политических партий и др.

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Таким образом, конституционные нормы составляют лишь часть механизма регулирования политического процесса, но они составляют основу его правовой базы. Они содержат лишь самые общие предписания, но и наиболее важные. Поэтому любое исследование политического процесса в целом или какого-либо его элемента должно начинаться именно с исследования конституционного его регулирования.


Список литературы

1.      Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы.- М.: РЮИД, 2002.

2.      Автономов А.С. Правовая антология политики.- М.: Инфограф, 2002.

3.      Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства.- М.: Филинъ, 2003.

4.      Законодательный процесс./ Под ред. Р.Ф.Васильева. - М.: Юриспруденция, 2004.

5.      Конституционное право. Энциклопедический словарь./ Под ред. Авакьяна С.А. - М.: Норма, 2003.

6.      Лазарев В.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2003

7.      Политический процесс в России: современные тенденции и исторический контекст. -  М.: Дрофа, 2003.

8.      Современный политический процесс в России. - М.: БЕК, 2004.

 

3

 



[1] Конституционное право. Энциклопедический словарь./ Под ред. Авакьяна С.А. - М.: Норма, 2003. – с. 221.

[2] Автономов А.С. Правовая антология политики.- М.: Инфограф, 2002. – с. 87.

[3] Лазарев В.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2003 – с. 51.

[4] Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства.- М.: Филинъ, 2003. – с. 66.

[5] Конституционное право. Энциклопедический словарь./ Под ред. Авакьяна С.А. - М.: Норма, 2003. – с. 287.

[6] Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства.- М.: Филинъ, 2003. – с. 120.

[7] Лазарев В.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2003.  – с. 99.

[8] Политический процесс в России: современные тенденции и исторический контекст. -  М.: Дрофа, 2003. – с. 35.

[9] Современный политический процесс в России. - М.: БЕК, 2004. – с. 54.

[10] Политический процесс в России: современные тенденции и исторический контекст. -  М.: Дрофа, 2003. – с. 81.


Информация о работе Региональный политический процесс