Референдум в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:45, реферат

Описание работы

Современная демократия существует в двух формах: непосредственной и представительной. При непосредственной демократии принятие решений осуществляется всеми гражданами путем прямого голосования. Представительная демократия предусматривает принятие решений избранными народом представителями.

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………….3

Основная часть ………………………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Реферат Референдум.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Содержание                                                                                                                С.

Введение..…………………………………………………………………………….3

Основная часть  ………………………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Современная демократия существует в двух формах: непосредственной и представительной. При непосредственной демократии принятие решений осуществляется всеми гражданами путем прямого голосования. Представительная демократия предусматривает принятие решений избранными народом представителями.

     Высшей  формой непосредственной демократии выступает  референдум. Термин «референдум» происходит от латинского слова re fero, что означает «сообщаю, докладываю» и определяется как всенародный опрос, всенародное голосование по законопроекту.

     Референдум  основывается на принципах всеобщего, равного и прямого волеизъявления, тайном голосовании участников, территориальном  принципе его проведения, участия граждан, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении.

     Задача  референдума – выявить волю народа, принять непосредственным голосованием закон или решение по конкретному  вопросу государственной жизни. Значение референдума в том, чтобы с его помощью народ выразил свое отношение к решению, выступил за или против его принятия.

     Одной из важнейших форм осуществления  народом государственной власти выступает референдум. При его  проведении растет заинтересованность граждан страны к делам управления государством, повышается политическая активность, граждане стремятся к политическому самообразованию. Участие граждан в референдуме позволяет глубже осознать степень ответственности за принимаемые решения и за судьбу страны.

     Референдум  – это вотум доверия народу, признание за ним права на принятие стратегических решений, затрагивающих  жизненно важные интересы государства  и общества.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

     Международная практика проведения референдумов:

     история и современность

 

 

     Широко  используемый во всех европейских странах  референдум имеет довольно глубокие корни. Он находил свое проявление еще  в плебисцитах Римской республики. Здесь же можно упомянуть вечевые  собрания Пскова, Новгорода, Киева, на которых всеобщим голосованием принимались решения по наиболее важным проблемам.

     Имеются и более современные формы, которые  появились в средние века. Как  отмечают исследователи, впервые референдум был проведен в Швейцарии в  кантоне Берн в 1439 г. при решении  вопроса о финансовом положении.

     С тех пор референдумы прочно вошли  в политическую жизнь многих государств. Только в Швеции с 1800 года было проведено  более 300 референдумов. В США народным голосованием принято более 130 решений  об утверждении новых конституций и свыше двух тысяч поправок и дополнений в действующие конституции штатов. Богатый опыт проведения референдумов имеют также Франция, Германия, Швейцария. На референдумах ставились самые различные вопросы, например, о вхождении в Лигу Наций, об отклонении договора с соседним государством, об отмене 8-часового рабочего дня, о запрете алкоголя.

     Экскурс в историю XX века дает возможность назвать многочисленные примеры прямого волеизъявления народов по вопросам государственного развития.

     В последнее время были проведены многочисленные референдумы в Швейцарии, Италии, Великобритании и других странах. Их количество значительно возросло в 90-е годы ушедшего столетия.

     Референдумы проводились неоднократно и на просторах  бывшего СССР. 17 марта 1991 года на референдум выносился вопрос о дальнейшей судьбе Советского Союза. Проводились референдумы и в Российской Федерации: 17 марта 1991 года – по вопросу о введении поста Президента; 25 апреля 1993 года – о доверии Президенту, одобрении проводимой им социально-экономической политики, о досрочных выборах; 12 декабря 1993 года – о принятии новой Конституции РФ.

     Во  многих европейских государствах референдумы  проводились по поводу принятия конституций, развития и углубления европейской  интеграции. Конституции путем народного голосования принимались в переломные моменты во многих странах: Франции, России, Эстонии, Казахстане, Румынии, Таджикистане, восточных землях объединенной Германии, Польше.

     Всенародные голосования стали наиболее частым явлением в политической жизни европейских стран, государств СНГ.

     Эффективность совета с народом можно проиллюстрировать  прошедшим в канадской провинции  Квебек референдумом о возможном  отделении этой провинции с франкоязычным  большинством населения от Канады. Народное волеизъявление показало несостоятельность притязаний сепаратистов.

     Можно упомянуть и прошедший в 2004 г. в Венесуэле референдум о поддержке  Президента Чавеса. Народное волеизъявление в очередной раз показало несостоятельность  притязаний противников президентского курса.

     В конституции ряда зарубежных государств еще в начале века были включены положения, в соответствии с которыми можно было проводить референдумы, причем инициатива могла исходить как от государственных органов, так и от избирателей, – это конституции Германии 1919 г. (статьи 43, 73–76), Австрии 1920 г. (статьи 41, 43–46 и 60), Чехословакии 1920 г. (§46), Греции 1927 г. (статья 125) и другие.

     Особенностью  референдумов является не только то, что  они, помимо утверждения или отклонения законопроектов, т.е. традиционного их назначения, еще стали рассматриваться и как средство арбитража в конфликте между различными органами власти, как это имело место по Веймарской Конституции Германии.

     После 1945 года "отцы" западногерманской  Конституции предусмотрели возможность  изменения земельных границ посредством референдумов. На практике пришлось проводить только один референдум по поводу разделения земли Баден-Вюртемберг на прежние Баден и Вюртемберг. Но большинство избирателей предпочло оставить землю объединенной.

     Существует  различная практика проведения референдумов. Например, Швейцария, которая считается родиной референдумов, проводит референдумы наиболее интенсивно, причем на всех уровнях – коммунальном, кантональном и федеральном.

     Референдумы прочно вошли в политическую жизнь многих государств мира. Только в Швеции с 1800 года было проведено более 300 референдумов. В США народным голосованием принято более 130 решений об утверждении новых конституций и свыше двух тысяч поправок и дополнений в действующие конституции штатов. Богатый опыт проведения референдумов имеют также Франция, Германия, Швейцария.

     Конституции путем народного голосования  принимались в переломные моменты  во многих странах: Франции, России, Эстонии, Казахстане, Румынии, Таджикистане, восточных  землях объединенной Германии и т.д.  

     Понятие и виды референдумов

 

 

     Референдум, как и выборы, основывается на принципах  всеобщего, равного и прямого  волеизъявления, тайном голосовании  участников, территориальном принципе его проведения, участия граждан, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении.

     Народные  голосования, проводимые по вопросам, указанным в Конституции именуются  обязательными, потому что эти вопросы  не могут быть решены иначе как  путем референдума. Референдумы по другим вопросам считаются факультативными, поскольку вынесение на народное голосование соответствующих законопроектов зависит от усмотрения законодательного органа. В Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение обязательного (не консультативного) референдума.

     Решения, принятые в порядке обязательного  референдума, обладают наивысшей юридической  силой по сравнению с решениями, принятыми органами государственной  власти. Такое решение может быть отменено или существенно изменено лишь посредством другого народного голосования.

     Референдум  считается состоявшимся, если в голосовании  приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в  референдуме. Решение считается  принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

     Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается  принятым, если за него проголосовало  большинство граждан, внесенных  в списки для голосования.   

     Референдум как гарант сохранения и укрепления

     политической  стабильности в Республике Беларусь

 

 

     В соответствии со ст.3 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Референдум является высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами посредством народного голосования решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни (ст. 111 Избирательного кодекса). Референдумы как народные голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни являются одним из основных институтов непосредственной демократии.

     В отечественной практике впервые  на конституционном уровне запись о  том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование – референдум, появилась в Конституции СССР 1936 г. Однако практики проведения референдумов у нас не было, более того, соответствующий закон о народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь был принят лишь 13 июня 1991 г.

     Право на референдум может быть успешно  реализовано лишь при законодательном  закреплении механизма его проведения. В этом отношении принятие 13 июня 1991 г. Верховным Советом республики Закона "О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь" явилось крупным шагом на пути к созданию демократического государства, ибо референдум – это важнейшая форма осуществления народом государственной власти. Законы России (от 16 октября 1990 г.), Украины (от 3 июля 1991 г.) и Беларуси подчеркивали, что референдум (народное голосование) – это способ решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни (в украинском законе специально было подчеркнуто, что это способ принятия гражданами законов и иных решений по важным вопросам).

     Согласно  статье 140 Конституции Республики Беларусь, ее изменения и дополнения могут  быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

     Исторический  путь, который прошла Беларусь в  конце XX столетия, имеет определяющее значение для ее судеб в новом столетии и тысячелетии.

     Беларусь  провозглашена в качестве демократического государства, для которого характерно полновластие народа. Суверенная воля народа проявляется прежде всего через участие в выборах, референдумах (причем не только общегосударственных), обсуждение важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

     В Республике Беларусь проведение референдума  регламентируется Конституцией Республики Беларусь (раздел ІІІ, глава 2), Избирательным кодексом Республики Беларусь (раздел VII), другими нормативными правовыми актами.

     Право инициативы на проведение республиканского референдума, согласно Избирательному кодексу принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь.

Информация о работе Референдум в РБ