Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:16, творческая работа
Итак, в "Государе" Макиавелли рисует модель абсолютного монарха, который с помощью всех средств – жестокости и обмана, демагогии и справедливости, хитрости и прямодушия – обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти.
В случае, когда человек делается государём своего отечества не путём злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан. Такого рода единовластие можно назвать гражданским, так как учреждается оно по требованию народа, либо знати в зависимости от того, кому первому представится удобный случай. Но тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привёл к власти народ, так как если государь окружён знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тот же, кого привёл к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться. Так что если государь пришёл к власти с помощью народа, он не должен угнетать его, тем самым, удерживая его дружбу. Народ надо взять под свою защиту, так как даже в тех случаях, когда государь является ставленником знати. Макиавелли пишет: "… государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут". "…мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность".
Макиавелли рассматривает в 11 главе церковные государства, которые, по его мнению, тяжело завоевать, но легко удержать.
Что Макиавелли говорит о войске: Основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско. Но тут же он делает оговорку о том, что хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и где есть хорошее войско, там хороши и законы.
Макиавелли говорит, что войско, которым государь защищает свою страну, бывает либо собственным, либо союзническим, либо наемным, либо смешанным. Наемные и союзнические войска бесполезны и опасны. Макиавелли отмечает то, что наемные войска честолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы.
Союзнические войска — еще одна разновидность бесполезных войск — это войска сильного государя, которые призываются для помощи и защиты.
«Такими войсками воспользовался недавно папа Юлий: в военных действиях против Феррары он увидел, чего стоят его наемники, и сговорился с Фердинандом, королем Испанским, что тот окажет ему помощь кавалерией и пехотой. Сами по себе такие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того, кто их призывает на помощь, они почти всегда опасны, ибо поражение их грозит государю гибелью, а победа — зависимостью».
Макиавелли пишет, что мудрые государи всегда предпочитали иметь дело с собственным войском.
Собственные войска те, которые составляются из подданных, граждан или преданных тебе людей, всякие же другие относятся либо к союзническим, либо к наемным.
Военное дело - единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. "Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рождён государём, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным". Если государь не будет разбираться в военном деле, то он будет терпеть много бед (не будет пользоваться уважением войска, не сможет на него положиться и т.п.). "Поэтому государь должен даже в мыслях не оставлять военных упражнений и в мирное время придаваться им ещё больше, чем в военное". Государю рекомендуется почаще выезжать на охоту (основной целью этого является изучение местности, а также закалка), а также читать исторические труды (особенно разбирать действия выдающихся полководцев).
Каким же должен быть сам государь, какими личными качествами он должен обладать? Главное моральное качество, которое объединяет у Макиавелли все прочие и является самоцелью - к нему он наиболее расположен - это честь.
Макиавелли рассуждает о том, какими качествами должен обладать государь. Должен ли он быть щедрым и бережливым или же лучше прослыть скупым? Если ты ведешь войско, которое кормится добычей, грабежом, поборами и чужим добром, тебе необходимо быть щедрым, иначе за тобой не пойдут солдаты. И всегда имущество, которое не принадлежит тебе или твоим подданным, можешь раздаривать щедрой рукой, как это делали Кир, Цезарь и Александр, ибо, расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое — ты только себе вредишь.
Должен ли он быть милосердным или же жестоким - любят государей по собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных, как о том сказано выше.
Должен ли государь держать свое слово? Макиавелли пишет следующее: "Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца…" Вообще с врагом можно бороться законами, а можно силой. Законами обычно борется человек, а силой - зверь, но первого зачастую не достаточно, чтобы победить врага, поэтому нужно прибегнуть к силе. Государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя, а из всех зверей нужно уподобиться двум: лисе и льву (лиса боится волков, а лев - капканов). "Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание". За великолепной или добронравной внешностью очень часто кроется звериная суть, это не случайность, а закономерность положения государя, который становится вне общества и вне закона, когда человеческого образа действий - "сражаться с помощью законов", становится недостаточно.
Государь должен следить за
тем, чтобы не совершить
Как следует поступать
Достаточно
важную роль играет для государя выбор
помощников. Судя по тому, хороших или
плохих государь выбрал себе помощников,
можно говорить и о его собственной
мудрости. ("Если это люди преданные
и способные, то можно быть всегда уверенным
в его мудрости, ибо он умел распознать
их способности и удержать их преданность").
Здесь важно не только выбрать преданного
и умного помощника, но и стараться удержать
его,"воздавая ему за заслуги, умножая
его состояние, привязывая его к себе узами
благодарности, разделяя с ним обязанности
и почести…" Правда существует одна
опасность - льстецы. "… ибо люди так
тщеславны и так обольщаются на свой счёт,
что с трудом могут удержаться от этой
напасти". Так что государь должен избегать
лести, но только делать он это должен
так, чтобы не навлечь на себя презрения
(когда каждый сможет говорить правителю
правду, ему могут перестать оказывать
должное почтение). Так что благоразумному
государю, согласно Макиавелли, нужно
отобрать несколько мудрых людей и предоставить
им право высказывать всё, что они думают,
но только о том, о чём их сам государь
спрашивает. Любого же, кто вздумает дать
непрошенный совет, следует осадить.
В своей книге «Государь» Макиавелли разбирает, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть. Государства, управляемые единолично у него делятся на унаследованные и новые. Говорит о войске, о его организации.
Макиавелли
рассуждает о том, какими качествами
должен обладать государь, как они должны
сочетаться в нем, какие люди должны окружать
государя.
Итак,
в "Государе" Макиавелли рисует модель
абсолютного монарха, который с
помощью всех средств – жестокости
и обмана, демагогии и справедливости,
хитрости и прямодушия – обеспечивает
сохранение, укрепление и расширение своей
власти. Проблеме взаимоотношения нового
государя с народом и знатью Макиавелли
уделяет много внимания, поскольку считает
достижение определенного равновесия
классовых сил одной из важнейших задач.
Макиавелли справедливо полагает, что
государи становятся великими, когда преодолевают
трудности и оказанное им сопротивление.
Он выстраивает внушительную программу,
выполняя которую государь может добиться
того, чтобы его почитали.