Развитие общественно-политической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:00, доклад

Описание работы

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла пять этапов:
Первый этап (XI-XVII вв.). Основателем общественно-политической мысли на Руси считается киевский митрополит Илларион, который в трактате «Слово о законе и благодати» сформулировал следующие идеи, касающиеся развития государства и общества: исторический процесс движется сменой принципов религий: основа Ветхого Завета - принцип закона;

Работа содержит 1 файл

общественно-политическое развитие.docx

— 16.09 Кб (Скачать)

Развитие общественно-политической мысли в России.

   Русская  общественно-политическая мысль  как оригинальное образование  мировой политической науки в  своем развитии прошла пять  этапов:

   Первый этап (XI-XVII вв.). Основателем общественно-политической мысли на Руси считается киевский митрополит Илларион, который в трактате «Слово о законе и благодати» сформулировал следующие идеи, касающиеся развития государства и общества: исторический процесс движется сменой принципов религий: основа Ветхого Завета - принцип закона; основа Нового Завета - принцип благодати (истины); по закону существовал лишь один богоизбранный народ - иудеи; с появлением благодати образовалось сообщество равноправных христианских народов; Русь занимает равное с другими государствами положение в мире; необоснованность претензий Византии на руководство русской церковью; Русская церковь должна быть независима; князь Владимир - святой, поскольку его дело выше заслуг императора Константина.

   Дальнейшее  развитие политические идеи Древней  Руси получили в следующих  трудах: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», а  также в летописях: Лаврентьевской (1377 г.), Новгородской (XIV в.), Ипатьевской (XV в.) и других. Главная идея политической мысли Руси XV-го в. - величие власти Московских государей - была разработана монахом Филофеем в XVI веке и нашла свое отражение в теории «Москва - третий Рим».

   Согласно  этой теории история человечества  есть история великих всемирных  государств: первое, Рим, погибло  из-за ереси; второе, Византия, завоевано  неверными - турками; третьим Римом  стала Москва. Ей до предначертанного  Богом конца света предписано  быть хранительницей православия.  Москва - третий Рим, «а четвертому  не быти».

   Второй этап (конец XVII в. - первая четверть XIX в.). Этап связан с именем Петра I, который оформил русское феодальное государство в абсолютную монархию, положил начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны. Это период образования и укрепления абсолютизма в политической мысли России. В эпоху «просвещенного абсолютизма», связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли: идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии; политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права. Яркий след в нем оставили Ф.Прокопович, В. Татищев, И.Посошков, М.Щербатов, С.Десницкий, А.Радищев и др. Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), защитник Петровских преобразований, полагал, что: образование государства - результат договора «гражданского союза» людей с будущим государем; народ при этом не может расторгнуть такой договор; содержание договора и выбор конкретного правителя - божественный промысел; лучший «образ правления» - неограниченная монархия; нужно осуждать ограниченную монархию; аристократия и демократии должна быть подвергнута критике; церковь не должна иметь превосходство над светской властью.

   Василий  Татищев (1686-1750 гг.) был идеологом  «просвещённого абсолютизма» и  автором оригинальной теории  происхождения государства и  теории происхождения социального  неравенства (теория 3-х «узд неволи»): первая узда - подчинение родителям;  вторая узда - человек добровольно  идёт в услужение другому, не имея возможности себя прокормить и защитить; положение о нерасторжимости такого договора составляло основу крепостного права (этому положению вещей противопоставляется договор о создании «общена- родия», или республики); третья узда - насильственное лишение воли, рабство; это противоправно, но необходимо.

   Иван  Посошков (1652-1726 гг.) отражал взгляды  и идеи нарождавшейся буржуазии.  В своих трудах он: провел идею «общего блага», которое должен обеспечить абсолютный монарх; выдвинул требование сильной централизованной власти в стране; выступил против аристократии и демократии; выдвинул тезис о том, что власть царя подобна власти бога; предложил чётко определить права каждого сословия и его обязанности перед государством; выдвинул идею о том, что помещики владеют крестьянами временно, пока служат государю; предложил устроить единый суд для всех сословий.

   Михаил  Щербатов (1733-1790 гг.) выступал как  защитник крепостничества, аргументируя  это историческими, экономическими  и юридическими фактами, рисуя  идиллическую картину взаимоотношений  между помещиками и крестьянами;  предлагал строить государство  на основе чётко зафиксированной  в законе сословной организации;  считал, что верховная власть  должна принадлежать императору.

   Семен Десницкий (1740-1789 гг.) выдвинул оригинальную теорию возникновения государства, связывая его появление с частной собственностью (по его мнению, у первобытных народов не было законов, правительств, государства); пытался исторически подойти к таким институтам, как семья и собственность; выступал как сторонник ограничения абсолютной власти монарха; предлагал выделить различные ветви власти, причём сделать их частично независимыми от воли монарха; выступал с осуждением крепостничества, так как в его условиях нельзя применить многие прогрессивные методы. Александр Радищев (1749-1802 гг.) в знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» изложил теоретические основы политической программы и свои взгляды на происхождение и сущность государства: образование государства связано с возникновением собственности; государство возникает в результате договора в целях защиты слабых и угнетённых; критиковал крепостничество, выдвигая против него ряд юридических, экономических и нравственных возражений; подверг критике весь государственный аппарат абсолютизма; отверг теорию просвещённого абсолютизма; говорил об отсутствии связи между абсолютным монархом и народом; выдвинул идею народной революции, обосновывая право народа на восстание в том случае, если нарушен общественный договор и ущемлён народный суверенитет.

   Третий этап (вторая четверть XIX в. - октябрь 1917 г.). Начало ему положило восстание декабристов. Основные идеи этого этапа: обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России; критика деспотизма в организации государственной власти; необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства; поиск путей развития (самобытный и общеевропейский) государства.

   Наиболее  видными мыслителями этого этапа  были: представители идеологии либерализма  Н.С.Мордвинов (1754-1845 гг.) и Н.Н.Сперанский (1772-1839 гг.); идеологи декабристов  Н.М.Муравьев (1795-1843 гг.) и радикал  П.И.Пестель (1793-1826 гг.); представители  российского революционного демократизма: А.И.Герцен (1812-1870 гг.), В.Г.Белинский (1811-1848 гг.), Н.Г. Чернышевский (1828-1889 гг.); народники М.А.Бакунин (18141876 гг.), П.Л.Лавров (1828-1900 гг.), П.Н.Ткачев (1844-1885 гг.), Г.В.Плеханов (1856-1918 гг.) и др.

Четвертый этап (октябрь 1917 г. - начало 90-х гг. ХХ в.), коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - теории марксизм-ленинизм. Наиболее видными мыслителями этого этапа были В. Ленин, И. Сталин и др. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили в основном схоластический и ограниченный классовый характер.

   Пятый этап (начало 90-х годов  XX-го в. по н.в.). Этап ознаменован началом в России своеобразного ренессанса классической и неоклассической политической мысли. Таким образом, на всех этапах российской истории политических учений каждая из политических доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политические программы были преходящими и в новых исторических условиях сменялись другими политическими требованиями, ориентированными на новые идеалы.


Информация о работе Развитие общественно-политической мысли в России