Развитие экономики и экономической теории в Вавилоне

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:37, реферат

Описание работы

Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров. Для этого древневосточного государства Месопотамии, расположенного в междуречье Тигра и Евфрата, характерно быстрое развитие частной собственности и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества.

Работа содержит 1 файл

политика.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Развитие  экономики и экономической  теории в Вавилоне 

     Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон –  это последний всплеск умирающего царства шумеров.    Для этого древневосточного государства Месопотамии,  расположенного  в междуречье  Тигра   и   Евфрата,   характерно   быстрое   развитие   частной собственности   и денежных отношений.  Но  в  условиях  отсутствия  гарантии свободы личности   это  вело  к  разорению  массы  производителей,  развитию долгового рабства и   кабальничества.

Первым царем  красивейшего и самого загадочного  города, как считается, был великий  Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах  до нашей эры. Именно он жесткой рукой  объединил разрозненную после очередных  смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации.

     Кодекс  Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых  были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Текст  распадается  на  три  части.  Первой  частью является  обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не  притеснял слабого". .  При составлении кодекса в его основу  было положено   старое    обычное    право,    шумерийские    судебники,    новое законодательство.

     Считалось, что свиток с законами Хаммурапи  передал сам бог Солнца Сильного наказывали, если он обидел слабого. Процветала начальная форма вендетты: око  за око. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний.

            Существовало положение и касающееся судей, которые, к сожалению, и тогда не действовали бескорыстно. Если их ловили на мздоимстве, или если судья менял свое решение, то он уплачивал большой штраф и больше не имел права судить.

В общем этот свод законов регулирует все основные аспекты жизни и хозяйствования граждан. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны  и выглядят достаточно справедливо  в наше время (за исключением пожалуй  смертной казни почти по любому поводу. 

Торговля  и ремесло при  Хаммурапи 

             В Вавилон в те времена переселяли многих. Царю нужны были специалисты в самых разных областях. Испытывали они потребность и в различных ресурсах. Своих ресурсов не было, поэтому сокровища привозили. Хотя торговцев в Вавилоне было немного, ведь она требовала наличия определенных знаний, как минимум: письменности и математики. Каждая торговая сделка должна была подтверждаться письменным договором. Касалась ли продажа человека или обычного сосуда. Иначе считалось, что человек украл имущество. Торговлей могли заниматься как мужчины, так и женщины. Причем женщина могла торговать от собственного имени. Купцы продавали камни (лазурь, сердолик), золото, предметы роскоши, и получали за это огромнейшие прибыли.

            Процветали и ремесленники. Текстильщики одевали горожан в лен и шерсть. Кожевенники в шапки и сапоги. Ювелиры изготавливали самые разные украшения для женщин и для мужчин. Плотники изготавливали для повседневных прогулок красивые резные посохи, а каменщики подрабатывали на изготовлении печатей. Строители возводили храмы, дамбы и каналы, бассейны, сады и ванны. В это же время появляются халдеи, которые славятся своими умениями в колдовском ремесле.

             Кстати, некоторые считают, что Вавилонская башня была построена именно в эту эпоху. Другие считают, что она была разрушена задолго до его воцарения.

В целом правление  Хаммурапи и его свод законов - это значимая эпоха в истории  древнего Шумера. 

Разделы свода законов  Хаммурапи 

      Кодекс  Хаммурапи в 282 статьях затрагивает  и регулирует почти все сферы  жизни того времени, и смерть как наказание присутствует в небольшом количестве статей кодекса. В доказательство этого предлагается таблица, обобщающая связанные статьи кодекса.

1-4: защита чести  и достоинства граждан. Наказание  очень строгое — «обвинитель  его должен быть убит».

5: неизменность  и обязательность судебных решений,  строгое наказание судье —  большой штраф и невозможность  оставаться судьей за подкуп.

6-13: определены  способы установления факта кражи  и назначено наказание за неё  — смерть.

14: похищение  детей. Наказание — смерть.

15-20: статьи, защищающие  рабовладение. Наказание за пособничество  бегству рабов — смерть.

21: неприкосновенность  жилища граждан. Наказание —  смерть.

22-24: возмещение  урона, нанесённого человеку грабителями  — община или староста должны были возместить весь ущерб.

25: воровство  при пожаре — наказание: «человек  должен быть брошен в этот  огонь».

26: уклонение  от воинской службы. Наказание  — смерть.

27-39: судьба имущества  (поле, сад, дом), выданного царем  редуму или баируму, которые  за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.

40-41: регулируются  вопросы гражданского звания  путем покупки имущества.

42-46: вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость.

47: преимущественное  право арендодатора возобновить  аренду.

48: защита арендатора  от стихийных бедствий — «проценты  за этот год не платить».

49-52: наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда.

53-56: если человек  был нерадив в отношении укрепления  плотины, которая находится на  его земле, то в наказание  он должен возместить убытки  вплоть до продажи его самого  в рабство.

57-58: выпас скота  на поле. Наказание — 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух.

59: недопустимость  уничтожения садов граждан. Штраф  за каждое дерево 1/2 мины серебра.

60-66: регулирование  отношений аренды сада, найма  садовника. При аренде существующего  сада чётко указано, что 2/3 дохода  принадлежит хозяину. При закладке  нового сада на 5-й год садовник  приобретает право на половину  сада, но до этого не получает ничего.

67-72: не сохранились.

73: аренда жилища. Авансовый платеж возвращается  жильцу полностью, если договор  аренды расторгается по инициативе  хозяина жилища.

74-87: не сохранились.

88: предельная  ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.

89-90: установлен  курс возврата долга, взятого  серебром, если он возвращается  в виде зерна: 100 ка серебра  = 1 гур зерна.

91-92: не сохранились.

93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.

97-98: не сохранились.

99: распределение  прибыли и убытков в товариществах  — поровну поделить перед богом.

100—282: пока не  обобщены. Значительная часть из них относится к семейному праву.

Информация о работе Развитие экономики и экономической теории в Вавилоне