Различные проявления социолизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

либерализм

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

    Введение…………………………………………………………………....2

    1. Возникновение социалистических идей. Утопический социализм. ..4
    2. Формирование социалистической идеологии. Принципы социалистического идеализма………………………….………….…11
    3. Возникновение марксизма. Марксизм как политическая идеология................................................................................................17
    4. Ленинизм.  Социализм. Коммунизм. ...…….………………………..21
    5. Роль социалистической идеологии в развитии современного общества…………………………………………………….…….……30

    Заключение…………………………………………………………..……33

          Список использованных источников……………………………...……..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

           Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

           Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор, автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла, написавший "Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

           На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон, Шарль Фурье и англичанин Роберт Оуэн. Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

           В этот период возникает и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

           Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную поэзию.

           Представители утопического социализма и коммунизма по-разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф призывали трудящихся к революции. 
     
     
     
     
     
     

    1.1 Историческое  развитие социалистической идеи 
     

           На протяжении человеческой истории можно насчитать немного идей, к которым люди разных стран и эпох обращались бы столь упорно, как к идее социализма. Корни этой идеи уходят далеко в древность. Но главными идейными предтечами социализма принято считать двух знаменитых ученых позднего Средневековья - английского философа и государственного деятеля Т. Мора и итальянского философа, доминиканского монаха Т. Кампанеллу, которые были авторами социальных утопий о гармоничных и счастливых обществах, не знающих частной собственности. В XVIII - начале XIX вв. понятия «социализм» и «коммунизм» вошли в научный обиход и общественный лексикон. Среди наиболее известных авторов того периода - французские философы А. Сен-Симон и Ш. Фурье и английский общественный деятель Р. Оуэн. Их творчество справедливо называют «утопическим социализмом», поскольку оно было оторвано от реальной общественной практики своего времени и представляло собой скорее философские мечтания, чем научное учение.

           Превращению социализма в активное и бурно растущее направление философской и политической мысли способствовало становление европейской социал-демократии и научное творчество ряда выпадающих ученых и деятелей середины - второй половины XIX в. Наиболее крупный вклад внес К. Маркс, автор «Манифеста Коммунистической партии» (1848 г., совместно с Ф. Энгельсом), «Капитала» и многих других работ. Они разработали грандиозное философско-политическое и экономическое учение, в котором стремились доказать неизбежность прихода всего человечества к социализму через пролетарскую революцию. Маркс попытался обосновать исторически преходящий характер частной собственности и необходимость вступления всего человечества в эру коммунизма через мировую революцию. Позднее В.И. Ленин развил и практически применил в России идеи Маркса о революционном, насильственном уничтожении старого строя и переходе к бесклассовому социалистическому обществу.

           Во второй половине XIX - начале XX в. социалистическое движение стало наиболее динамично развивающейся идейной и политической доктриной в Западной Европе, России, США и многих других стран. Наряду с марксизмом в нем существовало немало школ и течений. Их объединяли протест против неравенства и нищеты, коллективизм и недоверие к частной собственности. Часть социалистических ученых и практиков исповедовала насильственный, революционный переход к новому обществу, другая часть придерживалась позиций постепенного, эволюционного реформизма.

           Универсальное распространение социалистической доктрины именно в XIX-XX вв. имеет глубокие корни. Во-первых, социализм явился реакцией на угнетение, нищету и бесправие большей части населения, которые сопровождали становление современного промышленного общества. Например, из классической русской и западноевропейской литературы мы все хорошо знаем, какие бедствия переживали простые люди в ту эпоху. Помимо угнетения населения в западных странах, капитализм нес еще более жесткое порабощение жителям колониальных государств. Во-вторых, начиная примерно с середины XIX в. и вплоть до последних десятилетий развитые страны благодаря невиданному в мировой истории взлету научного знания переживали духовный феномен безграничной веры в человеческий разум и в способность человека преобразовывать жизнь на научных и рациональных началах.

           Чтобы закончить с этой темой, следует отметить еще одно обстоятельство, имеющее отношение не столько к предпосылкам возникновения социалистической идеи, сколько к предпосылкам ее реализации в форме тоталитарного государственного социализма. Это появление, впервые в мировой истории, технических возможностей планирования жизни общества и поведение каждого центра, а также контроля за обществом и каждым членом общества. Такие возможности предоставили современные средства связи и транспорта.

           Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил.

           Хотя идеи великих социалистов – утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего строя, тем не менее были порождены условиями материальной жизни общества, отражали стремление определенных классов. В коренном переустройстве возникавшего капиталистического способа производства были заинтересованы трудящиеся массы и рабочий класс, который к тому времени уже сформировался.    

           Трудно сказать точно, когда и кем впервые было употреблено слово "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834г., когда была опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.

           Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своекорыстие владельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов.

           Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено автором одноименной книги Томасам Мором в 16 в.  Он придумал это слово, в буквальном переводе с греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "утопический" характеризуют идеи и представления,  осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.

    В чем  причины появления этих идей и  их популярности? Историки объясняют  факт рождения социалистического идеала историческими условиями.

           Важное значение для развития экономической мысли западного средневековья имели социальные утопии. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. В Древней Греции мыслители вели дискуссии об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, о легендарных уравнительных реформах в Спарте и платоновской утопии кастового рабовладельческого коммунизма.

           На формирование идей утопического социализма большое влияние оказывало учение раннего христианства, проповедовавшее в общественное человеческое равенство, братство и потребительский коммунизм.

           В условия классического средневековья утопические идеи находят отражение в ересях, в частности тех, в которых борьба народных масс против угнетения принимает форму хилиазма. Хилиастическое  учение в 12 веке развивал калабрийский монах Иоахим Флорский, который мечтал о «тысячелетнем царстве» будущего, незнающего войн, нищеты, рабства и частной собственности.

           В позднем средневековье социальные утопии оказываются более многочисленными, излагаются более обстоятельно. Появляется немало специальных сочинений. Роль мистического элемента уменьшается, авторами рисуется более реалистическая картина общества будущего.

           Социалистический идеал возникает в 19 веке, когда в   экономике развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым .Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем. Ф. Энгельс писал, что ранний социализм стал предшественником возникшего позже пролетариата.

          В своей работе я хочу уделить особое внимание английскому социалисту-утописту Томасу Мору, т.к. он считается основателем утопических теорий.

           История гуманизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Новое, гуманистическое мировоззрение  было  ранней формой буржуазной идеологии,  или,  точнее, первой формой буржуазного просвещения.  Центральной фигурой в гуманистическом движении Англии первой трети XVI в. был Томас Мор, последователь Джона Колета и соратник Эразма. Томас Мор происходил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона.  По собственным словам Мора,  его семья была "хотя  и не  из знатного,  но честного рода".  Вся жизнь его предков была тесно связана с жизнью лондонского Сити.  Первоначальное образование юный Мор получил в грамматической школ Св.  Антония,  где учили читать и говорить  по-латыни.  Потом около  двух  лет учебы в Оксфордском университете,  откуда по воле отца Мор переходит в одну из юридических  школ  Лондона, успешно  заканчивает курс юридических наук и становится адвокатом.  Необычайная добросовестность и человечность  молодого адвоката  принесли Мору большую популярность среди лондонских  горожан.  В 1504г., при Генрихе VII, 26-летний Томас избирается  в парламент.  Но парламентская карьера Мора была непродолжительной.  После своего смелого выступления против введения новых налогов он под угрозой королевских репрессий вынужден был надолго оставить политику и возвратиться  к  судебным делам.

           Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI в.  - это время напряженных исканий.  Еще студентом он  сблизился с кружком выдающихся оксфордских гуманистов - У. Гроцианом,  Т.  Линакром и Дж.  Колетом.  С этим кружком был тесно связан и Эразм,  который стал одним из ближайших и любимейших друзей Мора.  Под руководством своих друзей - оксфордских гуманистов  Мор с увлечением и упорством изучал сочинения отцов церкви - Иеронима и Августина. Изучение греческого языка дало возможность Томасу познакомиться с произведениями великих античных философов,  историков, писателей: Платона, Аристотеля, Плутарха,  Лукиана.  Читая древних авторов,  вместе со своими друзьями и наставниками размышлял  о  жизненном  призвании  и нравственном долге человека перед обществом,  о том,  как реформировать католическую церковь,  погрязшую в пороках и суевериях,  как  сделать жизнь менее жестокой,  более разумной и справедливой.  Вот что волновало Мора и его друзей.  Ответ на все эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних философов, в Евангелии, на основе которого, по их мнению, только и возможно было создать справедливое общество.  Так думали Мор,  Эразм и их друзья - оксфордские гуманисты.  Однако сила гуманистов была не только в их глубоком знании древних языков и античных авторов,  а в ясном понимании пороков современного общества и государства,  в их непримиримости к суевериям, невежеству лжеученых схоластов,  сословному чванству имущих,  в искреннем стремлении путем просвещения и нравственного воспитания народа и правителей добиться справедливого и  разумного переустройства  общества.  Эти  лучшие черты гуманизма XVI в. отразились в его "Утопии". История ее создания такова.

Информация о работе Различные проявления социолизма