Разделение властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

Работа содержит 1 файл

Разделение властей.docx

— 19.69 Кб (Скачать)

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная  власть должна быть разделена на независимые  друг от друга (но при необходимости  контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

Некоторые европейские страны, а  также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме  того, учредительную и избирательную  ветви государственной власти.

История

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались  еще Аристотелем. В четвертой  книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей  в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей  представляет отдельный орган.Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип  разделения властей был проведён в Конституции США 1788 года. При  этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками  расширить список ветвей власти, отразив  современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный  статус придается контрольной и  избирательной власти

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная  власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда  были внесены изменения в Конституцию  СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном  суверенитете РСФСР, а также закреплён  в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов  СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним  из важнейших принципов организации  государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также  необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в  том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить  сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении  единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный  Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями  власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип  разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Германия

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система  государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются  общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором  решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной  и судебной власти. Хотя земли и  имеют неравное представительство  в Бундесрате, юридически они имеют  равный статус, что характеризует  германскую федерацию как симметричную.

Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

Исполнительная власть на федеральном  уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный  канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации  является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Судебная власть. Федеральный конституционный  суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам  правосудия относятся Федеральный  суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд  по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть  судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Индия

Законодательной властью Индии  является двухкамерный парламент, который  состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).

Исполнительная ветвь власти состоит  из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр  должен быть членом одной из палат  парламента. В индийской парламентской  системе, исполнительная власть подчинена  законодательной: премьер-министр и  Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой  парламента.[2]

Судебная власть трёхступенчата, состоит  из Верховного суда, возглавляемого верховным  судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества мелких судов.[3]

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

 Схема власти в Российской  Федерации

Статья 10 Конституции Российской Федерации  закрепляет принцип осуществления  государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, а также самостоятельность  органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно  независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных  принципов федерализма) на три самостоятельные  ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции  РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти, в системе федеральных  органов поставлен на первое место  и не отнесён непосредственно  ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент  Российской Федерации, её законодательный  и представительный орган, состоит  из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

 

Помимо указанного в Конституции  Правительства РФ действуют и  другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные  агентства, а также их территориальные  органы.

Государственные органы, не относимые  к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые  государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;

Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных  округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его  конституционных полномочий в пределах федерального округа;

Органы прокуратуры РФ — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением  Конституции РФ и действующих  законов и другие функции;

Центральный банк РФ — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной  власти — защита и обеспечение  устойчивости рубля;

Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных  комиссий;

Счётная палата РФ — осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — рассматривает  жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных  органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

другие федеральные государственные  органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной  власти.

Разделение властей в субъектах  Российской Федерации

Помимо разделения властей «по  горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах  федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной  власти, как единство системы государственной  власти, разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения  сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или  большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Франция

Законодательная власть принадлежит  Парламенту, включающему в себя две  палаты — Сенат и Национальное собрание.

Исполнительная власть. За текущую  внутреннюю и экономическую политику отвечает премьер-министр, а также  имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным  лично за политику правительства. Премьер-министр  назначается президентом республики.

Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается  органическим законом, а сами судьи  — несменяемы. Судебная система  Франции многоступенчата, и её можно  разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе  судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются  судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает  дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы  делятся на палаты: по гражданским  делам и исправительный суд. Кроме  того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.


Информация о работе Разделение властей