Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:17, контрольная работа
Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики, соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, рационального и иррационального в политике. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.
Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления и соответственно выделяет пять основных разновидностей: 1) либеральные демократии в принятии политических решений ориентируются на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентируются на ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные политические системы опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах, используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5) авторитарно-консервативные политические системы преследуют цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.
В основу классификации политических систем может быть положен и классовый принцип (интересы какого классы выражает политическая система). По этому принципу строит типологию марксизм, который рассматривает политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса и соответственно выделяет рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую политические системы. Последнюю исторически должно, согласно марксизму, сменить общественное самоуправление народа во всех сферах общественной жизни, но оно уже не будет политической системой в ее современном понимании.
В настоящее время общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда, который различает их по типу политической культуры и разделению политических ролей между различными участниками политического процесса и выделяет четыре типа политических систем — англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.
Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса — государством, партиями, группами интересов и т. д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует на однородной культуре, ориентированной на защиту либеральных ценностей (свободы, безопасности, собственности и т. д.), которые общепризнанны в обществе.
Европейско-континентальная
Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.
Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.
5. Какие факторы обусловили
Возникновение партий было обусловлено совокупностью политических и
институциональных изменений, произошедших в европейских странах в XIX в.
- Во-первых, возрастание роли парламента, а затем и укрепление
парламентских и демократических
режимов привели к
органов представительства устойчивых интересов в структурах власти. Таким
органом стали парламентские группы. По мере усиления роли
представительных ассамблей
цели, к объединению для совместных действий.
- Во-вторых,
универсализация
на новые группы населения расширило возможности граждан влиять на выборы. Это
обусловило появление избирательных комитетов разных уровней,
призванных поддерживать кандидата в его избирательную кампанию, а после победы
на выборах – помогать депутату держать постоянную связь со своим округом.
Координация и установление регулярных связей между парламентскими группами и
избирательными комитетами стали основным способом формирования партий.
Такие партии называются электорального и парламентского происхождения.
Кроме них отдельно выделяются партии «внешнего происхождения», природа
которых не связана ни с избирательным, ни с парламентским механизмом. Эти
партии приемниками тех
действовали на политической сцене, но не участвовали в выборах.
Партии электорального и парламентского происхождения, как правило, менее
централизованы. В них большую роль играют парламентарии, входящие в
руководство партии. Они являются главными действующими лицами и практически
определяют стратегию партии.
Партии «внешнего
характеризуются большой централизованностью,
высокой групповой
строгой партийной дисциплиной,
стремлением подчинить
руководящим органам партии, недоверием к парламентской деятельности.
Информация о работе Раскройте взаимосвязь политологии с другими социально-гуманитарными науками