Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:45, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы «Прошлое и настоящее российских партий» обусловлена тем, что политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников, среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: её целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством.
Введение 3
Партии и партийные системы в российской истории. Возникновение партий в России 4
Деятельность Государственной думы России 5
Особенности формирования партий и партийных систем в буржуазной России 7
Создание однопартийной системы в Советском государстве 9
Возникновение партийной оппозиции в СССР в конце 1980-х гг 11
Распад КПСС и возникновение многопартийности 13
Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг 15
Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг 17
Политические партии современной России 19
Сравнительный анализ Программ ведущих политических сил. 22
Заключение 24
Список использованной литературы
Партийно-политическая
система в декабре 1993-1996
гг
Большего
успеха в деле единения на следующем
этапе политического
Решая эти задачи, КПРФ, начиная с декабря 1993 г., по существу, активно сотрудничая с правящим режимом, но официально заявляя о себе как о единственной общенациональной оппозиционной силе по отношению к президенту, неуклонно вела поиски возможных союзников. Первым этапом по пути оформления коммунистами широкой, так называемой "объединенной оппозиции" было создание новой левоцентристской коалиции "Согласие во имя России" в начале 1994 г. Данный единый оппозиционный блок, собрав во время выборов в президенты голоса 30 миллионов избирателей, проголосовавших за кандидатуру Г.А. Зюганова, провел свой Учредительный съезд уже после выборов - в августе 1996 г. Его лидером (председателем Координационного Совета) на съезде был избран Зюганов.
Основным предназначением нового оппозиционного блока учредители считали "изменение антинародного курса нынешнего режима конституционным путем", при этом полагали возможным "отказаться от огульной критики и заняться конструктивным воздействием на власть".
К июню 1996 г. демократическую оппозицию представляли правые и правоцентристские силы от ушедшего в 1994 г. в демоппозицию ДВР до целого ряда новых социал-либеральных политических партий и движений. Прежние крупнейшие политические блоки демократической оппозиции в период с 1994 г. по 1996 г. либо распались, либо, признав провал "западнической концепции реформ", вынуждены были как РДДР (Г. Попова) заняться "поисками новой "третьей модели развития России".
Серьезными конкурентами в борьбе за электорат этим правоцентристским блокам стали новые социал-либеральные и неоконсервативные организации. Созданные в преддверии избирательных кампаний 1993, 1995 гг., эти, сначала предвыборные блоки, а затем зарегистрированные в Минюсте общественно-политические движения и партии ("Яблоко", "Конгресс русских общин", Партия самоуправления трудящихся, ПРЕС, "Вперед, Россия!"), стали претендовать на новый политический центр. В целом же, все партии и движения, объединенные единым стремлением осуществить социальную корректировку официального курса реформ, предлагали различные способы для проведения в жизнь этой установки (от всемерного развития коллективной формы собственности - ПСТ - до ужесточения государственного контроля над экономикой - КРО).
Итак, взаимодействие политических партий и общественно-политических движений с властью, пройдя через горнило парламентско-президентской борьбы (1992-1993 гг.), приобрело в период с 1994 по 1996 г. достаточно стабильный характер и демократические формы. Более того, возможность соблюдения демократических процедур во взаимоотношениях власти и российской многопартийности (выборы 1993, 1995, 1996 гг.) доказывают, что демократизация российской общественно-политической жизни является необходимым инструментом, с помощью которого россияне желают изменять свою жизнь и определять свое будущее.
По мере своего развития политическая борьба в российском обществе, все более утрачивая свою идеологическую окраску, превращается в столкновение личных и узкогрупповых интересов. В целом и партия власти, и политическая оппозиция идут по пути инфляции в глазах общества своих ценностных ориентиров и потери собственной значимости для демократического политического процесса в стране.
Политические партии современной России
К декабрю 2002г. в стране насчитывалось около 40 политических партий, зарегистрированных в Минюсте, и свыше 60 общественно-политических движений, претендующих на получение статуса “политическая партия”. Таким образом, в России формируется многопартийная система.
На
наш взгляд, анализируя политическую
реальность в современной России,
можно предложить некий интегральный
подход к определению места политических
партий в политическом спектре России.
Суть его заключается в отношении партий
к политическому режиму (либерально-авторитарный).
|
К центристским партиям относятся:
К правому центру – Всероссийская партия “Единство и Отечество” – Единая Россия. Данная партия была создана (2001г.) в результате объединения “Единства”, “Отечества”, а затем “Вся Россия”, которые принадлежали к одному – центристскому направлению. В ноябре 2002г. председателем Высшего совета партии был избран Б.Грызлов (а где же политики, стоявшие у истоков создания партии – Лужков, Шанцев, Шойгу? “Мавр сделал свое дело…”).
“Единая Россия” и ее союзники по правоцентристскому блоку – думские депутатские группы – “Народный депутат”, “Регионы России (электорат – ок. 50%) проводят линию на поддержку политики Президента и Правительства РФ. Руководство “Единой России ” намерено объявить себя партией власти. Надо сказать, желающих “нести бревно” вместе с В.Путиным становится все больше. К концу года планируется принять миллион. В ее рядах вынашивается предложение пригласить В.Путина на роль своего лидера. Однако, как заметил сам В.Путин, чтобы объявлять себя партией власти, много ума не нужно. Если “Единая Россия” желает стать действительно цивилизованной правящей партией, то ей еще предстоит уточнять свое место в российском идейно-политическом спектре.
К
левому центру – партии социалистического,
социал-демократического толка. Их лидеров
можно назвать социально-
Крайне левые – ВКПБ (Нина Андреева), РКРП (В. Тюлькин), Национально-державная партия России (С.Терехов), КПТР (В. Анпилов) и др. Указанные партии резко отрицательно относятся к существующей власти. К умеренным левым относятся КПРФ (Г. Зюганов) и ее союзники по национально-патриотическому фронту. Электоральная база у них значительная и устойчивая – до 30%. Социальная опора у КПРФ – часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, пенсионеры.Отношение к существующему режиму в стране выражено в Программе следующими словами: “В стране утвердился режим национальной измены, который разрушает отечественную экономику, духовность, государственность, ведет к утрате национальной безопасности России, превращается в национальный придаток мирового капитала.”
Правый
фланг российского
Социальную базу России российского либерализма составляют два различных слоя: во-первых, “старый” (советский) средний класс – слой научной и технической интеллигенции: врачи, учителя; во-вторых, “новый” средний слой, связанный с частным сектором экономики – крупные и средние бизнесмены, директорский корпус, крупная столичная интеллигенция и творческая элита.
Крайне правые позиции занимают политические организации, ориентирующиеся на явно прозападный курс развития России (например, ДС – В. Новодворская). Отношение к политическому режиму, как, впрочем, и у крайне левых, резко отрицательное.
Сравнительный анализ Программ ведущих политических сил.
Ведущую роль в политической жизни России в настоящее время играют коммунисты, бюрократы (центристы) и демократы. Это противоборствующие силы и, следовательно, в их программных документах по-разному оцениваются политические, экономические и социальные аспекты жизни общества. Рассмотрим некоторые из них.
2.Отношение к государству.
4. Социальный раздел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные. Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии.
Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий – превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни.
Партия должна побуждать к движению вперед. Ей необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, она обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Партия должна не только уметь прислушиваться к выражаемым требованиям, но и активно действовать, чтобы выявить и защищать эти требования ее сторонников расширять их ряды. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.