Происхождение и функции политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

Задачи контрольной работы:

- дать определение понятию «группы интересов», рассмотреть их задачи, функционирование;

- дать определение понятию «партия»;

- рассмотреть сущность, функции, задачи и типологию политических партий;

- выяснить происхождение политических партий.

Методом контрольной работы является анализ и исследование учебной литературы по политологии.

Работа содержит 1 файл

КР по политологии.docx

— 34.57 Кб (Скачать)

     - политические права и свободы: право  участвовать  в  формировании  и деятельности государственных органов; свобода пропаганды своей  идеологии  и программы; свобода распространения информации о своей деятельности;  свобода организации массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций, шествий и т. д.); право свободного  доступа  к государственным средствам массовой информации и право учреждать свои средства массовой информации (издательства, радио- и телестанции, печатные органы); право создавать с другими политическими партиями различного рода коалиции и блоки (избирательные, парламентские и правительственные); право устанавливать международные связи с зарубежными политическими партиями и их международными объединениями;

     - имущественные права: право собственности; право заниматься разрешенной законом предпринимательской деятельностью; право получать от государства материальную и финансовую поддержку в различных формах (прямое и косвенное государственное финансирование, предоставление  различного  рода налоговых льгот и привилегий).

     Здесь следует подчеркнуть лишь два  обстоятельства. Во первых все

права политических партий являются коллективными, ибо хотя многие из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, они принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям - политическим партиям - как специфическим субъектам, права и могут быть реализованы только ими. Вместе с тем в новейших конституциях все более широкое распространение получает закрепление в качестве основных таких прав, как право на свободный доступ к государственным средствам массовой информации и получение государственной финансовой поддержки. Эти основные права конкретизируются как специальными законами о политических партиях, так и иными законодательными актами (избирательными законами, законами о финансировании политических партий, законами о парламентских фракциях и т. п.). [3]

     Следует отметить, что в конкретном перечне  обязанностей политических партий, предусматриваемом законодательством отдельных стран, находят свое отражение особенности их  политического развития. Так, в  освободившихся странах, где сильны межэтническая рознь, сепаратизм  и регионализм, важное значение приобретают такие обязанности, как уважение территориальной целостности, укрепление национального единства.

 

  1. Типы  партий и партийных  систем

     Наиболее  часто встречающийся критерий типологизации  партий - идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты), прагматические, или «патронажные» - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а также харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшая дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные (как, например, Швейцарская евангелическая партия) и идеологические (многочисленные социалистические, национальные и др.) объединения.

     Весьма  характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости от социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская партия «Эрри батасуна»), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и России) оснований образования этих институтов власти. Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма).

     Довольно  распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д. [3]

     Собственно  партийные системы принято классифицировать, прежде всего, по качественным аспектам партийно-государственных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их количественному составу. Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности, многопартийные (конкурентные, состязательные) - с одной доминантной партией, двухпартийные и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений.

     Многопартийность  - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип многопартийности впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в п. 3 ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип многопартийности означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности. [1]

 

     Заключение

     В моей работе были рассмотрены такие понятия как, «партии», их сущность, функции, типология и происхождение.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы, что роль партии в структурировании результатов выборов заметно уменьшилась. Часто люди голосуют не за партию, а за "имидж" того или иного кандидата, созданный коммерческими средствами массовой информации.

     Благодаря своей  гибкой современной структуре партии могут успешно влиять на избирателей, отражая в своих программах  различные требования социальных групп.

     Тем не менее, нет института, который  успешнее справлялся бы  с тремя  важнейшими функциями - передачи власти,  политической мобилизации масс и  легитимации существующих режимов, чем партии.

 

     Список  используемой литературы

  1. Политология: учебник / под. ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити, 2009.
  2. Политология: учебник для студентов вузов / под. ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004.
  3. Козырев, Г.И.. Основы социологии и политологии: учебник для ссузов / Г.И. Козырев. – М.:Акад.Проект, 2008.
  4. Смолин, О.Н. Политический процесс в современной Росии: учеб. Пособие / О.Н. Смолин. – М.: Проспект, 2006.
  5. Хейвуд, Э. Политология: учебник: пер. с англ. / Э. Хейвуд. – М.: Юнита-Дана, 2005.

Информация о работе Происхождение и функции политических партий