ЧКИ(филиал)
автономной неккомерческой организации
высшего проффесионального образования
центросоюза РФ.
"Российский
университет кооперации"
Кафедра
философии, истории и педагогики.
Реферат
на тему: «Прогнозирование политического
будущего России».
Выполнила:
Дунюшкина Валерия
Проверила:
Михайлова Е.М.
Чебоксары
2011
Содержание.
- Введение…………………..
…………………………………………………………………..3
- Сущность
политического прогнозирования………………………………………………..
4
- «Прогнозы
аналитического разведывательного совета
США……………………………. 5
- «Прогнозы аналитического
центра Стратфор»…………………………………………………………………..
6
- Прогнозы
экспертов Web-сайта «Европа 2020»…………………………………………….7
- Заключение……………………………………………………………………………………
8
- Список используемой
литературы…………………………………………………….……..9
Введение.
Рассматривая сценарии будущего
развитии мира, западные экспертные
центры не могут не учитывать
ту роль, которую играет и будет
играть Россия на международной
арене. В свете печальных событий
начала августа на Кавказе
(7-ой Кавказкой войны), и последующих
молнеиностых событий связанных
с признанием Россией независимости
Южной Осетии и Абхазии, многие
аналитические выкладки даже
прошлых лет приобретают более
глубокий смысл и требуют дополнительного
рассмотрения.
Специалисты Центра Стратегической
Конкурентоспособности проанализировали
ряд известных и доступных
в печати западных аналитических
документов и докладов, прежде
всего Национального разведывательного
совета США, аналитического центра
Стратфор, эксперта по американскому
миропорядку Збигнева, Бженского
и ряда других официальных
источников информации.
При всем разнообразии взглядов
и позиций западных исследовательских
центров относительно будущего
России, в них просматриваются
определенные сдвиги за последние
годы. Прогнозы сегодняшнего
дня были сделаны более 10 лет
назад. И через эту призму
достаточно интересно рассмотреть
прогнозы для России западных
аналитиков на 2020 год.
Сущность
политического прогнозирования.
Прогнозирование-это опережающее
представление о действительности.
Оно является разновидностью
интеллектуальной деятельности
человека, одной из функций человеческого
сознания.1 Основная причина, побуждающая
человека заниматься прогнозированием,
состоит в том, что существуют явления,
будущего которых он не знает, но это будущее
имеет важное значение для решений, принимаемых
им в настоящее время. Поэтому, человек
стремиться мысленно проникнуть в это
будущее. И естественно стремление человека
снизить уровень этой неопределенности.
Именно с помощью прогноза
субъект управления может уже
сегодня определить, какая из
программ наиболее оптимальна.
2Под прогнозом понимается научно обоснованное
суждение о возможных состояниях объекта
в будущем, об альтернативных путях и сроках
их достижения. Процесс разработки прогнозов
называется прогнозированием.
Каждый прогноз разрабатывается
с целью добиться ускоренного
развития общества в желательном
направлении и избежать нежелательных
результатов. Прогноз, как новое
знание включает, с одной стороны,
знания о свойствах объектов,
существующих в действительности,
наблюдаемых в период прогнозирования,
а с другой- знания о свойствах
объектов, которых в период прогнозирования
ещё нет. Прогноз создает идеальный
образ, модель, описание вероятных
процессов, событий. Одним из
важных направлений прогнозирования
общественного развития является
политическое прогнозирование, объектом
которого выступает политика (внутренняя
и внешняя), а предметом –познание
возможных состояний политических
событий, явлений, процессов.
Методами политического прогнозирования
являются: методы коллективной экспертной
оценки, коллективная генерация
идей, построение сценариев и
прогнозные графы, метод прогнозной
экстраполяции,метод моделирования.
Прогнозы
Национального разведывательного
совета США.
Национальный разведывательный
совет США ( National Intelligence Concil, NI) за
последние 11 лет опубликовал уже три доклада,
посвященных тенденциями развития современного
мира: в 1997 году- “Global Trends 2010».
Во всех докладах Россия признается
экономически слабой страной,
но в GT-2020 отмечается, что «энергетические
ресурсы страны поддержат ее экономический
рост» и, как страна богатая природными
ресурсами, Россия имеет наилучшие перспективы
для более глубокой интеграции в мировую
экономику.
Однако Россия переживает тяжелую
демографическую ситуацию из-за
низкого уровня рождаемости, плохого
медицинского обслуживания, потенциально
опасной ситуации со СПИДом. В
GT-2020 г. Отмечается также неравномерное
распределение населения на территории
России: в Сибири и на Дальнем Востоке
проживает только 20% населения, и необходимость
миграции населения станет важной
особенностью мира в 2020 году. « Страны,
принимающие мигрантов, столкнуться с
проблемой интеграции новых мигрантов,
которую необходимо решить, чтобы свести
к минимуму потенциальный социальный
конфликт»
Во внешней политике России
наиболее вероятным является
восстановление ее влияния на
соседних территориях, приоритетным
будет район Каспийского бассейна.
В 2015 году запасы нефти и
газа Каспийского моря будут
использоваться максимально, но
к этому времени будут открыты
транспортные пути, проходящие не
через Россию. Но, учитывая, «особые
отношения» с Европой, Москва,
скорее всего,более терпимо отнесется
к сближению. Бывших советских
республик с Европой.
Серьезными проблемами для России
будут южные границы, нестабильные
регионы Кавказа и Средней
Азии, влияние которых, вероятно,будет
и в дальнейшем распространяться
на Россию. Россия будет утверждаться
на политической арене, и поэтому
будет принимать решения, отличные
от США. К 2020 году ее ключевыми
внешнеполитическими партнерами
будут оставаться США и ЕС,
а также Китай и Индия.
Растущее внимание Европы к
природному газу сможет укрепить
связи с Россией, потребует
более высокого уровня политического
сотрудничества с обеих сторон
для решения вопросов проектирования
и создания необходимой инфраструктуры.
И если 1997 году эксперты NIC
говорили о возможности перехода к авторитарному
управлению, то в
2000 году, утверждают,
что Россия сделала «дрейф
в сторону авторитаризма», Путин
построил вертикаль власти, и
«при такой централизации власти,
эффективное управление мало
возможно». Стимулировать демократический
процесс могло бы развитие
многоотраслевой экономики, развивающейся
на принципах международного
разделения труда, росте научной
деятельности и внедрении инновационных
технологий, играющее решающую роль
в укреплении среднего класса
и государства.
«Прогнозы аналитического
центра Стратфор»
Если в прогнозах аналитического
центра «Стратфор» в 2003 году
Россия еще признается страной
«ослабленной экономически, политически
и на международной арене, и,
в худшем случае, страну, возможно,
ждут экономический коллапс и
внутренняя нестабильность..», то
в дальнейших прогнозах оценки
становятся более осторожными
и даются уже не общие катастрофические
оценки, а уделяется внимание
отдельным сторонам российского
развития, например, что «Россия
не в состоянии восстановить
Вооруженные Силы»(2005 год.)
В прогнозе на 2006 год внимание
экспертов уже привлечено к
особому положению. России как
поставщика природного газа в
страны Западной и Центральной
Европы. Меняется и представление
о положении российской армии:
«доходы,полученные от экспорта
энергоносителей на протяжении
нескольких лет подряд и разумные
финансовые решения позволят
уже в 2006 году России закупить
новые системы оружия».
С точки зрения экспертов Стратфор,между
Россией и США разгорается
новая холодная война за влияние
на постсоветском пространстве.
« В отношении России цель
США проста и однозначна: добиться
её распада. Отсюда и серия
тяжелых поражений, которые за
короткое понесла проблемы США
связанные их с вторжением
в Ирак и Афганистан, и возникшим
по этой причине значительного
оттока экономического и интеллектуального
потенциала на эти направления
с ограничением ресурсов протвосостояния
Москве.
Так же эксперты Стратфор считают,
что для противостояния США
Россия будет ориентироваться
на Восток: развивать отношения
с Китаем и Индией. При этом, Россия
и Китай будут всячески подчеркивать,
что их усилия никоим образом не направлены
против Вашингтона.
Прогнозы
экспертов web-сайта «Европа 2020»
Эксперты web-сайта «Европа 2020» будущее
России рассматривают с точки зрения ее
отношений с ЕС. После расширения Евросоюза
Россия стала ближайшим соседом, и характер
отношений ЕС- Россия будет влиять на стабильность
в регионе по всей границе ( от Беларуси
до Кавказа). Россия рассматривается как
глобальный партнер, обладающий военной
мощью и развивающейся экономикой, как
общество переходного периода, крупный
импортер товаров и экспортер энергии.
В ближайшие десятилетия Россия не станет
членом ЕС, но остается его важнейшим партнером,
Россия обеспечивает до 30% энергетических
потребностей Европы, причем это более
надежный источник энергии в сравнении
с ближневосточным.
Россия идет «своим курсом»,происходит
сдвиг к централизованной и
«деспотичной» системе, не соблюдающей
верховенство закона. Ряд трудностей,
с которыми России предстоит
столкнуться, она не сможет
решить самостоятельно. Без иностранных
инвестиций невозможно добиться
роста производительности, а государственная
собственность и жесткий контроль
тормозят развитие экономики.
Учитывая, что отношения ЕС- Россия
определяет стабильность в Европе,
ЕС будет выстраивать отношения
в трех направлениях. Во – первых,
ЕС будет продвигать идеи демократии,
соблюдения прав человека в
странах, лежащих между ЕС и
Россией. Во- вторых, развивать торговок,
экономическое и технологическое
сотрудничество, сдерживая вмешательство
России во внутренние дела
стран-членов ЕС, а так же попытки
проникновения в свою экономику
российского олигархического капитала
не «чистого» происхождения. В
– третьих, развивать отношения
в гуманитарной сфере, обучении,
обмене студентами, сотрудничество
с неправительственными организациями
с целью европеизации мышления
молодежи и наиболее просвещенной
части интеллигенции.
Заключение.
Для прогнозирования политических
процессов большое значение имеет
знание политической обстановки,
т.е. совокупности факторов и
обстоятельств, определяемой состоянием
отношений различных политических
сил- партий, социальных групп и условий,
в которых осуществляется их взаимодействие.