Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 07:37, контрольная работа
Как выразился Бернард Крик, «в лексиконе публичной политики демократия, возможно, является самым надежным словом». Термин, который может обозначать все что угодно, в конце концов не означает ничего. Среди значений, придаваемых слову «демократия» можно выделить, что демократия:
- это система, при которой власть принадлежит самым бедным слоям общества;
- это правление, которое непосредственно и непрерывно осуществляет сам народ, не нуждаясь в профессиональных политиках или государственных служащих;
В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
1. На основе законности оно
обеспечивает защиту частных
сфер жизни человека и
2. На базе ассоциаций
3. Гражданское общество является
одним из важнейших и мощных
рычагов в системе «сдержек
и противовесов», стремления политической
власти к абсолютному
4. Институты и организации
5. Гражданское общество
6. Гражданское общество
7. Гражданское общество
Теория о правовом государстве зародилась в древней Греции. Именно античные мыслители, такие, как Сократ, Платон, Аристотель, впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип абсолютного господства закона над всеми, в том числе и над правителями государств. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой.
Если суммировать все достижения юридической науки и практики, то в результате можно получить следующие основные признаки правового государства: 1) ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан); 2) верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни; 3) конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) наличие развитого гражданского общества; 5) правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина; 6) наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за реализацией действующего законодательства; 7) верховенство закона в системе права; 8) соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; 9) прямое действие конституции; 10) независимость суда. В юридической литературе последних лет называют и ряд других признаков правового государства: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти и др. Правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Однако непреходящим, общим началом правового государства является верховенство права.
Несмотря на то, что ст. 1 Конституции Российской Федерации определяет Россию как «демократическое федеративное правовое государство», большинство исследователей сходятся во мнении, что данная статья имеет программный характер. Нашей стране еще предстоит пройти длинный путь к гражданскому обществу и правовому государству. Что поджидает нас на этом пути? Россия, надо полагать полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристического экспериментаторства, бездумного заимствования чужого опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающих необходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.[5] Общество потому и называется гражданским, что главным и постоянно функционирующим его элементом, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный в себе и своих правах, заботящий о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и исполнения требований правовых норм. Жизнедеятельность гражданского общества строится на нравственных и правовых началах, а широкие гражданские свободы органично сочетаются с ответственностью и дисциплиной. Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод. На пути формирования в России гражданского общества и правового государства существуют значительные трудности. Прежде всего это устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества и правового государства. Вследствие ошибок и просчетов в первые годы экономических преобразований в России, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение ценностей гражданского общества и правового государства также затруднено. Между людьми нет доверия, формы общественной самоорганизации неразвиты. Экономическая и политическая ситуация в современном российском обществе непредсказуема. Для преодоления этих, несомненно, временных трудностей, необходимо развитие среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества; упрочнение федеративных и демократических начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма; укрепление законности и борьба с преступностью; повышение уровня политической и правовой культуры граждан, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственного климата. Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества – столбовая дорога мировой цивилизации, по которой пока еще медленно, но, тем не менее, целеустремленно идет Россия.
б) Определите следующие понятия темы (письменно):
1. Власть формируется в
2. Существует реальное
3. Существует свобода слова, различные
политические силы имеют
4. Существует свобода ассоциаций,
в том числе и свобода
5. Существует свобода
6. Существует подотчетность
7. Права и свободы являются всеобщими.
Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.
Гражданское
общество - это сфера самопроявления свободных
граждан и добровольно сформировавшихся
ассоциаций и организаций, не зависимая
от прямого вмешательства и произвольной
регламентации со стороны государственной
власти.
в)
Выполните следующие контрольные задания
(письменно):
Администрация Кемеровской области, дума г.Новокузнецка.
Формальная демократия проявляется в том, что провозглашенные права и свободы на деле не всегда соблюдаются.
Тип партийной системы, функционирующей на территории Кемеровской области. Кемеровская область принадлежит к демократическому многопартийному типу политических систем, поскольку на её территории ведут свою деятельность большое количество политических партий и движении.
Свобода собраний, свобода печати, радио.
Признаки деятельности государственной структуры, которые являются проявлением правового характера нашего государства. Одним из признаков правового государства является разделение законодательной, исполнительной и судебной власти государства. Я считаю, что государство может осуществлять деление властей, и таким образом создавать основу для правового общества.
В зависимости от того, кто - народ или его представители - непосредственно осуществляют властные функции, многообразные демократические теории можно разделить на две группы: непосредственной демократии и репрезентативные (представительные). Теория непосредственной демократии исходит из того, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. Преимущественно непосредственный характер носила античная демократия, а также демократия в Новгороде и других городах-государствах.
Информация о работе Проблемы современной демократии. Гражданское общество