Проблемы национальной политики России в настоящее время

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Россия - многонациональная страна. Это обусловлено, прежде всего, её географическим расположением: наша страна занимает территорию всего севера Евразии. В Сибири живут различные народы- эвенки, чукчи, марийцы - каждый из которых имеет свою историю, традиции и обычаи. Россия является государством, в котором все народы живут в содружестве друг с другом.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические обоснования национальной политики 5
1.1. Основы национальной политики 5
1.2. Аспекты национальной политики 9
1.3. Этнополитическая стратификация 14
2. Проблемы национальной политики России в настоящее время 17
2.1. Становление национальной политики в России 17
2.2 Национальная политика Чувашии 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

гот.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     Над новым проектом работали представители  министерств регионального развития, культуры, образования, финансов, иностранных  дел и юстиции, а также ФСБ  и Совета безопасности. «Предпосылки для сплоченности народов», по мнению авторов проекта, в России уже  созданы – таковыми, в частности, являются разграничение полномочий между разными уровнями власти и создание системы национальных общественных организаций. И теперь «сплоченным народам» предстоит сделать следующий шаг, чтобы обеспечить «единство страны и укрепление вертикали власти на основе конституционного строя и законности». А за это государство гарантирует всем представителям «единой гражданской нации», в том числе и за рубежом, поддержку и помощь в удовлетворении этнокультурных потребностей и сохранении самобытности. Эксперты к новой концепции национальной политики России относятся настороженно. Принудительное «обрусение», по их словам, может привести в некоторых регионах к тяжелым политическим последствиям. Впрочем, появление в проекте положения о «единой нации» как раз понятно: оно перекликается с заявлениями руководства России и, в частности, замглавы президентской администрации Владислава Суркова о сохранении суверенитета страны и упрочении единства общества.

     Более других в принятии концепции заинтересовано Министерство регионального развития во главе с Владимиром Яковлевым, где, по словам министра, уже разрабатываются федеральная целевая программа (ФЦП) «Этнокультурное развитие регионов» и ведомственная программа «Федеральный центр инновационных этнокультурных проектов и инициатив». Их стоимость пока не подсчитана, но, как говорят в МРР, только ФЦП «обойдется государству примерно в 9-9,5 млрд. рублей». 

     2.2 Национальная политика  Чувашии 

     Чувашия - одна из республик Российской Федерации. Площадь ее составляет 18,3 тыс. кв. км. Численность населения составляет 1313,8 тыс. человек (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года). Численность чувашей (титульной нации) составляет 889,3 тыс. человек (67,7%), русских-348,5 тыс. человек (26,5%), татар-36,4 тыс. человек (2,8%), мордвы-15,9 тыс. человек (1,2%). Количество жителей других 93 национальностей составляет 23,6 тыс. человек (1,8%).

     Государственная национальная политика Чувашской Республики основывается на общепризнанных нормах международного права, принципах и положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, направлена на осуществление предусмотренных законодательством прав и свобод человека и гражданина, строится на основе национальных и социально-культурных интересов и потребностей чувашского народа и других национальностей, проживающих в республике.

Государственная национальная политика Чувашской Республики развивается с учетом исторического  наследия и самобытности чувашского народа и других национальностей, а также традиций их многовекового сосуществования и взаимодействия на территории республики. Многонациональность и поликонфессиональность, являющиеся утвердившейся основой национально-культурного развития, играют доминантную роль в определении стратегии общественно-политического развития республики.

     Принятая  подпрограмма "Реализация Концепции  государственной национальной политики Чувашской Республики" республиканской  целевой программы "Культура Чувашии: 2006-2010 годы" (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 декабря 2005 г. № 307) отражает основные направления в области этнического развития чувашского народа, укрепления взаимодействия представителей различных национальностей, проживающих в Чувашской Республике, совершенствования правовой и нормативной базы государственной национальной политики республики. В ней акцент ставится на гармонизацию межнациональных отношений, развитие национальных культур, усиление связи с чувашской диаспорой, возрождение национального самосознания через культуру и язык, формирование этнокультурной политики, создание реальных условий для развития личности. Программный подход позволяет создавать условия для этнокультурного диалога, толерантного мышления и сохранения традиций добрососедства многонационального населения республики, учесть в полной мере интеграционные процессы, миграционный поток, этническую и этнополитическую ситуацию.

     В Чувашской Республике в настоящее  время проживают представители 97 национальностей. Работает 21 национально-культурное объединение представителей 11 национальностей: чувашей, русских, татар, башкир, белорусов, мордвы, мари, евреев, немцев, азербайджанцев и армян. По сравнению с 1998 годом их количество увеличилось на 12. Минкультуры Чувашии, администрациями районов и городов систематически оказывается им финансовая, организационно-методическая и информационная поддержка.

     Деятельность  национально-культурных объединений  направлена на сохранение и развитие национальной культуры, родного языка, формирование толерантности и уважительного отношения к родному краю, укрепление межнациональных и межрегиональных культурных связей. Организуются семинары-совещания, конференции, «круглые столы», обмен опытом работы.

     Многие  мероприятия национально-культурных объединений стали традиционными и завоевали популярность, из года в год расширяют свои масштабы, некоторые из них от уровня сельского выросли до Всероссийского и межрегионального: Всечувашский фестиваль-конкурс "Кĕмĕл сасă" (Серебряный голос), Всероссийский фестиваль русского народного творчества "Звучи, российская глубинка!", межрегиональный фестиваль татарской эстрадной песни "Урмай моны" (Песни села Урмаево), межрегиональные праздники мордовского народа "Арта" (Жизнь) и марийского народа "Пеледыш" (Цветок). Получил признание общественности республиканский фестиваль творческих коллективов национально-культурных объединений "Венок дружбы". Проведены Дни чувашского языка, славянской письменности и культуры, национальные праздники "Акатуй" и "Сабантуй". 
 

 

      Заключение 

     Вышеизложенное  позволяет не только понять основные тенденции нашего национального  бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие  выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и единства России:

     - общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм  “протестного реагирования” в различных областях общественной практике, в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского национального федеративного государства.

     - явственно ощущается необходимость разработки научной теории гармонизации национальных отношений и соответствующей ей программы жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленную перспективу. Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национального центризма(избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах) и демократического федерализма(обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия).

     - программа практических действий обязана исходить из юридического и практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может быть преодолена асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.

     - важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Данное обстоятельство, если ситуация не изменится, очевидно, активизирует как титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании первыми своих прерогатив, а вторыми элементарных прав, причем любыми способами, не исключая насилие. Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.

     - государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой. 

 

      Список использованной литературы: 

1.  Журнал «Полис» (« Политические исследования»), 2007 № 6, 1 – 192 стр.

2.  Политология; Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика. – М.: Юристъ, 1999 – 600 с.

3. Политическая социология: Учебник для вузов / Под ред. чл.-корр. РАН Ж. Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 495 с.

4. Пугачёв В. П., Соловьёв А. И., Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учебн. Заведений. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Аспект – Пресс, 1999. – 447 с.

Информация о работе Проблемы национальной политики России в настоящее время