Проблема политического конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:54, реферат

Описание работы

Проблема политического конфликта – наверное одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами в общем и о способах их регулирования в частности. Однако прежде, чем ставить вопрос о регулировании политического конфликта, следует сперва разобраться в его сущности как определенного социального явления.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и значение конфликтов в политике 5
2. Источники и типология политических конфликтов 11
3. Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов 17
4. Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России 23
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     б) одной из сторон удается рассеять противоположную сторону, не прибегая к насилию, что приводит к дисперсии конфликтной ситуации. Это достигается путем переключения внимания участника потенциального политического конфликта на другие проблемы. Например, шахтеров, готовящихся к политической стачке, убеждают в том, что виновник их проблем не правительство, а руководство шахты, в результате чего в рядах потенциального участника конфликта происходит дезорганизация, внимание переключается на внутренние проблемы;

     в) возможно использование комбинированных методов, когда одновременно стороны вступают в переговорный процесс, а параллельно идет работа по рассеиванию противника. В любом случае суть деятельности по предупреждению конфликта заключается в недопущении противостояния, перехода сторон к ненормативным действиям, к обострению напряженности.

     Собственно  регулирование конфликта представляет собой комплекс мер, предпринимаемых уже в условиях явно выраженного противостояния сторон и направленных на снижение враждебности, на поиск совместного решения проблемы. В регулировании конфликта можно выделить следующее: а) регулирование, осуществляемое в ситуации, когда развитие событий свидетельствует, что участники конфликта готовы или уже предпринимают агрессивные действия в отношении друг друга, но характер этих действий еще не вылился в насильственные акты, в вооруженное противостояние; б) регулирование вооруженного конфликта.

     Каждый  из этих видов регулирования конфликта  имеет свои особенности, главной  из которых является то, что развести стороны, уже втянутые в силовое противостояние, значительно труднее, но в любом случае центральным звеном регулирования конфликта является переговорный процесс.

     Однако  в отличие от переговоров, ведущихся  на предварительной стадии развития конфликта, переговоры на стадии активных конфликтных действий проходят всегда достаточно трудно, меняется сама атмосфера встреч. Здесь друг другу противостоят уже выкристаллизовавшиеся противоборствующие стороны, настроившие в свою пользу определенные социальные слои и группы, и которые неизбежно будут ориентироваться на ожидания этих групп, поэтому характер их требований будет более радикальный.

     Урегулирование  уже начавшегося конфликта только путем переговоров все-таки представляется возможным, если агрессивные действия не вылились в откровенные вооруженные столкновения. В противном случае процедуры его регулирования становятся более сложными. Стороны, втянутые в вооруженное противостояние, в меньшей степени склонны идти на компромиссы, и даже факт переговоров нередко рассматривается ими как уступка противнику. Поэтому в качестве предварительного условия в процессе урегулирования такого конфликта рассматривается необходимость достижения перемирия, в ходе которого стороны как бы получают возможность более рационально оценить ситуацию, взвесить цену своих притязаний. Перемирие в вооруженных конфликтах обычно бывает чрезвычайно хрупким, так как любое действие может быть воспринято противоположной стороной как нарушение перемирия, как угроза, и может вызвать новый виток кровопролития.

     Важным  фактором, влияющим на способность конфликтующих сторон удержаться от применения силы во время перемирия, является их сплоченность и организованность. Этот же фактор может оказать значительное воздействие и на последующие шаги в деле урегулирования политического конфликта.

     В том случае, если хотя бы в одной  из конфликтующих сторон наблюдается  раскол, каждая группировка может  руководствоваться своим пониманием ситуации, а, следовательно, в любой  момент способна нарушить и установленное  перемирие, и переговорный процесс.

     В случае затянувшегося конфликта  стороны нередко вынуждены бывают прибегать к помощи посредника, третьей  нейтральной стороны. В международных  конфликтах практика обращения к  посредникам распространена очень  широко. В роли посредников могут  выступать как отдельные государства, так и международные организации и даже частные лица. Во внутриполитических конфликтах привлечение посредников распространено меньше, что связано, прежде всего, с позицией центрального государственного руководства, стремящегося к полному контролю за политической ситуацией. Однако в случае затяжных региональных конфликтов обращение к посредникам становится неизбежным. Впрочем, привлечение третьей стороны не является гарантией разрешения конфликта. И дело не только в статусе посредника, его компетентности, желании и способности помочь конфликтующим сторонам достичь соглашения. Конфликтная ситуация очень подвижна, насыщена событиями, в которые вовлекаются множество различных групп, и достижение прогресса в обсуждении проблемы главными участниками конфликта может быть сведено на нет непредвиденными действиями или нарушениями обещаний представителями одной из сторон.

     Достижение  перемирия в вооруженном конфликте, обращение к посредникам являются не самоцелью, а предварительными условиями  для налаживания переговорного процесса между конфликтующими сторонами. Таким образом, переговоры являются главным способом разрешения политического конфликта как на этапе его вызревания, так и в условиях откровенного противостояния сторон в мирной или насильственной форме. Только в ходе переговоров возможно достижение договоренности о правилах взаимодействия сторон, о нормах их взаимоотношений. Силовое навязывание нормативного порядка в ходе разворачивающегося конфликта неизбежно приведет либо к превращению его в затяжной, либо к обретению им скрытой, латентной формы.

     Итак, главным итогом регулирования конфликтов является совместная выработка норм и правил взаимодействия, которым  почти всегда придается правовая форма. В итоге взаимодействие двух сторон переводится в русло конкурентных и кооперативных процессов, что не исключает проявления в их отношениях разногласий и противоречий, но характер их выражения, способ достижения целей обусловливаются уже нормативными рамками. Отношения между участниками конфликта институализируются на новом уровне, обретают упорядоченную и более предсказуемую форму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Особенности, типология  и основные средства  урегулирования политических  конфликтов в современной  России

     Политическая  жизнь современной России наполнена  конфликтами. Одной из ярких форм проявления политических конфликтов является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а также в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Президента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кровавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах7.

     Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и законодательной власти нет  ничего противоестественного. По самим  условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.

     Важным  источником политических конфликтов являются идейные расхождения различных политических субъектов, касающиеся основополагающих ценностей и приоритетов развития: базовых ценностей, политических идеалов, оценок исторических и актуальных событий и других субъективно значимых представлений и оценок политических явлений. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. Яркий пример — идейные конфликты между различными политическими силами в России после распада СССР. Между «западниками» и «евроазийцами»; между сторонниками китайской модели реформирования и прозападными либеральными реформаторами и т.д.

     Роль  этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия продолжает расти. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается, как минимум, свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.

     Этнонациональные  отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических  и других отношений. Поэтому в  тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая Этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как «этнос», «нация», «национальное государство».

     Вся совокупность этнополитических конфликтов в России может быть сведена к  следующим основным типам:

     -территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов, их источник — внутриполитические, нередко и вооруженные, столкновения между правительственными войсками и национально-освободительным движением или сепаратистскими группировками, пользующиеся военно-политической поддержкой соседних государств (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.);

     - конфликты, порожденные стремлением  этнического меньшинства реализовать  право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье);

     - конфликты, связанные с восстановлением  территориальных прав депортированных  народов (между осетинами и  ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и другими народами Крыма);

     - конфликты, в основе которых  лежат притязания того или  иного государства на часть  территории соседнего государства  (стремление Эстонии и Латвии  присоединить к себе ряд районов  Псковской области, которые были  включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в 1940-е гг. перешли к РСФСР);

     - конфликты, порожденные притязаниями  по поводу произвольных территориальных  изменений, осуществленных в советский  период (это, прежде всего, проблема  Крыма, территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии);

     - конфликты, порожденные многолетним  пребыванием депортированных народов  на территории других республик  (туркимесхетинцы в Узбекистане,  чеченцы в Казахстане и др.);

     - конфликты, связанные с абсолютизацией  и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами;

     - конфликты, вызванные дискриминацией  русских в ряде государств  СНГ;

     - конфликты, в которых за лингвистическими  спорами (о государственном языке)  часто скрываются глубокие разногласия  между различными национальными  общинами, как это проявляется, например, в Молдове. 

     При анализе конфликтов следует иметь  в виду, что нередко может наблюдаться  наслоение одних конфликтных  ситуаций, на другие.

     Все бытующие в мире представления о  принципах и путях решения  конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:

     1. Оперативные решения связаны  с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на  недопущение разрастания конфликта,  например, за счет усиления охраны  жизненно важных объектов или  нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.).

     2. Тактические решения направлены  на урегулирование уже возникших  конфликтов путем силового, в  том числе экономического давления  на их участников или посредством  налаживания переговорного процесса.

     3. Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.

      Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании конфликтов. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье и Таджикистане. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема политического конфликта