Проблема легитимности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:50, реферат

Описание работы

Любое государство не может не испытывать потребность в системе легитимации, сущность которой состоит в обосновании и оправдании права властвования существующей в данной стране формы правления. Эта проблема теснейшим образом связана с вопросом об источниках и пределах власти. Устойчивость и жизнеспособность любой социально-политической системы или формы правления зависят от готовности ее субъектов, или составляющих, жить в соответствии с определенными законами и правовыми нормами, господствующими в данном государстве.

Работа содержит 1 файл

Проблема легитимности государства.docx

— 22.17 Кб (Скачать)

Проблема  легитимности государства

   Любое государство не может не испытывать потребность в системе легитимации, сущность которой состоит в обосновании  и оправдании права властвования существующей в данной стране формы  правления. Эта проблема теснейшим  образом связана с вопросом об источниках и пределах власти. Устойчивость и жизнеспособность любой социально-политической системы или формы правления  зависят от готовности ее субъектов, или составляющих, жить в соответствии с определенными законами и правовыми  нормами, господствующими в данном государстве.

   А это, в свою очередь, зависит в  большей степени от уважения к  власти и закону со стороны большинства  граждан, признания ими законности, или легитимности, этой системы, нежели от страха применения к ним тех  или иных санкций.

   Как показывает исторический опыт, легитимность невозможно обеспечить одними только насильственными средствами. Еще  Конфуций говорил: «Без доверия народа государство не может устоять». Многие могущественные мировые державы, которые  казались вечными и незыблемыми, распадались и становились достоянием истории именно вследствие потери большинством граждан веры в его способность  обеспечить их безопасность, благополучие и справедливость. Такая вера особенно необходима для молодых, слабых, неустоявшихся государств. Таким образом, законная власть – это та, которую большая часть народа признает властью.

   Система легитимации власти прошла длительный и сложный путь формирования и  эволюции. В течении всей истории человечества вплоть до нового времени определяющую роль в этом отношении играли мифология и религия. Их роль и функции состояли в обосновании идеи божественного происхождения власти вообще и власти того или иного князя, царя, императора, династии, в частности. Считалось очевидным фактом, что цари, фараоны, императоры, короли Древнего мира и средневековья получали власть как бы прямо из рук богов или же сами объявляли себя верховными божествами.

   Легитимность  государственной власти нередко  обеспечивалась путем ее персонификации. Здесь личность носителя власти в  глазах подданных становится воплощением  власти или даже самой властью, человек  отождествляется с властью, он сам  по себе как бы приобретает атрибуты власти. Речь идет о так называемом харизматическом лидере, облаченном властью или домогающемся его. Он обосновывает свои притязания на государственную власть собственными достоинствами, такими, как мужество, храбрость, героизм в бою, решительность в действиях, мудрость и знания при принятии тех или иных решений, какие-либо физические или духовные качества и т.д. Нередко именно личные качества давали возможность их носителям вознестись к вершинам власти. Это первые племенные вожди, воины, «основатели» наций, городов-государств, империй, религий, «спасители отечества» и др. Это личности, подобные Цезарю, Петру 1, Наполеону и др.

   Чтобы доказать законность своей власти или  подчинить людей своей воле, государи во все времена использовали самые  ухищренные средства. Среди них центральное  место занимало то, что мы сейчас назвали бы запретом на информацию, которая каким-то образом способна подорвать господствующую форму  правления. Именно этой цели с самого начала служила цензура, призванная скрыть от широкой общественности неугодные  правящему режиму сведения, закрыть  для нее доступ к так называемым подрывным идеям и концепциям.

   Государство, как и любой другой общественный институт, считается легитимным, если оно служит благу всей совокупности его граждан. Главное требование, предъявляемое к властителям, - это  гарантия справедливости правления. Принцип  справедливости служит оправданию власти независимо от того, как трактуется само это понятие. Здесь как нельзя лучше подходит максима: «Благо народа – высший закон».

   В современном мире мы имеем сложную  систему легитимизации. В политической демократии она включает такие атрибуты. Принципы и установки, как суверенитет, конституционализм, парламентаризм, подчинение власти праву, разделение властей, выборность, плюрализм и т.д.

Р. Мухаев 

С 1. В чем смысл проблемы легитимности государственной власти?

С 2. От каких факторов зависит легитимизация власти?

С 3. Как менялась система легитимизации власти на протяжении истории? Приведите примеры из истории России.

С 4. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Как этот принцип использовался и используется в наши дни в целях обеспечения легитимности власти? Приведите пример.

   Текст №4 

   Проблема  насилия и жестокости – одна из вечных проблем человечества. В ней  перекрещиваются и отражаются наиболее острые вопросы политики и экономики, морали и права, истории и психологии, международных отношений и научно-технической  революции. Она непосредственно  затрагивает коренные интересы классов, наций, государств, касается судьбы каждого  человека и всего человечества в  целом.

    В  качестве ключевых факторов, влияющих  на уровень политического насилия  в обществе, можно выделить: процент  городских жителей; процент валового  национального продукта, получаемого  от сельского хозяйства; доход  на душу населения; распространенность  средств массовой информации  и коммуникации; уровень участия  населения в политической жизни  страны; социальные блага (образование,  продолжительность жизни и др.). Также политическое насилие непосредственно  связано с уровнем стабильности  данного общества, с характером  существующего политического режима  и другими характеристиками.

    Социальное  насилие – чрезвычайно многогранное  явление. Свое конкретное выражение оно находит в применении или угрозе применения группой, классом, государством, общественной системой различных форм, методов и средств прямого или косвенного принуждения и подавления в отношении других групп, классов, государств, общественных систем с целью обеспечения захвата и удержания политической власти и экономического господства, приобретения и сохранения независимости и суверенитета, различного рода прав и привилегий, удовлетворения территориальных и других претензий, ограничения интересов противоположной стороны, навязывания кому-либо своей воли. Таким образом, социальное насилие применяется практически во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, культурной, духовной и др. Его субъектами и объектами могут быть отдельные личности (выступающие как представители определенных социальных групп), классы, нации, государства.

    Если  исходить из внешних форм проявления  насилия в общественной жизни,  то социальное насилие можно  условно подразделить на прямое (война, вооруженное восстание,  политические репрессии) и косвенное  (различные формы морального, психического  давления, политическое вмешательство,  экономическая блокада). По предметному  содержанию и объекту направленности  социальное насилие можно подразделить  на политическое, военное, экономическое, духовное, административное и т.д. Но самым главным критерием при классификации насилия являются, конечно, не внешние его черты и признаки, а дифференциация этого феномена исходя прежде всего из его социально-классовой сущности. Только установив органическую связь различных форм и видов насилия с интересами определенных социальных групп, можно раскрыть его подлинную природу и корни.

     П.Д. Павленок, М.Я.Руднева  

   С 1. Какие ключевые факторы, влияющие на уровень  политического насилия  в обществе, называет автор? Перечислите  их основные виды. 

   С 2.В  чем конкретно  проявляется социальное насилие в обществе? Как автор классифицирует социально-политическое насилие? Используя  имеющиеся обществоведческие  и исторические знания, приведите по одному примеру каждого  вида социального  насилия. 

   С 3.Почему автор называет социальное насилие многогранным явлением? 

С 4.Назовите известные вам  виды политических режимов  и охарактеризуйте  их с точки зрения применения ими социально-политического  насилия.  

Лидерство

     Лидерство – это традиционный  социальный институт, в основе  которого лежит типовая модель  взаимодействия, в котором есть  ведущий субъект и ведомая  им большая или малая группа. Лидер должен быть неординарной  личностью, чьи социальные, деловые,  коммуникативные, интеллектуальные  и творческие качества должны  быть выше среднего уровня, характерного  для данной группы. Для исполнения  функций лидера необходимы различные  качества. Его способности должны  соответствовать профилю группы. Работать на нее. Действия лидера  служат образцом для подражания  для рядовых членов группы, он  для них является неоспоримым  авторитетом, за ним признается  право на руководящую роль  и принятие важнейших решений.  Он полностью принимает ценности  группы. Лидеру свойственно повышенное  чувство ответственности за результаты  групповой деятельности. Для принятия  оптимальных решений в сложных  критических ситуациях он обладает  высоким интеллектом. Он умеет  выражать и отстаивать интересы  своей группы за ее пределами,  привлекать сторонников, убеждать  противников, находить внешнюю  поддержку. Настоящий лидер демонстрирует  приоритет групповых ценностей  над личными.

     Существует немало социологических  типологий лидеров и форм лидерства.  Так, лидеров подразделяют на  формальных (назначенных официальными  инстанциями) и неформальных (стихийно  выдвинувшихся благодаря своим  личностным качествам, приобретших  авторитет в группе, поддерживаемых  большинством его членов). Выделяют  лидеров авторитарных (с жесткой  властной безапелляционной манерой  руководства) и либеральных (предпочитающих  не принуждать, а убеждать подчиненных). Различают среди лидеров реформаторов (устремленных на обновление, внедрение  инноваций в групповую деятельность) и консерваторов (оберегающих  внутригрупповые обычаи, традиции). Есть лидеры-рационалисты (опирающиеся  в оценке ситуаций и принятии  решений на возможности рассудочной  логики) и лидеры-интуитивисты (предпочитающие  принимать решения на основе  интуиции).

     В настоящее время специалисты  по социологии менеджмента стали  проявлять повышенный интерес  к наследию Макиавелли, который  сформулировал фундаментальные  принципы стратегии эффективного  лидерства. Он утверждал, что  авторитет и власть лидера  основываются на поддержке сторонников;  подчиненным следует знать, что  можно ожидать от лидера и  что он ждет от них; лидер  должен обладать ярко выраженной  волей к выживанию; для своих  сторонников лидер должен выступать  образцом мудрости и справедливости. Ему принадлежат высказывания: «Победителей  не судят», «Толпа идет за видимостью  успеха», «Лидер не должен быть  щедрым», «Народ лучше держать  в страхе», «Вознаграждать следует  поэтапно, а наказывать сразу  и в полной мере».

  В.А. Бачинин

С1. Какими личными качествами, по мнению автора, должен обладать лидер?

С2. Какие критерии используются исследователями для типологии лидеров? Назовите не менее четырех.

С3. Сформулируйте своими словами четыре принципа эффективного лидерства по Макиавелли.

С4. На основе имеющихся знаний по обществознанию и жизненного опыта сформулируйте определение понятия «лидер». Назовите не менее трех основных задач лидера.

 

Политика  как искусство  и профессия

   Подлинной профессией настоящего чиновника (…) не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно – данное требование применимо даже к так называемым политическим управленческим чиновникам, – по меньшей мере, официально, коль скоро под вопрос не поставлены государственные интересы, то есть жизненные интересы господствующего порядка. Без гнева и пристрастия должен он вершить дела. Итак, политический чиновник не должен делать именно того, что всегда необходимым образом должен делать политик – как вождь, так и его свита, – бороться. Ибо принятие какой-либо стороны, борьба, страсть – суть стихия политика, и прежде всего политического вождя.

   Деятельность  вождя всегда подчиняется совершенно иному принципу ответственности, прямо  противоположной ответственности  чиновника. В случае если (несмотря на его представления) вышестоящее учреждение настаивает на кажущемся ему ошибочным приказе, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно, как будто этот приказ отвечает его собственным убеждениям? Без такой в высшем смысле нравственной дисциплины и самоотверженности развалился бы весь аппарат. Напротив, честь политического вождя, то есть руководящего государственного деятеля, есть прямо-таки исключительная личная ответственность за то, что он делает, ответственность, отклонить которую или сбросить ее с себя он не может и не имеет права. Как раз те натуры, которые в качестве чиновников высоко стоят в нравственном отношении, суть скверные, безответственные, прежде всего в политическом смысле слова и поскольку в нравственном отношении стоящие политики…

   Кто хочет  заниматься политикой вообще и сделать  ее своей единственной профессией, должен осознавать данные этические  парадоксы и свою ответственность  за то, что под их влиянием получится  из него самого.

Информация о работе Проблема легитимности государства