Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:50, реферат
Любое государство не может не испытывать потребность в системе легитимации, сущность которой состоит в обосновании и оправдании права властвования существующей в данной стране формы правления. Эта проблема теснейшим образом связана с вопросом об источниках и пределах власти. Устойчивость и жизнеспособность любой социально-политической системы или формы правления зависят от готовности ее субъектов, или составляющих, жить в соответствии с определенными законами и правовыми нормами, господствующими в данном государстве.
Проблема легитимности государства
Любое
государство не может не испытывать
потребность в системе
А это, в свою очередь, зависит в большей степени от уважения к власти и закону со стороны большинства граждан, признания ими законности, или легитимности, этой системы, нежели от страха применения к ним тех или иных санкций.
Как
показывает исторический опыт, легитимность
невозможно обеспечить одними только
насильственными средствами. Еще
Конфуций говорил: «Без доверия народа
государство не может устоять». Многие
могущественные мировые державы, которые
казались вечными и незыблемыми,
распадались и становились
Система легитимации власти прошла длительный и сложный путь формирования и эволюции. В течении всей истории человечества вплоть до нового времени определяющую роль в этом отношении играли мифология и религия. Их роль и функции состояли в обосновании идеи божественного происхождения власти вообще и власти того или иного князя, царя, императора, династии, в частности. Считалось очевидным фактом, что цари, фараоны, императоры, короли Древнего мира и средневековья получали власть как бы прямо из рук богов или же сами объявляли себя верховными божествами.
Легитимность государственной власти нередко обеспечивалась путем ее персонификации. Здесь личность носителя власти в глазах подданных становится воплощением власти или даже самой властью, человек отождествляется с властью, он сам по себе как бы приобретает атрибуты власти. Речь идет о так называемом харизматическом лидере, облаченном властью или домогающемся его. Он обосновывает свои притязания на государственную власть собственными достоинствами, такими, как мужество, храбрость, героизм в бою, решительность в действиях, мудрость и знания при принятии тех или иных решений, какие-либо физические или духовные качества и т.д. Нередко именно личные качества давали возможность их носителям вознестись к вершинам власти. Это первые племенные вожди, воины, «основатели» наций, городов-государств, империй, религий, «спасители отечества» и др. Это личности, подобные Цезарю, Петру 1, Наполеону и др.
Чтобы доказать законность своей власти или подчинить людей своей воле, государи во все времена использовали самые ухищренные средства. Среди них центральное место занимало то, что мы сейчас назвали бы запретом на информацию, которая каким-то образом способна подорвать господствующую форму правления. Именно этой цели с самого начала служила цензура, призванная скрыть от широкой общественности неугодные правящему режиму сведения, закрыть для нее доступ к так называемым подрывным идеям и концепциям.
Государство, как и любой другой общественный институт, считается легитимным, если оно служит благу всей совокупности его граждан. Главное требование, предъявляемое к властителям, - это гарантия справедливости правления. Принцип справедливости служит оправданию власти независимо от того, как трактуется само это понятие. Здесь как нельзя лучше подходит максима: «Благо народа – высший закон».
В современном мире мы имеем сложную систему легитимизации. В политической демократии она включает такие атрибуты. Принципы и установки, как суверенитет, конституционализм, парламентаризм, подчинение власти праву, разделение властей, выборность, плюрализм и т.д.
Р.
Мухаев
С 1. В чем смысл проблемы легитимности государственной власти?
С 2. От каких факторов зависит легитимизация власти?
С 3. Как менялась система легитимизации власти на протяжении истории? Приведите примеры из истории России.
С 4. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Как этот принцип использовался и используется в наши дни в целях обеспечения легитимности власти? Приведите пример.
Текст
№4
Проблема
насилия и жестокости – одна из
вечных проблем человечества. В ней
перекрещиваются и отражаются наиболее
острые вопросы политики и экономики,
морали и права, истории и психологии,
международных отношений и
В
качестве ключевых факторов, влияющих
на уровень политического
Социальное
насилие – чрезвычайно
Если
исходить из внешних форм
П.Д. Павленок, М.Я.Руднева
С 1.
Какие ключевые факторы,
влияющие на уровень
политического насилия
в обществе, называет
автор? Перечислите
их основные виды.
С 2.В
чем конкретно
проявляется социальное
насилие в обществе?
Как автор классифицирует
социально-политическое
насилие? Используя
имеющиеся обществоведческие
и исторические знания,
приведите по одному
примеру каждого
вида социального
насилия.
С 3.Почему
автор называет социальное
насилие многогранным
явлением?
С 4.Назовите
известные вам
виды политических режимов
и охарактеризуйте
их с точки зрения
применения ими социально-политического
насилия.
Лидерство
Лидерство – это традиционный
социальный институт, в основе
которого лежит типовая модель
взаимодействия, в котором есть
ведущий субъект и ведомая
им большая или малая группа.
Лидер должен быть
Существует немало
В настоящее время специалисты
по социологии менеджмента
В.А. Бачинин
С1. Какими личными качествами, по мнению автора, должен обладать лидер?
С2. Какие критерии используются исследователями для типологии лидеров? Назовите не менее четырех.
С3. Сформулируйте своими словами четыре принципа эффективного лидерства по Макиавелли.
С4. На основе имеющихся знаний по обществознанию и жизненного опыта сформулируйте определение понятия «лидер». Назовите не менее трех основных задач лидера.
Политика как искусство и профессия
Подлинной профессией настоящего чиновника (…) не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно – данное требование применимо даже к так называемым политическим управленческим чиновникам, – по меньшей мере, официально, коль скоро под вопрос не поставлены государственные интересы, то есть жизненные интересы господствующего порядка. Без гнева и пристрастия должен он вершить дела. Итак, политический чиновник не должен делать именно того, что всегда необходимым образом должен делать политик – как вождь, так и его свита, – бороться. Ибо принятие какой-либо стороны, борьба, страсть – суть стихия политика, и прежде всего политического вождя.
Деятельность
вождя всегда подчиняется совершенно
иному принципу ответственности, прямо
противоположной
Кто хочет заниматься политикой вообще и сделать ее своей единственной профессией, должен осознавать данные этические парадоксы и свою ответственность за то, что под их влиянием получится из него самого.