Принципы правовой политики в сфере формирования гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:20, статья

Описание работы

Для более глубокого осознания определяемой политики необходимо обратиться к ее принципам, которые выражают основные тенденции в регулировании общественных отношений, синтезируют опыт развития этого явления. Четкое определение принципов позволит направлять правотворческую и правоприменительную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества в едином направлении. Чем лучше будут разработаны принципы, на основе которых будет построена правовая политика, тем скорее будет достигнуто состояние гражданского общества.

Работа содержит 1 файл

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

 

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

К.А. СТРУСЬ

 

Струсь К.А., кандидат юридических  наук, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского государственного технического университета (г. Пятигорск).

 

Правовая политика в  сфере формирования гражданского общества - это целенаправленная, комплексная, научно обоснованная последовательная деятельность государственных органов  и негосударственных структур по формированию гражданского общества путем  создания эффективного механизма правового регулирования при цивилизованном использовании юридических средств.

Для более глубокого  осознания определяемой политики необходимо обратиться к ее принципам, которые  выражают основные тенденции в регулировании  общественных отношений, синтезируют опыт развития этого явления. Четкое определение принципов позволит направлять правотворческую и правоприменительную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества в едином направлении. Чем лучше будут разработаны принципы, на основе которых будет построена правовая политика, тем скорее будет достигнуто состояние гражданского общества.

Под принципами правовой политики в сфере формирования гражданского общества следует понимать исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют правовую и организационную основу жизнедеятельности гражданского общества.

Принимая во внимание, что  правовая политика в сфере формирования гражданского общества есть разновидность  правовой политики, в системе принципов первой можно выделить общие принципы (характерные для правовой политики в целом) и специальные, отражающие суть и содержание правовой политики в сфере формирования названного общества.

К общим (стержневым) принципам  правовой политики в сфере формирования гражданского общества можно отнести: 1) социально-правовую обусловленность, 2) социальную значимость, 3) целенаправленность, 4) научную обоснованность, 5) комплексность, 6) реалистичность и целесообразность, 7) справедливость.

Основываясь на существующих представлениях о гражданском обществе <1>, можно сделать вывод, что ведущее место в системе его специальных принципов должно занимать реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. "Без прав человека нет демократии, не будет гражданского согласия" <2>. Объем этих прав органично вплетается в общественные отношения, выступая нормативной формой выражения меры свободы индивида, упорядочивая отношения между индивидами, координируя их поступки и деятельность, предотвращая противоречия, противоборства, конфликты. В современном мире только подлинное обеспечение прав и свобод человека и гражданина способно установить справедливый баланс интересов частного и коллективного, личности и общества, общества и государства.

--------------------------------

<1> См.: Замбровский В.Я. К вопросу о формировании гражданского общества и правового государства // Социально-экономические науки. 1991. N 6; Зотов В. Гражданское общество и правовое государство // Коммунист. 1990. N 17; Перегрудов С.Н. Гражданское общество как политический феномен. М., 1992; Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества // Сов. гос-во и право. 1991. N 8; Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Гос-во и право. 1993. N 7; Ильин М.В., Коваль Б.Н. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство // Полис. 1992. N 1; и др.

<2> См.: Политика. Власть. Право / Под ред. С.А. Комарова. СПб., 1999. N 2. С. 4.

 

Гражданское общество немыслимо  и без экономической свободы. Базой для реализации этой свободы личностью для воплощения в жизнь права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности выступает право частной собственности. Экономическая свобода личности в гражданском обществе - это такой уровень свободы индивида, который позволяет последнему быть относительно независимым от других людей в удовлетворении своих потребностей и интересов, желаний и устремлений. Быть относительно свободным при выборе места жительства, работы, в поддержании достойного человеческого уровня жизни и благосостояния.

Трудно представить функционирование институтов гражданского общества вне  правового государства. Именно правовое государство создает условия  для взаимной ответственности между  личностью и государством, при приоритете прав и свобод человека и гражданина. В таких взаимоотношениях возрастают активность и инициатива институтов гражданского общества, направленные на удовлетворение собственных интересов, что выступает существенным фактором для ограничения пределов государственной власти и повышения самодеятельности различных групп и объединений граждан.

Гражданское общество не реально без  свободы мысли и слова, так как "право иметь свои собственные мысли, убеждения, мнения является неотъемлемым для каждой свободной личности... Идеологическое многообразие, ВЫСТУПАЮЩЕЕ ОДНОЙ ИЗ НЕЗЫБЛЕМЫХ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (выделено нами. - С.К.), предполагает наличие множества мнений, т.е. различных взглядов, суждений на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование" <3>. С соблюдением этого принципа создаются условия для свободного и полного использования гражданами всех источников информации.

--------------------------------

<3> См.: Институт прав человека / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. С. 107.

 

В основе активного участия граждан  в общественной жизни лежит существование  конкретной культурной программы. Люди, подчиненные культурным установкам, "не будучи альтруистами, преследуют только "просвещенные" личные интересы, т.е. такие интересы, которые не противоречат интересам общества. Такая ситуация предполагает солидарность, доверие и терпимость в обществе. Это позволяет сдерживать оппортунизм, т.е. такое поведение, когда общие интересы приносятся в жертву личным целям" <4>. Создавая общую атмосферу доверия и искореняя произвол, общественные отношения, построенные на культурной основе, способствуют более благоприятному инвестиционному климату, граждане проявляют больше понимания и терпения друг к другу.

--------------------------------

<4> См.: Putnam R. with Leonardi R. and Nanetti R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy (Princeton, N.Y.: Princeton University Press, 1993). P. 86 - 90.

 

Большое влияние на деятельность субъектов гражданского общества оказывает  независимое правосудие. Суд защищает права индивида от произвола государства  и давления арифметического "большинства". Будучи органом государства, суд  может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал <5>. Кроме этого, решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество, суды укрепляют социальную стабильность в обществе. Принимая во внимание перечисленные обстоятельства, следует согласиться с мнением отдельных юристов, отмечающих немалую заслугу судов в становлении богатой и экономически стабильной страны <6>.

--------------------------------

<5> См.: Чиркин В.С. Основы сравнительного  государствоведения. М.: Издательский дом "Артикул", 1997. С. 280 - 281.

<6> См.: The Political Role of Law Courts in Morben Democraties. L., 1998. P. 20.

 

Кроме основных, перечисленных  выше, есть и другие принципы (условия), характеризующие гражданское общество и отличающие его от негражданского. Их достаточно много, и они весьма разнообразны. Среди них следует отметить: сознательное участие в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни; развитие системы самоуправления народа; последовательное расширение и укрепление в экономике, политике, культуре, науке, социальной сфере принципов реальной демократии.

Вряд ли можно перечислить все специальные принципы правовой политики в сфере формирования гражданского общества. Суммируя указанные выше, можно создать хотя бы рабочие наброски системы принципов такого общества. Конечно, представленная нами схема этого весьма сложного, многоаспектного явления упрощает и огрубляет действительность, но ею можно пользоваться в качестве инструмента дальнейшего познания.

Итак, к специальным принципам  правовой политики в сфере формирования гражданского общества можно относить: 1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина как государственными, так и негосударственными способами; самозащиту политическими средствами, моральными установками, религиозными нормами при создании социальных условий и т.д.; 2) экономическую свободу, многообразие форм собственности как реализацию экономической свободы и независимости человека; 3) демократический характер власти; 4) реально существующее правовое государство; 5) политическую демократию; 6) свободу слова и независимость средств массовой информации; 7) взаимную ответственность государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина; 8) эффективную социальную политику; 9) определенный тип культуры, называемый еще демократической культурой, основанной на уважении частных прав и интересов, причем не только собственных, но и других людей; 10) обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом как основу реализации всех остальных условий; 11) независимое правосудие.

 

 


Информация о работе Принципы правовой политики в сфере формирования гражданского общества