Автор: Виктор Озеров, 10 Июня 2010 в 21:11, курсовая работа
Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.
Чтобы лучше понять масштабность, роль, значимость Конституционного Суда РФ в действии принципа разделения властей можно использовать следующий пример из судебной практики: «Правительство РФ в нарушении требований ст. 168 и 169 ГК РФ отсрочило без достаточных оснований исполнение своих договорных обязательств в одностороннем порядке изменило их условия. Оно необоснованно предоставило преимущества подчинённым ему органам, на которые возлагалось исполнение обязательств по отовариванию чеков на легковые автомобили. В период действия отсрочки Президент РФ издал Указ «О мерах по либерализации цен» от 3.12.1991 г., которым со 2.01.1992 г. отменено государственное регулирование цен на многие товары, в том числе и на автомобили. Убытки выразились в многократном обесценении стоимости целевых вкладов и невозможности получения автомобилей по целевым чекам по первоначальной цене, являющейся существенным условием договорного обязательства государства перед гражданами. Частичная индексация целевых вкладов и целевых чеков (Постановление Правительства РФ от 24.01.92) по мнению Конституционного Суда не отвечала требованиям Закона РСФСР об индексации доходов и сбережений граждан от 24.10.91 г. Конституционный Суд РФ признал: «Правительство действовало противоправно… нарушив имущественные права и интересы граждан оно вышло за предмет своей компетенции, предусмотренной Конституцией РФ.»26 Таким образом, в данном случае судебная власть в лице Конституционного Суда РФ, исходя из принципа разделения властей, чётко определила степень компетенции Правительства РФ, на основании Конституции РФ, не допустив её превышения.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.
Тематика
принципа разделения властей показывает
на сколько важна теоретическая
правовая база как подготовительная
ступень для реального
Разграничение
единой государственной власти на три
относительно самостоятельные и
независимые отрасли
Принцип разделения властей воплощен в Российской Федерации в ходе радикальных демократических реформ.
Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.
Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами.
Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную», предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.
В
пределах своей компетенции по осуществлению
указанных функций эти
Прежде
всего, принцип разделения властей
является одним из основных гарантов
прав и свобод человека. Второе преимущество
государственной системы, основанной
на принципе разделении властей - это относительная
стабильность внутриполитического положения
государства, потому что разделение властей
позволяет выходить из критических ситуаций
на основе норм конституции, посредством
консенсуса социальных сил. Применение
этого принципа невозможно отделить от
других тенденций в развитии государств:
стремление к демократии, созданию гражданского
общества и правового государства.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации.- М,: ЭЛИТ, 2004.- с.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1 «О
судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.
1997, №1,ст.1.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2 «О Правительстве Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 1998, №1,ст.1.
4.
Федеральный закон от 6 октября
1999 г. №184 «Об общих принципах
организации законодательных (
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1 «О
Конституционном Суде РФ»//Собрание законодательства РФ, 1994, №13,
ст. 1447.
Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»//Собрание законодательства РФ, 2000, №21 ст.2168, №39 ст.3856, № 49 ст.4799.
Научно-учебная литература:
1.
Баглай М.В. Конституционное
2. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики современной российской государственности. - М.: НОРМА, 2002.-
Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юрид. литер., 2000.- с.
Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М.: Юрист, 1995.- с.
5. Кутафин О.Е. Основы государства и права. - М.: Юристъ, 2002.-
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2001.- с.
7. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Юрид. литер., 2002.
8. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме.- М.: Наука, 2002.
9. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: ЭЛИТ, 2000.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2000.
Теория государства и права/Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. -М.: Юрид. литер., 2001.
Теория
государства и права/Под ред.Е.
Общая теория права и государствам/Под ред. С.А. Комарова. - М.: Юристъ, 2000.
Теория государства и права/Под ред. В.М. Прусса. - М.: Юристъ, 2003.
15. Общая теория права и государства/Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юристъ, 2000.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М: Юристъ, 2001.
Вельский К.С. О функциях исполнительной власти//Государство и право. - 1997.-№3.-С.
Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России//Государство и право. - 2000. - № 6.
Лазарев Б.М. Разделение властей и опыт Российского государства//Журнал российского права.- 2000.- № 16.-С.