Причины, условия, типология социальных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Термин «конфликт» латинского происхождения и переводиться как «столкновение». Это может быть столкновение противоположных взглядов, мнений, интересов и действий различных субъектов – народов, наций, государств, политических и общественных групп, движений и объединений. Конфликт – это такая стадия развития социального процесса, когда составляющие его стороны, во-первых, достигают состояния полярности, противоположности своих позиций; во-вторых, начинают активно противодействовать друг другу.

Содержание

1. Причины, условия, типология социальных конфликтов …… стр. 3
2. Политика и ее границы ……………………………….…………………….. стр. 7
3. Проанализируйте роль статусно ролевых и социальных конфликтов …………………………………………………………………….... стр. 10
4. Список литературы ……………………………………………………..…….. стр. 15

Работа содержит 1 файл

политология.контр.раб_1.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

   Более умеренную, по сравнению с тоталитаризмом и анархизмом, позицию по отношению  к политике и ее влиянию на общество занимают либерализм и кейнсианство. Классический либерализм разделяет  общественную систему на государство и гражданское общество — неконтролируемую государством частную хозяйственную, культурную, семейную, религиозную и иную, в том числе политическую, жизнь.

   Государство создается свободными гражданами для  выполнения вполне определенных, ограниченных целей — охраны общественного порядка, гарантий безопасности, свободы и других фундаментальных прав личности, а также для обеспечения благоприятных условий хозяйствования и общения людей. Оно не вмешивается в дела гражданского общества и выполняет роль «ночного сторожа» — охранника личной и общественной безопасности и порядка. Сфера политики ограничена. Она не распространяется на дела гражданского общества. Либеральное ограничение функций государства и политики еще более усиливает либертаризм, считающий задачей любого государства только обеспечение свободы и защиту индивида от физического насилия.

   Либеральные взгляды, господствовавшие на Западе в XVIII— XIX вв., были подвергнуты существенному  пересмотру в 30-е гг. нынешнего столетия (а частично и значительно раньше) Д.М. Кейнсом и получили название «кейнсианство». Суть этой концепции состоит в отказе от классических либеральных взглядов на капитализм как на саморегулирующееся общество и в обосновании необходимости взятия правительством ответственности за благополучие всей социальной системы, всех ее элементов. Это предполагает, в свою очередь, возможность вмешательства государства в экономику, сферу социального обеспечения, занятости, трудовые и другие общественные отношения. Кейнсианские взгляды на роль государства и политики преобладают в современных постиндустриальных демократиях и служат, в частности, теоретическим обоснованием социального государства. Выступая за регулятивную роль политики по отношению ко всему обществу, кейнсианство и близкие к нему современные теории признают, в отличие от тоталитаризма, определенные границы политического вмешательства. Важнейшие из таких границ — разнообразные права человека, а также принципы рыночной экономики, нарушение которых могло бы подорвать систему частного предпринимательства. В современных постиндустриальных государствах по этим вопросам обычно существует общественный консенсус, хотя в своей идеологии консерваторы больше тяготеют к классическому либерализму или даже к либертаризму, социал-демократы же и близкие к ним партии — к широкому использованию государственного регулирования в целях обеспечения социальной стабильности, укрепления социальной справедливости и расширения участия граждан в политике.

   Роль  политики в конкретном обществе, границы  ее влияния зависят от исторических условий, политических традиций, политической культуры граждан, характера политической системы, уровня социально-экономического и духовного развития. 

  1. Проанализируйте роль статусно ролевых  и социальных конфликтов.

     В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между  ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, или женатый студент должен примирять требования, предъявляемые к нему как к мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как к студенту. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

     Примером  конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

     Существует  несколько видов действий, с помощью  которых ролевая напряженность  может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально. 
Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.

     Разделение  ролей снижает ролевую напряженность  путем временного изъятия ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет «гардероб» ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

     Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и поэтому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и психологическую проблему.

     Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей, прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

     В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности, играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов

     Социальные  конфликты сопровождают всю историю  человечества. Войны и революции, демонстрации и забастовки, митинги  и политическая борьба в парламенте - вот далеко не полный перечень форм, в которых может протекать конфликт. Их последствия для общества неоднозначны. Одни из них приводили к гибели империй, к потере государственной независимости, другие - способствовали прогрессивному развитию общества, делая его более демократическим и справедливым. Современное демократическое общество предполагает возможность появления множества конфликтов и развивается через их разрешение. Другими словами, конфликт - это такая же естественная форма взаимодействия индивидов и социальных групп в обществе, как сотрудничество и кооперация. Идею естественности конфликта еще в середине ХIX в. высказал немецкий социолог Г. Зиммель, который собственно и ввел в научный оборот понятие "социальный конфликт". Он же подчеркнул функциональность конфликта, считая, что именно таким образом очищается сама атмосфера общества.   
     Обоснование внутренней противоречивости и конфликтности общества уходит в ХIX в. В этот период появляются первые теории конфликта. Их возникновение стало теоретической реакцией на обострившиеся классовые противоречия и альтернативным ответом на односторонность теорий, господствовавших в этот период и трактующих общество как устойчивое и стабильное целое, в котором отдельные части органически дополняют друг друга. 
     Одна из значительных теорий конфликта была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом. В их учении общественные противоречия выступают главной движущей силой социальных изменений. В социально-антагонистических формациях они реализуются в форме классовой борьбы. Ее источником является эксплуатация, т.е. присвоение классом, обладающим собственностью на средства производства, результатов труда класса, лишенного собственности. Рассматривая главный конфликт европейской истории ХIХ в. - конфликт между предпринимателями и рабочими - Маркс и Энгельс считали, что по мере того, как первые будут становиться богаче, а вторые - беднее, конфликт будет усиливаться, что неизбежно приведет к социалистической революции. Марксизм вывел связь между экономической борьбой трудящихся за лучшие условия продажи своей рабочей силы и политической борьбой, позволяющей изменить критерии распределения общественных ценностей. Маркс описал эту тенденцию развития конфликта как процесс превращения пролетариата из "класса в себе" в "класс для себя". Последнее проявляется в формировании собственной партии, которая берет на себя руководство борьбой рабочих против существующего политического режима. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, важная роль в сплочении и
артикулировать
     Вклад марксизма в разработку вопроса классового конфликта является общепризнанным. Он обобщил реалии европейской истории ХIХ в., которая прошла под знаменем острой борьбы между рабочими и предпринимателями.

     Но  конфликтология не ограничивается исследованием  только классовых конфликтов, а исходит из того, что общество включает в себя возможность самых разнообразных конфликтов. Более того, во второй половине ХХ в. во многих развитых странах классовые коллизии "ушли" на задний план, уступив место другим конфликтам. К примеру, в США расовая напряженность всегда доминировала по отношению к классовым противоречиям. Многообразие социальных конфликтов обусловлено сложностью социальной структуры общества, в которой представлены разнообразные группы и общности, различающиеся по имущественным, этническим, религиозным и другим параметрам. У каждой из этих групп есть собственные интересы, которые формируются на основе осознания своего положения в обществе. Это положение может оцениваться как неудовлетворительное и несправедливое, в категориях господства и подчинения одних групп над другими, что делает закономерным появление общественных противоречий. Чем сложнее общество, чем оно более многослойно, тем больше возможных поводов для возникновения социальных коллизий. 
     Главное условие позитивности конфликта - это управление им, что позволяет снизить накал борьбы, ограничить число его субъектов и предметов спора. Мировой опыт, в том числе нашей страны, говорит о том, что там, где конфликты насильственно пресекаются либо назревшие противоречия не замечаются, они переходят на скрытый (латентный) уровень; тем самым упускается возможность мирного разрешения противоречий. Рано или поздно конфликты проявят себя, но уже в более разрушительных формах. Позитивные же функции конфликтов проявляются в том, что они сигнализируют власти о появившихся проблемах, стимулируют развитие общества через разрешение этих проблем, инициируют принятие новых законов и создание новых институтов, интегрируют ранее разрозненные индивиды и формируют устойчивые группы интересов. Наконец, конфликты выполняют роль своеобразного "клапана" для накопившихся страстей. 
     Все конфликты с участием общественных групп являются социальными. Но в зависимости от сфер, в которых они проявляются, эти конфликты принимают форму экономических, политических, межкультурных, идеологических, юридических и др. Экономические конфликты связаны с разделением труда и возникновением на этой основе различий людей в доступе к общественным благам. В современном государстве в содержании конфликтов отражаются проблемы становления рынка и перераспределения собственности. Способами их проявления может быть конкуренция разных корпоративных экономических групп, забастовки и трудовые споры, связанные с приватизацией предприятий, по поводу заработной платы и использования профессионального потенциала. 
     Выделяют социальные конфликты в узком смысле этого слова. Их предметом могут быть вопросы, касающиеся
статуса общественного слоя. Разновидностями социальных конфликтов являются межэтнические и классовые конфликты. Первые проходят по линиям этнических общностей, вторые - по линиям кассового деления общества.  

     Хотя  конфликты вытекают из противоречий, эти явления не совпадают полностью. Таким образом, конфликт - это форма развития противоречий, выражающаяся в непосредственном противоборстве сторон. Конфликту предшествует субъективное осознание людьми противоположности и несовместимости интересов. На этой основе формируется конкретная мотивация к действию, после чего стороны приступают к противоборству в открытых или скрытых формах. Пока противоположность интересов не осознана, серьезных коллизий не происходит.

      В ряде случаев, например в целях public relations, ролевой или статусный конфликт делают специально.

      "Бытует  мнение, что герои реалити-шоу  - люди не вполне нормальные. На  самом деле, они отличаются от  большинства лишь тем, что все  они сверхэкстраверты и относятся  к так называемым демонстративным  личностям. Без внимания окружающих они вянут, как цветы без солнца. Они «экспонируют» себя постоянно. У них сильно выражена тяга к новому, они жаждут риска и приключений. [...] Ассистентов, ведущих кастинг, предупреждают: «Если кого-то из соискателей вам хочется прогнать, вот он-то в шоу и нужен». [...] Зрители смотрят реалити в психотерапевтических целях - чтобы понять, что они не хуже других. Многомиллионный приз выигрывает не самый умный или ловкий, а, как правило, самый заурядный - середняк. Жанр реалити-шоу стал полем социальных экспериментов. Например, в Германии идет «Большой брат - деревня». Участники поделены на три группы: богатых, бедных и середняков. То, как меняются взаимоотношения между героями при изменении статуса, - предмет интереса в этом шоу. Похожее реалити под названием «Империя» скоро покажут на «Первом канале». О том, как жизнь семьи зависит от ее материального положения и социальных установок женщины,- английское реалити-шоу Wife Swap. Это программа, в которой на неделю меняются местами жена банкира и жена шахтера. Каждая в результате извлекает свои уроки. Российская версия шоу скоро будет показана на канале ТНТ". 
Бабяшкина А., Как устроено реалити-шоу, журнал "Всё ясно", 2005 г., N 46, с. 29-30.
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Авксентьев В.А. Этнополитические конфликты: история типология.//Социс,1993,№9.
  2. Дружинин М.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д.. Введение в теорию конфликтов.М.,1989.
  3. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта в динамике массового сознания.//Социс,1998,№8.
  4. Зигерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов.М.,1990.
  5. Кравченко И.И. Введение в исследование политики. – М., 1998.
  6. Макеев А.В. Политология. – М., 2000.Пугачев В.П., Соловьев А.И
  7. Политология. Раздел VIII. Тема 15.www.Imp.rudn.ru/ffec/polit/p15.html
  8. Социология: Учеб. Пособие для студентов вузов. Под общ. ред. А.Н.Елсукова,5-е изд., Мн.: ТетраСистемс,2004
  9. Основы социально-гуманитарных наук. Учебно-методический комплекс: Учеб. метод. пособие/ авт. сост. Г.И. Бабко и др., Мн.: Выш.шк., 2005
  10. Политология. Учеб. метод. комплекс. П.И.Бондарь, Ю.П. Бондарь, Мн.: Аверсэв, 2003
  11. Политология: учеб. пособие/ Н.Н. Белякович – 3-е изд., перераб. и доп. Минск: Дикта, 2008

Информация о работе Причины, условия, типология социальных конфликтов