Президент Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент. Появление института президентства в современном мире обязано Конституции США 1787 г., которая впервые ввела его в систему органов государственной власти и впервые закрепила институт выборного главы государства.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Президент РФ1.doc

— 41.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

     Контрольная работа

     по  дисциплине «Административное право»

     на  тему «Президент Российской Федерации» 
 
 
 
 
 

      В системе органов государственной  власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент. Появление института президентства в современном мире обязано Конституции США 1787 г., которая впервые ввела его в систему органов государственной власти и впервые закрепила институт выборного главы государства.

      Правовое  положение президента в отличие  от главы государства в монархических странах определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый конституцией срок, внутри страны и на международной арене президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и наконец, существует принцип ответственности президента, в отличие от отсутствия принципа ответственности монарха.

      В Конституции РСФСР устанавливалось, что президент избирался сроком на 5 лет путем прямого голосования избирателей, и одно и то же лицо не могло избираться президентом более двух сроков подряд. 12 июня 1991 г. всеобщим голосованием первым президентом России был избран Б.Н.Ельцин. На момент вступления в силу новой Конституции РФ (25 декабря 1993 г.) ранее избранный президент уже занимал этот пост первый срок. Конституция 1993 г. установила, что полномочия первого президента РФ продолжаются до истечения срока, на который он был избран, т.е. до 12 июня 1996 г., а его полномочия и правовое положение уже регулируются нормами конституции 1993 г.

      В июне 1996 г. состоялись новые очередные  выборы президента Российской Федерации. По результатам второго тура голосования  победил Б.Н.Ельцин и вновь занял  пост президента на второй срок (на 4 года) до 2000 г. 31 декабря 1999 г. президент Б.Н.Ельцин досрочно ушел в отставку со своего поста и исполняющим обязанности президента РФ стал председатель Правительства РФ В.В.Путин. На досрочных президентских выборах 26 марта 2000 г. В.В.Путин был избран новым Президентом Российской Федерации. Вступил в должность 7 мая 2000 г. 14 марта 2004 года избран президентом Российской Федерации на второй срок. Вступил в должность 7 мая 2004 года. 7 мая 2008 года передал власть избранному президенту Дмитрию Медведеву.

      От  чисто президентской республики Россия отличается наличием отдельного конституционного поста председателя Правительства, что, однако, не препятствует некоторым российским исследователям относить Россию к чисто президентским республикам. Президент РФ как в чисто президентской республике избирается на свою должность независимо от парламента, прямым голосованием избирателей, что ставит Президента РФ фактически в независимое от парламента и других государственных органов положение. Общей закономерностью всех республик, в том числе и в России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны. В отличие от французской модели, где правительство формируется на основе парламентского большинства, в России президент фактически формирует Правительство без учета расстановки политических сил в Государственной Думе.

      Конституционные должности Президента заключаются  в том, что он является главой государства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и Председателем Совета Безопасности РФ.

      Полномочия  Президента в зависимости от их правовой специфики можно подразделить на несколько групп. Первая группа полномочий носит общий характер и отражает положение президента как главы  Российского государства. Прежде всего, Президент выступает в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это значит, что Президент сам должен действовать только в рамках Конституции, не нарушать Конституцию и действующее законодательство, его деятельность должна быть направлена на осуществление и гарантии прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, как глава государства, он имеет право контроля за соблюдением Конституции и действующего законодательства органами государственной власти и управления. Это выражается в том, что Президент имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании актов Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ несоответствующими Конституции и о прекращении их действия. Акты же исполнительных органов Федерации (Правительства) Президент может прямо отменить, а акты исполнительных органов власти субъектов РФ - приостановить.

      Президент как глава государства вправе оценивать деятельность подотчетных  ему органов (Правительства, Совета Безопасности, администрации) с точки  зрения защиты ими прав и свобод человека и гражданина, а также тех структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначениях (Генеральный прокурор РФ, высшие суды РФ). Как глава государства он вправе отстранить от должности любых подотчетных ему должностных лиц и назначить новых. Эти его назначения и отстранения от должности не требуют утверждений какими-либо другими государственными органами.

      Президент имеет право вносить предложения  о поправках к Конституции, о  проектах законов, затрагивающих вопросы  правового положения граждан. Президент  активно совместно с Правительством участвует в подготовке проекта государственного бюджета, а следовательно, оказывает влияние на социальное положение граждан Российской Федерации, реализацию их социально-экономических прав.

      Важнейшая функция Президента как главы государства заключается в охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ. Как глава государства он является главой всей Федерации. В настоящее время территориальная целостность РФ включает в себя не только внешний аспект (т.е. защиту от внешней агрессии), но и внутренний аспект. Как известно, в Конституции РФ нет упоминания о суверенитете республик, входящих в состав Российской Федерации, однако многие республики провозгласили в своих конституциях республиканский суверенитет, что находится в прямом противоречии с нормами Конституции РФ. Поэтому деятельность Президента как главы всей Федерации направлена на сохранение и укрепление единого правового пространства в РФ, четкого разграничения полномочий РФ и ее субъектов, соблюдение федеральных законов и их верховенства по отношению к законам субъектов Федерации.

    Президент обладает значительными полномочиями в области внешней политики. Прежде всего, он осуществляет общее руководство  внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

    И наконец, полномочия Президента в области  гражданских прав. Президенту как  главе государства предоставлено исключительное право решения вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища. От имени государства Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

    При осуществлении своих полномочий Президент издает два вида актов - указы и распоряжения. Указы могут быть нормативного и ненормативного характера. Указы нормативного характера принимаются по общим вопросам, затрагивающим определенный наиболее важный круг общественных отношений. Указы ненормативного характера являются актами индивидуального применения права (например, указы о награждениях). Распоряжения Президента представляют собой акты индивидуального оперативного характера. Все акты, издаваемые Президентом, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, поскольку носят подзаконный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список использованной литературы:

      1. Конституция Российской Федерации. М., Проспект. 1997.

      2. Авакьян С. А. Президент Российской  Федерации: эволюция конституционно-правового  статуса // Вестник Московского  университета. Сер. II. Право. 1998. № 1.

      3. Радченко В. М. Президент Российской  Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8.

      4. Кулябин А. И. Президентство  – лучшая ли это форма исполнительной  власти // Государство и право. 1992. № 8.

      5. Марченко М. Н. Политико-правовой  статус института президента // Вестник  Московского университета. Сер II. Право. 1992. № 2.

      6. Туманов В. А. Быть России  президентской республикой // Российские  вести. 1993. 6 апреля.


Информация о работе Президент Российской Федерации