Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:23, статья
Работа содержит статью по дисциплине "Политология".Дмитриева Лариса Ивановна,
советник Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ, г. Москва
Каждое государство, будь то США с ее более чем 200-летним опытом Президентуры или Конституция V республики во Франции, устанавливает и «оттачивает» институт Президента, приемлемый только для конституционного строя данного государства. Конституция Российской Федерации 1993 года – Конституция переходного периода от одной социальной системы к другой. Полномочия Президента, закрепленные в ней, являются полномочиями переходного периода. Именно этим отличается институт Президента в Российской Федерации от соответствующих институтов в других современных государствах[24].
Качественное своеобразие
взаимоотношений Президента с другими
органами государственной власти и в том
числе с парламентом, взаимообусловливаются
особенностями формы правления в Российской
Федерации.
Совершенно очевидно, что Президент играет
важнейшую роль в политическом развитии
России. Поэтому определение места Президента
в системе органов государственной власти
Российской Федерации помогает не только
вскрыть закономерности реализации принципа
разделения властей, но и сделать вывод
о том, какая разновидность республиканской
формы правления установлена в России
Конституцией 1993 года.
Российскую Федерацию по форме правления
обычно относят к числу полупрезидентских
республик. В самом деле, для организации
и функционирования институтов российской
государственности подобно другим полупрезидентским
республикам характерно наличие сильной
президентской власти, сопрягающейся
с менее выраженным, чем в президентских
республиках, разделением властей. Глава
государства, по существу, де-факто возглавляет
исполнительную власть, хотя формально
и находится вне ее и не уполномочен Конституцией
на ее осуществление. Для принятия ряда
решений, в частности в процессе формирования
Правительства, необходимо согласие главы
государства и главы Правительства.
В действительности, однако, российская
модель, по мнению многих ученых, в частности,
судьи Конституционного Суда РФ Б.С. Эбзеева,
«больше тяготеет к президентской республике,
причем отсутствие политической культуры
и давние традиции авторитаризма, сопрягающиеся
с глубоким расслоением общества и отсутствием
в нем так называемого среднего класса,
не гарантируют общество от тотальной
трансформации отечественной государственности[25]. Поэтому не случайно в обществе
активно обсуждается проблема обновления
действующей Конституции Российской Федерации,
особенно в части, касающейся полномочий
главы государства и его взаимоотношений
с законодательной властью, усиления роли
и значения парламента в политической
системе общества, закрепления его контрольных
полномочий.
В этой связи теоретическое
осмысление института Президента в
свете его взаимоотношений с законодательной
властью, актуальная задача современной
конституционно-правовой науки, имеющая
также важное практическое значение. От
успешного ее решения во многом зависит
повышение действенности государственной
власти, стабильности политических институтов,
гарантированности прав и свобод человека
и гражданина.
В заключении, хотелось бы остановиться
на еще одном важном моменте. Речь идет
о том, чтобы гарантировать общество от
его превращения в заложника собственного
неадекватного выбора, ибо личность главы
государства в России неизбежно накладывает
отпечаток на характер его конституционных
полномочий и формирующийся в стране политический
режим.
В этой связи, уместно, на наш взгляд, процитировать
суждение известного русского ученого
П.А. Сорокина о природе организации власти
в президентской республике (на примере
Соединенных штатов Северной Америки).
В частности, автор, утверждая, что «объем
власти президента здесь (в смысле президентской
республике) так велик, что ему мог бы позавидовать
любой конституционный монарх»[26], тем не менее, аргументировано
формулирует те факторы, которые, по его
мнению, полностью исключают возможность
скатывания к диктатуре, относя к таковым:
- такое устройство американской
республики, которое «направлено
на то, чтобы не дать какой-либо
одной власти усилиться
- высокое политическое воспитание американских
граждан;
- «высокое чувство ответственности перед
страной, присущее президентам этой республики» [27].
Казалось бы, последний
названный фактор имеет явно субъективный,
отвлеченный от реальной жизни, характер.
Но, очевидно, дело здесь не в том, что в
силу каких то необъяснимых обстоятельств
президентами США становились исключительно
высокоморальные, ответственные люди,
а в том, что весь ход истории США, политический
фон и высокий уровень политической активности
ее народа вкупе с реально осуществленным
и формально закрепленным принципом разделения
властей, создали тот надлежащий механизм,
который постоянно корректирует поведение
того или иного политического лидера,
включая и президента страны. В этой связи
хотелось бы отметить, что в современных
условиях развития российской государственности,
которая с большим трудом пытается избавиться
от значительного наследия авторитаризма,
два последних фактора, сформулированные
еще в начале ХХ века П.А. Сорокиным, имеют
огромное значение. В этой связи необходимо
отметить, что ход истории уже неоднократно
доказывал, что формально-юридическое
закрепление демократических институтов,
прав и свобод человека и т.п. не является
стопроцентной гарантией от авторитаризма.
В частности, это произошло и в рамках
«самой демократичной» Конституции СССР
1936 года, режимов Франко и Муссолини в
Испании и Италии.
На опасности, казалось бы, одной из самых
совершенных форм правления в свое время
обращал внимание и Ш.Л. Монтескье, по мнению
которого: «чрезмерная власть, внезапно
представленная в республике гражданину,
образует монархию и даже больше, чем монархию»[28]. В основу этого утверждения
положены весьма глубокие выводы, открывающие
сущность одного из возможных подводных
камней республиканской формы правления,
и прежде всего, ее президентской разновидности:
«в монархии законы охраняют государственное
устройство или приспосабливаются к нему,
так что тут принцип правления сдерживает
государя; в республике же гражданин, завладевший
чрезвычайной властью, имеет гораздо больше
возможностей злоупотреблять ею, так как
тут он не встречает никакого противодействия
со стороны законов, не предусмотревших
этого обстоятельства[29]. Представляется, что именно
данный сценарий имел место в последние
годы нахождения у власти Президента Ельцина,
когда фактически бесконтрольное поведение
Президента привело к росту коррупции
в высших эшелонах власти, расхищению
собственности в рамках приватизации,
фактической узурпации власти узким кругом
лиц, приближенных к президенту. Это стало
возможным благодаря тому, что внешне
стройная система функционирования государственной
власти по Конституции 1993 года, которая
могла бы быть адекватной для государств
с длительными демократическими традициями,
оказалась недостаточно эффективной в
условиях посттоталитарной России и не
смогла выдвинуть серьезных аргументов
против тех возможных процессов, которые
могут иметь место и в государствах с республиканской
формой правления, о которых предупреждал
Монтескье. В связи с этим, думается, что
преодоление гражданской индифферентности,
формирование механизма постоянного общественного
контроля над всеми органами публичной
власти – одно из объективных условий
утверждения народовластия на деле и возращения
государству его истинных целей.
Таким образом, проведенное
исследование позволяет сделать
следующие выводы: действительно принцип
разделения властей, воплощенный в Конституции
1993 г., имеет свою, так называемую, «российскую»
специфику. И это связано с рядом объективных
обстоятельств, среди которых основными,
на наш взгляд, являются: 1) сложности так
называемого переходного периода, которые
как в политической, так и в экономической
среде требовали значительной концентрации
власти в одних руках; 2) зачаточный характер
большинства демократических институтов
вкупе с разбалансированным и неустойчивым
характером политической системы; 3) наличие
значительного влияния прежней идеологии
на политическую природу и обстоятельства
формирования института Президента; 4)
отсутствие реального опыта организации
государственной власти на основе принципа
разделения властей, и, соответственно,
наличие сложностей в определении места
Президента в системе ветвей власти.
Тем не менее, как показывает практика,
Россия медленно, но неуклонно движется
по пути построения демократического
правового государства с характерным
для него верховенством права и разделением
властей. И вместе с этими процессами происходит
становление и конституционное развитие
института Президента Российской Федерации
с присущими этому развитию проблемами
и противоречиями.
[1] Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко – М., МГУ, 1999. С. 205.
[2] См.: Шелдон Г. Политическая
философия Томаса Джеферсона. – М., 1996.
С. 37-42.
[3] Локк Дж. Два трактата о правлении.
Соч. в 3-х т., Т. 3 – М., 1998. С. 347.
[4] Там же. – С.339.
[5] Там же. – С. 341.
[6] Теория государства и права / Под ред. Хропанюка В.И. – М., 1999. С. 289.
[7] Указ. соч. – С. 289.
[8] Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. – М., 1955. С. 298.
[9] Монтескье Ш.Л. Указ. Соч. – С. 298.
[10] Н.И. Лазаревский писал: «По
существу своему принципы конституционного
строя могут быть сведены к следующим
трем основным началам: 1) разделение властей;
2) народное представительство и 3) права
гражданской свободы» (см.: Лазаревский
Н.И. Лекции по русскому государственному
праву. Т. 1. – СПб., 1910. С.4.).
[11] См.: Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное
право в связи с основными началами общего
государственного права. – М., 1908.
[12] Гессен В.М. О правовом государстве.
Теория государства и права. Хрестоматия.
/ Под ред. Хропанюка В.И. – М., 1999. С. 272.
[13] Гессен В.М. Указ. Соч. – С. 277.
[14] Коркунов Н.М. Совместность властвования. Теория государства и права. Хрестоматия / Под ред. Хропанюка В.И. – М., 1999. С. 289-290.
[15] Коркунов Н.М. Указ. соч., С. 295.
[16] См.: Кузнецов И.Н. Законодательная и исполнительная деятельность высших органов власти. – М., 1965. С. 29.
[17] См.: Лазарев Б. «Разделение властей» и опыт Советского государства // Коммунист. – 1988. № 16.
[18] Напр.: Окуньков Л.А. Президент
Российской Федерации. Конституция и политическая
практика. – М., 1996. С. 5; Радченко В.И. Президент
РФ в системе разделения властей. Дисс.
канд. юрид. наук. – Саратов, 1995. С. 8.
[19] См.: Баглай М.В. Конституционное
право Российской Федерации. М., 1998. С. 131,
132; Комментарий к Конституции Российской
Федерации. / Отв. Ред. Л.А. Окуньков. – М.,
1996. С. 354, 355; Проблемы теории государства
и права. М., 1999. С. 238.
[20] Напр.: Чиркин В.Е. Конституционное
право: Россия и зарубежный опыт. – М.,
1998. С. 374; Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное
право России. – М., 199. С.342; Конституция
Российской Федерации: Научно-практический
комментарий. / Под. Ред. Акад. Б.Н. Топорнина.
С. 470.
[21] Напр.: Боер В.М., Городинец Ф.М.,
Григонис Э.П. и др. Правовое государство:
реальность, мечты, будущее. / Под общ. ред.
В.П. Сальникова. – СПб., 1999. С. 164-165; Кайнов
В.И. Институт президентства: конституционно-правовой
статус. Дисс. доктора юрид. наук. – СПб.,
1999. С. 57; Конституция Российской Федерации:
Проблемный комментарий. / Отв. Ред. В.А.
Четвернин. – М., 1997. С. 88.
[22] См.: Энтин Л.М. Разделение властей:
опыт современных государств. – М., 1995.
С. 168; Кичалюк О.Н. Акты Президента Российской
Федерации (конституционно-правовой аспект).
Дисс. ... канд. юрид. наук. – Саратов. 1999.
С. 98.
[23] См.: Котенков А.А. Конституционно-правовые основы, практика и проблемы повышения эффективности взаимодействия Президента РФ с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческой сфере. дисс. канд. юрид. наук. – М., 1998. С. 19.
[24] Радченко В.И. Президент в Конституционном строе Российской Федерации. М. 2000. С. 56.
[25] См.: В предисловие к монографии Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. – Саратов, 2000. С. 6.
[26]См.: Сорокин П.А. Формы государства. В хрестоматии Теория государства и права / Под ред Хропанюка В.Н. – М., 1998. С. 246.
[27] Сорокин П.А. Указ. соч. – С. 251.
[28] См.: Монтескье Ш.Л. О духе законов. Кн. II. – М.: Мысль. 1999. С.22.