Президент и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 03:11, реферат

Описание работы

Эта российская особенность отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную партийно-государственной номенклатуре. Судебная власть призвана поддерживать систему правового регулирования в обществе, защищать права и свободы человека. Она обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать мощным фактором взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти.

Работа содержит 1 файл

пр.docx

— 17.14 Кб (Скачать)

     В российском поле взаимодействия ветвей власти речь идет, как правило, о законодательной (представительной) и исполнительной. О судебной власти как одной из ветвей государственной власти, ее месте и роли в системе властей говорят и пишут мало.

     Эта российская особенность отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную партийно-государственной  номенклатуре. Судебная власть призвана поддерживать систему правового  регулирования в обществе, защищать права и свободы человека. Она  обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать  мощным фактором взаимозависимости  и взаимодействия различных ветвей власти.

     В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов  Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов РФ. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от Президента выдвижения той или иной кандидатуры — это было бы нарушением принципа разделения властей.

С этими  полномочиями тесно связано и  право 

     Президента  влиять на назначение Генерального прокурора  РФ. В соответствии с Федеральным  законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту  должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Так же президент РФ осуществляет помилование. 
 
 
 

 
В США назначение судей производится Президентом "с согласия с Сената". Сенат активно участвует в назначении членов Верховного суда, тщательно рассматривая каждую кандидатуру, а членов других судов обычно утверждает списком. Как правило, Сенат отклоняет примерно каждого 5 кандидата в Верховный суд и каждого 20 - в иные суды..  
 
В истории США известен случай острой конфронтации между Верховным судом и Президентом. В период "нового курса" Рузвельта Верховный суд поначалу отказался содействовать реформам, проводимым Президентом. Он неоднократно выражал враждебное отношение к административным учреждениям и выступал против широкой делегации законодательных полномочий исполнительной власти. Пиком этой конфронтации явилось решение Верховного суда о неконституционности Акта "О национальном промышленном возрождении", который являлся одним из краеугольных камней рузвельтовской программы. У Президента возник план "укомплектации" суда посредством увеличения его численности. Рузвельт хотел назначить новых судей, более похожих на него, которые смогли бы нейтрализовать "девять стариков". Но план "укомплектации" суда был атакован со всех сторон как угроза независимости судей и всей американской системе. Президенту пришлось отказаться от своей идеи. Он был переизбран на 4-й срок, и "девять стариков" просто не смогли его пересидеть *193, с. 102, 157*.  
 
"Слабость" Президента в парламентарной республике проявляется и в вопросах формирования судебной власти. Так, в ФРГ Федеральный конституционный суд формируется поровну Бундестагом и Бундесратом, а Президент назначает и увольняет всех остальных федеральных судей. "Смешанная" система правления дает различные варианты участия главы государства в формировании судебной системы.  
 
Во Франции Президент и председатели палат парламента назначают по 3 члена Конституционного совета. Председатель Конституционного совета назначается главой государства. Конституцией Франции 1958 года предусматриваются и так называемые "пожизненные" члены Конституционного совета, которыми становятся все бывшие президенты страны. Институт "пожизненных" членов был задуман как достойная отставка для главы государства - последнего Президента IV Республики В.Коти, который значительно облегчил приход к власти де Голля.  
 
Из бывших президентов только главы IV Республики В.Ориоль и Р.Коти участвовали в работе Конституционного совета. Президент V Республики В.Жискар д'Эстен не участвовал в работе совета, поскольку был депутатом Национального собрания и рассматривался как бы находящимся "в отпуске" *94, с. 57-58*. Президент Франции является гарантом независимости судебной власти и возглавляет Высший совет магистратуры.  
 
В отличие от США и Франции, полномочия Президента России по формированию судебных органов весьма ограничены. Глава государства только представляет Совету Федерации членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и назначает судей других федеральных судов.

Наибольшее влияние на судебную власть среди рассматриваемых стран оказывает Президент Беларуси, поскольку он назначает единолично 6 из 12 судей Конституционного Суда, с согласия Совета Республики - Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда. В то же время освобождение от должности Председателя и судей вышеназванных судов Президент осуществляет единолично с последующим уведомлением Совета Республики (см. Прил. 1.).

Краткие выводы  
 
1. В президентской республике (США) глава государства является одновременно и главой исполнительной власти, и вся полнота этой власти принадлежит ему. Президент оказывает решающее воздействие на формирование и деятельность правительства. В законодательной сфере возможности Президента существенно ограничены, поскольку все законодательные полномочия принадлежат парламенту. Участие Президента в законодательном процессе реализуется в основном посредством права вето и ежегодных посланий к Конгрессу. Формирование судебных органов относится к числу так называемых "разделенных полномочий" между главой государства и парламентом.  
 
2. В парламентарной республике (ФРГ) Президент осуществляет церемониальные и представительские функции и фактически не оказывает влияния на функционирование основных государственных органов. Его политическая роль возрастает в случае глубокого правительственного или государственного кризиса, поскольку Президент является "хранителем политики" и обеспечивает преемственность государственной власти.  
 
В полупрезидентской республике полномочий президента меньше, в сфере высшей исполнительной власти чем в президентской,но гораздо обширнее в законодательной. Однако, если во Франции правительство формируется с учетом расстановки политических сил в парламенте и ответственно перед ним, то в Беларуси и России правительство в своей деятельности больше зависит от Президента, чем от парламента, что позволяет характеризовать систему правления Беларуси и России как президентскую "смешанную" систему, или "смешанную" систему с сильным Президентом.  
 
Таким образом, можно констатировать, что объем полномочий Президента в системе разделения властей является производным от существующей системы правления. Вместе с тем в рамках каждой системы существуют различные вариации. Наибольшим динамизмом отличается "смешанная" система, поскольку представляет собой различные комбинации набора элементов основных систем президентской и парламентарной
.  

Информация о работе Президент и судебная власть