Президенство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:17, доклад

Описание работы

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.

Работа содержит 1 файл

президенство в россии.docx

— 18.19 Кб (Скачать)

Институт  президентства в  России

В современных  условиях типичным главой государства  с республиканской формой правления  является президент. Институт президентства  представляет собой неотъемлемый элемент  политической системы в 150 странах  мира. Он существует во многих странах  Европы, Азии, Африки, Северной и Южной  Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей  разновидностью республиканской формы  правления, и в зависимости от этого качественно различными будут  статус и полномочия президента в  этом государстве.

Термин “президент”  происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании.

Исторически родиной  президентства были США, где президент  в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.[1]

Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы  Президента позволяют ему оказывать  огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических  странах на него возлагается функция  ведущего гаранта стабильности основ  конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института  в российскую государственную систему  было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года, а 12 июня того же года всеобщим голосованием на этот пост был избран Б. Н. Ельцин. В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране.[2]

В законе “О Президенте РСФСР” от 24 апреля 1991 г. было всего 11 статей. Некоторые из них аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение. В этом законом Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР. Таким образом, статус Президента складывался из 2 основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти. Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 г., привел к принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента. Закон “О Президенте РСФСР” был признан указом Президента недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции.

Конституция 1993 г. установила новую систему органов  государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской  республики, где президент совмещает  в одном лице пост главы государства  и главы правительства. Выбор  был сделан в пользу французской  модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства.[3]

Таким образом, пост Президента является новшеством для Российской Федерации. Поэтому  анализ института президентства  в системе государственной власти России представляет собой актуальное направление в государственно-правовых исследованиях.

Целью моей работы было охарактеризовать статус Президента Российской Федерации, порядок проведения его выборов и полномочия Президента в различных сферах; выявить особенности института президентства в России и сделать вывод о значении этого института в политической жизни государства.  

Заключение

Институт президентства  существует в России еще очень  недолго, но с момента его создания вызывает непрерывные дискуссии. Нужен  ли России этот институт? И если нужен, то в каком виде? В обществе еще нет однозначного его понимания. Российский институт президентства в его современном виде имеет как сторонников, так и противников.

Сторонники данного  института убеждены в необходимости  сильной централизованной власти в  стране в период реформ. “Президентский вариант” разделения властей в государстве  считается оптимальным вариантом  для стран с переходной экономикой.[55] Сильная власть, сосредоточенная  в одних руках, позволяет эффективно управлять и предупреждать возникновение  политических конфликтов. Она необходима для обеспечения единства государственной  власти. Недостатки существующей формы  правления объясняются тем, что  президентской власти приходится действовать  в сложных условиях, на неблагоприятном  социальном фоне.

 В то же  время, среди исследователей в  области права, как и среди  политических деятелей, есть много  противников института президентства  в современном его виде. Основной  недостаток Конституции 1993 года  многие видят в том, что она  была ориентирована на конкретные  обстоятельства, сложившиеся в связи  с политическим конфликтом в  государстве и принята в результате  силового разрешения этого конфликта.  Кроме того, по их мнению, Конституция  была смоделирована под конкретного  политического лидера. Следствием  всего этого явилось формирование  государственной системы, где  Президент обладает чрезмерно  сильной властью, позволяющей  ему проводить радикальные реформы,  а парламент ослаблен, и поэтому  принцип разделения властей не  реализован. Установленная Конституцией  конструкция власти служит источником нестабильности политического режима, т. к. система сдержек и противовесов не эффективна. Объединение многих властных полномочий в одном институте порождает коллизии и напряженность во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти. 
 

Информация о работе Президенство в России