Преступления против власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Объектом преступного посягательства являются общественные отношения в сфере сохранения и защиты государственной тайны.
Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками:
а) деянием (действием или бездействием), связанным с нарушением конкретных правил обращения с предметами и документами, составляющими государственную тайну;
б) последствием (утратой указанных предметов и документов и наступлением тяжких последствий);

Содержание

1 Утрата документов, содержащих государственную тайну 3
2 Злоупотребление должностными полномочиями 6
Список использованных источников 10

Работа содержит 1 файл

ПРест. против гос. власти.docx

— 23.75 Кб (Скачать)

Содержание

 

1 Утрата документов, содержащих  государственную тайну                             3

2 Злоупотребление должностными  полномочиями                                           6

Список использованных источников                                                                 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Утрата документов, содержащих государственную тайну

 

Объектом преступного  посягательства являются общественные отношения в сфере сохранения и защиты государственной тайны.

 Объективная сторона  состава преступления характеризуется  тремя признаками:

а) деянием (действием или  бездействием), связанным с нарушением конкретных правил обращения с предметами и документами, составляющими государственную  тайну;

б) последствием (утратой  указанных предметов и документов и наступлением тяжких последствий);

в) наличием причинной связи  между указанным деянием и  последствиями.

Документ - это текстовые  и иные графические материалы  официального характера, т.е. облеченные в установленную форму, имеющие  регистрационный номер, гриф секретности, особый порядок составления, хранения, выдачи и уничтожения. Предмет - все  остальные носители, сведения о которых  содержат государственную тайну. К  ним могут быть отнесены сырье, оборудование, материалы и изделия, энергоносители, видео-, аудиоматериалы и т.п. Как  и документы, такие предметы имеют  особый порядок создания, регистрации, хранения и уничтожения.

 Под утратой документов  и предметов следует понимать  их противоправный выход из  владения ответственного лица, в  результате которого наступили  тяжкие последствия. Уничтожение  предметов и документов, составляющих  государственную тайну, не образует  утраты, поскольку в этом случае  исключается возможность ознакомления  с ними посторонних лиц.

Вышедшим из владения признается документ или предмет в случае, когда он отсутствует в месте  его постоянного хранения, у ответственного лица, и нет сведений о его передаче другому лицу или уничтожении.

Правила обращения с указанными предметами и документами регулируются ФЗ (например, Законом РФ "О государственной  тайне"), а также иными нормативными актами.

 Нарушение правил обращения  означает отступление от правил  обращения с содержащими государственную  тайну документами и предметами  или их полное игнорирование.  Для наступления УО необходимо  установить, какие конкретно правила  обращения и какие конкретно  пункты правил нарушены виновным (например, работа с секретными  документами не в установленном  месте, нарушение правил их  передачи и т.п.).

 Наличие причинной  связи между нарушением правил  обращения, с одной стороны,  и утратой предметов и документов, повлекшей тяжкие последствия  - с другой, заключается в прямой  зависимости между фактом нарушения  правил и фактами выхода предмета  или документа из владения  данного лица и наступлением  указанных последствий. В противном  случае состав преступления отсутствует.

 Не всякое нарушение  правил обращения с секретными  документами и предметами является  причиной их последующего выхода  из владения (например, неопечатывание  сейфа, из которого в последующем  произошло хищение секретных  документов, не находится в связи  с хищением, так как лицо не  могло его предотвратить).

 Тяжкие последствия  - оценочное понятие (см. коммент.  к ст. 283).

 Субъективная сторона  состава преступления определяется  неосторожной виной. Лицо предвидело  возможность наступления общественно  опасных последствий, но без  достаточных оснований самонадеянно  рассчитывало на их предотвращение (совершение преступления по легкомыслию)  или лицо не предвидело возможности  наступления таких последствий,  хотя должно было и могло  эти последствия предвидеть (преступная  небрежность).

 Субъект преступного  посягательства специальный - лицо, имеющее допуск к государственной  тайне, т.е. ответственное за  сохранность предмета (документа), либо допущенное к государственной тайне лицо, которому данный предмет или документ был передан по службе или работе.

 Преступление относится  к категории средней тяжести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Злоупотребление должностными полномочиями

 

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) относится к  числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих  обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285 УК, оно становится тяжким преступлением.

Закон определяет злоупотребление  должностными полномочиями как использование  должностным лицом своих служебных  полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной  или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение  прав и законных интересов граждан  или организаций либо охраняемых законом интересов общества или  государства.

Злоупотребление должностными полномочиями. Квалификация статьи и  сроки наказания за преступление

Статья 285 УК РФ, постановление  Пленума Верховного суда от 30.03.1990 г. и другие нормативные постановления  и акты, призваны бороться с создавшимся  положением.

Использование должностным  лицом своих служебных полномочий с корыстной или другой личной заинтересованностью, которое повлекло за собой существенное нарушение  интересов и прав организаций  или граждан, а так же нарушение  охраняемых законом интересов государства  или общества трактуется согласно статье 285 УК РФ, как злоупотребление должностными полномочиями.

Субъектом данного преступления является должностное лицо, которое  занимает соответствующую должность  в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных  и государственных учреждениях, любых воинских формированиях РФ и Вооруженных силах. Помимо этого  в некоторых случаях государственные  служащие, которые не являются должностными лицами, так же могут подпадать  под действие статьи 285 УК РФ.

Объектом данного преступления являются государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные  и государственные учреждения, воинские формирования и Вооруженные Силы РФ. Согласно статье 285 УК РФ объектами  преступления не могут быть хозяйственные  общества и товарищества, потребительские  и производственные кооперативы  и другие организации, не имеющие  отношение к государственной  и муниципальной форме собственности, к ним можно отнести и иностранные  организации и фирмы.

Состав преступления злоупотребление  должностными полномочиями заключается  в использовании должностным  лицом своих служебных полномочий вопреки интересам организации  или службы, в которой он работает. Важным аргументом в привлечении  должностного лица к ответственности  по статье 285 УК РФ является наличие  корыстного или другого умысла. То есть должностное лицо, имея желание  незаконно получить имущество, деньги, материальные блага или другую имущественную  выгоду, а так же повысить свой авторитет, получить должность, при этом осознает противоправность своих действий или  бездействия, но продолжает незаконную деятельность.

Не может быть признано, как злоупотребление должностными полномочиями, использования действий лицом, которые не связаны с его  обязанностями и правами по службе. Трактовка ст. 285 УК РФ признает воздействие  должностного лица своим авторитетом, аморальным и порицаемым действием, не влекущим за собой уголовную ответственность.

Преступление считается  оконченным, когда действия должностного лица, которые совершены вопреки  интересам службы, повлекли за собой  значимое нарушение законных интересов  и прав граждан или организаций, или других интересов общества и  государства, охраняемых законом.

Вред от противоправных действий должностного лица может выражаться в подрыве авторитета соответствующего органа, причинении материального вреда  или другого ущерба. Помимо этого  создание сбоев и помех, нарушающих работу органа, сокрытие тяжких преступлений, нарушение общественного порядка, к которым привели действия должностного лица, так же подпадают под определение нанесенного вреда.

Наказание за злоупотребление  должностными полномочиями:

арест на срок до 6 месяцев;

штраф в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда;

штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного  за период от 1 до 2 месяцев;

лишение права занимать должности  определенного ранга или заниматься определенной деятельность – до 5 лет;

лишение свободы на срок до 4 лет.

Лицо, занимающее государственную  должность РФ или государственную  должность субъекта РФ, либо являющееся главой органов местного самоуправления за злоупотребление своими должностными полномочиями понесет наказание  в виде:

лишения свободы на срок до 7 лет (дополнительным наказанием может  являться лишение права занимать должности определенного ранга  или заниматься определенные деятельностью  на срок до 3 лет);

штрафа в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда (альтернативное наказание заключается  в назначении штрафа в размере  дохода или заработной платы осужденного  за период до 8 месяцев).

Лица, занимающие государственную  должность РФ – президент РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, Председатель Правительства РФ, министры, депутаты и иные высшие должностные  лица РФ.

Лица, занимающие государственную  должность субъекта РФ – руководители органов исполнительной и законодательной  власти субъектов РФ, судьи, министры, депутаты и т.д.

 

Злоупотребление должностными обязанностями, повлекшее за собой  тяжкие последствия, карается лишением свободы на срок до 10 лет. Обязательным дополнением к данному наказанию  является лишение права заниматься определенной деятельностью или  занимать должности определенного  ранга на срок до 3 лет.

К тяжким последствиям данного  преступления относится материальный ущерб, исчисляемый в денежном выражении  и имеющий большие объемы, и  другой вред расцененный судом, как  значительный.

Должностное лицо, допустившее  должностное злоупотребление, но при  этом действовавшее в условиях исполнения обязательного распоряжения или  приказа, а так же правомерно обоснованного  риска – уголовной ответственности  не подлежит.

Отсутствие у должностного лица корыстного мотива или личной заинтересованности, переквалифицирует  злоупотребление должностными полномочиями в дисциплинарный проступок. Обязательным условием переквалификации является не существенное нарушение интересов  и прав граждан или организаций, интересов государства и общества, охраняемых законом.

Закон многогранен, одна неверная трактовка и превышение служебных  полномочий, которое по составу следует  отнести к статье 286 УК РФ, переходит  в разряд злоупотреблений должностными полномочиями (статья 285 УК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237

2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями 13 февраля 2009 г.) // Информационно-справочная система "ГАРАНТ" (по состоянию на 24.05.2009).

3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 14 марта 2009 г.) // Информационно-справочная система "ГАРАНТ" (по состоянию на 24.05.2009).

4.Исаев И.А. История государства и права России. М., Дрофа. 2008. 222с.

5.Козаченко И.Л., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть. М., НОРМА-ИНФРА-М. 2007. 604 с.

6.Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., Норма. 2007. 232 с.

7.Ляпунов Ю.И. Уголовное право России. М., Новый юрист. 2007. 558 с.

8.Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 2007. 486 с.

 


Информация о работе Преступления против власти