Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:02, доклад
Cтратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которую 12 мая 2009-го утвердил своим указом президент Дмитрий Медведев, — документ, призванный стать концептуальной базой для решения весьма важных задач.
1. Размышления о стратегии национальной безопасности России.........................................................................................3
2. Переосмысление понятия………………………………………………………………..4
3. Источники национального кризиса…………………………...…..5
4. Внешний аспект………………………………………………………6
5. Заключение……………………………………………………………8
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ
ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Научный доклад
по предмету политология
На тему:
«Преодолеть
национальный кризис»
Выполнил: студент ИММиБ, гр. УП-22
Семенова Елена
Проверил: преподаватель социологии,
Политологии Шарыпова
Валентина
Александровна
Красноярск, 2009
Содержание
- Размышления о стратегии национальной безопасности России
Cтратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которую 12 мая 2009-го утвердил своим указом президент Дмитрий Медведев, — документ, призванный стать концептуальной базой для решения весьма важных задач.
С одной стороны, он должен дать ясное представление о том, как власть в самом широком смысле слова — президент, кабинет министров, законодательные органы — намеревается не допустить дальнейшего распада пространства бывшей Российской империи, начавшегося в конце 1980-х — начале 1990-х годов дезинтеграцией Советского Союза.
С
другой стороны, как Россия намерена
обеспечивать свою безопасность в качестве
государства — наследника СССР в новых
условиях.
- Переосмысление понятия
В отличии от устоявшегося в Советском Союзе понятия «государственная безопасность», которое предполагало в первую очередь защиту государственной идеологии, институтов и интересов, «национальная безопасность имеет значительно более объемное и менее агрессивное звучание. В него включается не только (и не столько) концепция безопасности государства, хотя и она является частью «национальной безопасности», сколько понятие безопасности нации, формирующей это государство, его населения, ценностей, институтов, территории, среды обитания и т. д. Словом, безопасность того, чем советская концепция «государственной безопасности» пренебрегала, за что Советское государство и расплатилось распадом.
Поэтому было естественно ожидать, что в новой Стратегии национальной безопасности РФ элемент безопасности государства хотя и сохранится, но займет уже не то доминирующее положение, которое он имел прежде. Учитывая горький опыт СССР, правительство России должно было понять, что безопасность страны можно обеспечить, лишь осуществив комплекс мероприятий, направленных на укрепление безопасности всей нации и — как часть задачи — государственных институтов.
Безопасность же нации раскрывалась достаточно просто: это система мероприятий по решению коренных проблем ее бытия, начиная с таких, как обеспечение населения дешевым и качественным продовольствием, приличным жильем, создание и поддержание эффективной транспортной системы, современных систем здравоохранения и образования, вплоть до проблем занятости населения и качества его жизни. Только при решении этих проблем можно было надеяться на то, что сама нация будет активно противодействовать тенденциям к дальнейшему распаду, откуда бы они ни исходили.
Система
приоритетов и содержание интересов
национальной безопасности России, согласно
этому пониманию, должны были пройти через
процедуру своеобразной корректировки.
Эти общенациональные по масштабам задачи должны были решаться соответствующими политическими механизмами, механизмами демократического характера.
Уже
в силу этих соображений объем и
сложность задач безопасности нуждаются
в более сложном механизме. Он должен поставить
адекватные задачи, мобилизовать ресурсы
нации (не только государственного аппарата,
но и бизнеса, интеллектуального сообщества,
политических партий и движений) на сохранение
ее целостности и жизнеспособности.
Само вызревание этой идеи во многом связано с осознанием того, почему страна вот уже более ста лет не может выйти из критического состояния национальных институтов и выработать окончательную форму своего конституционного строя. Начиная с Манифеста 17 октября 1905-го, Россия шесть раз меняла Конституцию, но так и нет ощущения, что наконец-то найден оптимальный вариант.
И поэтому суть проблемы национальной безопасности России, ее внутреннего содержания — в определении источников и параметров национального кризиса, который уже длительное время переживает страна.
Опора на эту традицию, безусловно, придает значительную упругость российской государственности, но она же ограничивает ее возможности в модернизации страны и в реагировании на кризисы. Поэтому практически на каждом этапе мирового развития, когда от России требуется проявить способность адекватного реагирования на перемены в окружающей среде, она либо безоговорочно отстает (как это было при Николае I или Леониде Брежневе), либо замыкается в самоизоляции.
Содержанием внутренних аспектов национальной безопасности России становится обеспечение ее способности развиваться в унисон с переменами, происходящим в других развитых странах: индустриализация, информатизация, внедрение новых технологий, научный прогресс и т. п. Как только в силу разных причин (бюрократизация, коррупция, засилие спецслужб, беспредел правоохранительных органов) Россия начинает топтаться на месте или же отставать от других государств, она не выдерживает конкуренции и ощущает себя в реально либо потенциально враждебном окружении. Это и ведет к кризису ее институтов и общественного устройства: возникает ситуация «спасайся, кто может», что заканчивается или угрозой распада, или реальной дезинтеграцией.
Таким образом, внутреннее содержание Стратегии национальной безопасности РФ неотъемлемо от ее реакции на мировые события. Пока история позволяла (до эпохи Петра Великого), Россия оставалась в благодушной самоизоляции и даже в эйфории Третьего Рима, но как только исторический процесс привел ее к столкновению с более сильными и более передовыми соседями, модернизация и заимствование зарубежного опыта начали определять содержание ее политики в области безопасности.
.
Если не сделать нужных выводов,
то процесс дезинтеграции, особенно учитывая
размеры России и трудности с управляемостью,
может продолжиться. Поэтому и требуется
такая политика в области национальной
безопасности, в основе которой будет
лежать сочетание целей модернизации,
повышения качества жизни населения, создания
систем эффективного управления (и не
только за счет пресловутых «вертикалей»)
и дальнейшего сращивания России с мировым
рынком и мировой политикой. Таковы, по
всей видимости, должны быть общие параметры
проблемы национальной безопасности нашей
страны.
- Внешний аспект
Справедливости
ради надо сказать, что в новой
Стратегии национальной безопасности
РФ предпринята попытка по-новому, гораздо
более комплексно, взглянуть на феномен
безопасности. В ней много сказано о социально-экономической
составляющей этого понятия, об обеспечении
устойчивого развития общества.
При этом достаточно внимания уделяется необходимости защиты безопасности от внешних угроз. Если учитывать всю историю страны, а также ее опыт в годы холодной войны, ничего удивительного в этом нет.
Россия, с одной стороны, обладает огромной территорией, богатой природными ресурсами, что всегда воспринималось другими странами как вызов, а с другой — она не в состоянии приостановить процесс сокращения численности населения, что в итоге может привести к весьма низким показателям плотности населения…
Поэтому понятно, что защита территориальной целостности как элемент борьбы с перманентным национальным кризисом в России, а также в связи с возможными претензиями со стороны соседей становится одной из важнейших составляющих Стратегии национальной безопасности РФ. Другое дело — как решить этот вопрос.
Переводя опыт Петра Великого на сегодняшний язык, можно сказать, что его модель защиты национальной безопасности была ориентирована на то, чтобы не бояться сделать Россию полноправным участником мировой политики и мирового рынка за счет неизбежного ущемления интересов части российской феодальной верхушки (боярство, высший слой бюрократии) и воспитания в ней нового «дворянства» и нового «купечества».
Следовательно, суть внешнего аспекта обеспечения национальной безопасности России заключается отнюдь не в том, чтобы в очередной раз поручить решение данной задачи исключительно органам безопасности. Необходимо усиленное и углубленное изучение опыта других стран.
Следовательно, те деятели мировой политики и экономики, которые понимают важность оказания поддержки России для общего глобального баланса, являются ее естественными союзниками в обеспечении национальной безопасности.
По сравнению со многими другими державами вопрос о национальной безопасности для России важен вдвойне, если не втройне. Это проблема не только Российской Федерации, но и неизменно более широкого круга государств, судьбы которых в разной степени зависят от того, как пойдут дела на российских просторах. Чем крупнее страна и чем выше ее место в мировой иерархии, тем большее значение имеет состояние ее национальной безопасности для окружающего мира.
В
теории и истории международных
отношений весьма распространено заблуждение
относительно того, что чем крупнее и сильнее
государство, тем большей свободой действий
оно обладает. В принципе все наоборот.
Это относительно небольшая страна может
решить свои проблемы в зависимости от
своих возможностей. А крупная держава
просто обязана следить за ритмом и вектором
мировой политики и соответственно выстраивать
свою индивидуальную стратегию действий.
Иначе она легко может стать объектом
опасений (оправданных или нет — другое
дело) и страхов, подтолкнуть другие страны
к формированию коалиции против себя.
Расширение НАТО должно было бы в этом
смысле преподать урок российскому руководству.
Сильная
и устойчивая Россия, нужна мировому
сообществу как одно из краеугольных оснований
функционирования стабильной и динамичной
системы отношений. И весь фокус в определении
структуры и приоритетов интересов национальной
безопасности России состоит в том, чтобы
согласовать ее законные интересы в строительстве
современной нации с не менее законными
интересами других государств, если они
не противоречат российским. При всей
видимой простоте этой проблемы н£ самом
деле она представляет собой одну из наиболее
сложных и трудноразрешимых задач российской
политики в области национальной безопасности.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать что нашей стране нужно обязательно научиться черпать и изучать усиленно и углубленно опыт других стран, а не подавать пример опыта на собственных ошибках. России необходимо научиться выделять из опыта или ошибок других стран, что-то для себя, для Российского общества. Да проблема представляет собой одну из трудноразрешимых сложных задач, но нужно научиться развивать и развиваться, не стоя на «старте» и бояться снова, ошибиться. Не мало важную роль сыграет привлечение наиболее большого количества естественных союзников которые понимают важность оказания поддержки России для общего глобального баланса. России необходимо меньше остерегаться внешних угроз и во всём видеть угрозу, сосредоточившись на глобальных проблемах нуждающихся в решении и поддержании.