Предмет, задачи и функции политологии. Её место в системе общественных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:36, доклад

Описание работы

Политология – термин дан Аристотелем – наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом. Термин произошел от слов "politika" и "logos" означал в греческом варианте - искусство управлять государством.
Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

Работа содержит 1 файл

шпоры по политологии.doc

— 352.00 Кб (Скачать)
  1. Предмет, задачи и функции политологии. Её  место в системе общественных наук.

 

Политология – термин дан Аристотелем – наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом. Термин произошел от слов "politika" и "logos" означал в греческом варианте - искусство управлять государством.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения  субъектов в политике.

В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии  ведётся с 1989г.

Политология выполняет  ряд функций:

  • Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.
  • Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.
  • Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.
  • Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.
  • Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование
  • Экспериментальная – призвана дать ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.
  • Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности.

Место политологии в системе общественных наук

Политология —  однопорядковая дисциплина среди наук о политике:

  • политическая философия (общая теоретико-методологическая база политологии);
  • учение о политических институтах;
  • теория международной политики;
  • политическая история и др.

Пограничные политологические дисциплины: политическая социология, политэкономия, политическая психология, политическая антропология, политическая аналогия, политическая гносеология, политэтнография, политическая аксиология, политическая этика и др.

 

  1. Политика как общественное явление.

Политика — (узком смысле) особый, целенаправленный вид деятельности людей, связанный с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти.

Уровни  политики:

  1. макро — государство как целое, власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах;
  2. микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпораций, фирм);
  3. мего — к деятельности международных организаций.

Подходы объяснения политики:

    • Теологический
    •   Натуралистический
    •   Социальный
    • Экономический

Сущностные  черты политики: 1) единство общих и частного интересов; 2) связь с государством; 3) массовость; 4) властность; 5) целенаправленность, сознательность; 6) связь с экономической сферой общества.

Некоторые авторы выделяют следующие элементы политики:

    1. политическая деятельность - политическая активность, направленная на изменение или поддержание существующих политических отношений. В структуре политической деятельности выделяются субъект, объект и непосредственно действие.
    2. политические отношения ;
    3. политическое сознание - осмысление общества с точки зрения его политической организации и на основе ценностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т.д.
    4. политические организации.

Функции политики:

  • поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности;
  • управление социально-политическими процессами в обществе;
  • разработка целей всего общества, определение приоритетов его развития;
  • авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
  • согласование интересов различных социальных групп населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
  • политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике, к управлению государственными и общественными делами;                                      
  • разработка норм (законов), их применение и контроль за их соблюдением;

Виды  политики: внешняя, внутренняя, международная.

Субъектами  политики являются те участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. Субъекты политики классифицируются на:первичные — социально-исторические общности (мировое сообщество, гражданское общество, народы, социальные группы, этнические группы, индивидуумы); вторичные — политические институты и политические организации (государство, партии, общественно-политические объединения). Первичные субъекты политики являются социальной базой для создания вторичных.

Объект в политике — это та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектом могут быть политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, участвующие в политическом процессе.

 

3. Избирательная кампания и ее основные стадии.

Избирательная процедура - это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство.

 Избирательная кампания - это действия непосредственных участников выборов - партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей - проводимые в установленный для этого законом период времени.

Главное действующее  лицо избирательной кампании — кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной  кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Технологию  проведения избирательной кампании :

1) путем аналитической  работы оцениваются потребности,  цели и реальные возможности отдельных приоритетных групп избирателей;

2) мероприятия избирательной  кампании системно планируются  и своевременно реализуются;

3) постоянно отслеживаются  и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения;

4) особое значение придается роли межличностной коммуникации и способам донесения информации до избирателя;

5) кандидат занимает во всей избирательной кампании центральное место, но существует четкая функциональная структура и основную черновую работу выполняют помощники — группа поддержки.

Избирательная процедура включает в себя как  правило, следующие мероприятия:

    • назначение выборов; создание избирательных органов; организацию избирательных округов и участков;
    • выдвижение и регистрация    кандидатов: регистрация    избирателей;   
    • проведение    голосования; определение результатов голосования.

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных, создание избирательных комиссий, уточнение  списков избирателей. Последующие  стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов.

«Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Регистрация. Для этапа характерны большая степень неопределенности.

 Подготовительный этап или период «раскачки». Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации. Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата.

Этап  плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д.

«Финишная прямая». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

Отчетный  этап. Результаты уже известны. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

 

  1. Политический режим: сущность, критерии, типы.

  Политический режим - это совокупность средств и методов осуществления власти государством. В научной литературе  существует множество классификаций политических режимов. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:

- демократические;

- тоталитарные;

- авторитарные.

Демократия  — форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, периодической выборности ее органов правления и принятий решения в них по большинству.

Особенности демократии:

    1. конституционные признаки:
    • признание народа источником власти, суверенном в государстве;
    • периодическая выборность основных органов государства;
    • равенство прав граждан на участие в управлении государством;
    • принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их реализации;
    1. законодательная, исполнительная и судебная власть отделены друг от друга;
    1. всеобщие, тайные, равные и прямые выборы представителей на определенный срок в органы местного и государственного управления;
    2. функционирование многопартийной системы и легальной политической оппозиции, действующей в рамках конституции;
    3. критика властей и любых ее представителей;
    4. постоянное изучение общественного мнения всего населения;
    5. приоритет экономически независимой личности перед обществом и частной собственности перед собственностью государственной; вне рыночной экономики демократический режим невозможен.

Тоталитаризм — политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями жизни общества. Признаки тоталитаризма:

    1. наличие руководящей роли одной партии, осуществление ею диктатуры во главе с харизматическим лидером;
    2. официальная, единая и обязательная для всех граждан идеология, проникающая во все сферы человеческой жизни;
    3. монополия государства на средства массовой информации;
    4. концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженной борьбы;
    5. система насилия, террора органов власти как средство всеобщего контроля за политической лояльностью граждан, за поведением индивидов в сфере социальной;

Разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Политический  режим авторитарного типа является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимом, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Черты авторитаризма:

    1. вся власть концентрируется в руках политического лидера (монарх, тиран и т. п.) или группы лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.);
    2. неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам;
    3. централизация власти,  безусловное подчинение;
    4. опора (реальная или потенциальная)  на силу, армию;
    5. наличие некоторых атрибутов и неконтролируемых властью сфер общественной жизни (независимые профсоюзы, объединения творческой интеллигенции, молодежные организации, экономические структуры...);
    6. невмешательство государства в экономику, использование механизмов рыночного саморегулирования, поощрение властью трудовой активности людей, жесткая налоговая политика.
    7. контролируется только политика, может быть однапартийность или многопартийность, присутствует ограничение в рекламе.

Разновидности авторитаризма: монархии, персонифицированные режимы (деспотические, диктаторские), военное правление (хунта), популистские системы правления, неототалитарный режим.

 

 

    1. Политические учения в Западной Европе в эпоху Возрождения.

Эпохой Возр. принято называть историч. период, связ. с разложением феод. и появлением первых ростков капиталистич. отношений. Это время бурного роста городов, ремесла, торговли, эпоха великих  геогр. открытий и техн. изобрет., научн. идей и взлёта культуры. Одна из особенн. ранней бурж. культуры прояв. в том, что её представители использ. античное культурное наследие, как бы возрождая его от многовек. затмения церкви. Центр. идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. в отличие от господствующей религии поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями.

Информация о работе Предмет, задачи и функции политологии. Её место в системе общественных наук