Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:29, реферат
Также выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Введение
Молодёжь - в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями. В Европейском Союзе возраст "молодого фермера" (young farmer) - от 18 до 40 лет. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя -- между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодежи, как например, молодых ученых (до 33-35 лет). Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и другие1.
Специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб.
Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,15 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,3 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 25 процентов населения мира; 80 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1,5 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 3 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом2. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу -- цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира. Молодежь в современном мире3.
Актуальность темы исследования. Предназначение молодежи в современном мире заключается в том, что она является не столько объектом воспитания, образования, социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития. При другом взгляде на молодое поколение общество обречено на деградацию и социальную патологию.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью скорейшей последовательной реализации комплексного подхода к организации социальной работы с молодежью.
Степень разработанности темы. Теоретические и прикладные исследования проблем молодого поколения составляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений в мировой науке.
Реформирование общества, социальное и экономическое развитие, в значительной мере зависят от «молодежного фактора», в том числе - от качества и уровня развития, становления, функционирования социальной работы с различными категориями и группами молодого поколения.
Социальная
работа с молодежью, как одно из эффективных
средств успешного решения
Объект - социальная работа с молодежью.
Предмет - теоретические подходы к решению проблем молодежи.
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью. Исследование теоретических основ социальной работы с молодежью и анализ практического опыта решения молодежных проблем.
Задачи:
• изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи,
• предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.
• изучить особенности молодого поколения как специфического объекта и субъекта социальной работы, выделить специфику социальных проблем подростков и молодежи;
• раскрыть суть моделей социальной работы с молодежью;
•
рассмотреть государственную
• определить структуру и направления работы социальных служб для молодежи;
• выделить
методы и технологии социальной работы
с молодежью
молодежь сталкивается, особенно в условиях нестабильного развития государственной системы, с серьезными проблемами в образовании ( качество образования, его доступность); в труде ( стесненные обстоятельства: низкая конкурентоспособность из-за плохой профессиональной подготовки, отсутствие практического опыта, низкая заработная плата, отсутствие поддержки со стороны родителей); в выборе сферы для самореализации (ошибка при самоопределении); доступ к культурным ценностям ( из-за высоких цен, недостатка времени).
Современная молодёжь, в последние годы предоставлена сама себе. Такова реальность нашей нынешней жизни, в которой трудности молодежи сливаются с общими проблемами каждого человека и проблемами государства в целом. И в этом слиянии проблемы молодежи отходят как бы на задний план.
Современные модели социальной работы с разными группами населения, в том числе с молодежью, строятся главным образом на теориях социальной работы, сформировавшихся в последней трети XX века. Эти модели объединяют не только передовые идеи социальных и гуманитарных наук, но и достижения общественной практики, современного опыта социального развития общества.
На каждом этапе
развития общества исследователи рассматривали
эффективность либо индивидуально-личностного,
либо группового, либо социетального уровня
оказания социальной поддержки. Конкретные
социологические исследования, направленные
на разные сферы практики, позволили выявить
проблемы, которые не имели не только теоретического
обоснования, но даже описания. Вместе
с тем отсутствие системности, комплексности
в развертывании форм помощи и поддержки
населения затрудняет решение проблем
клиентов.
Практика
показывает, что при изучении зарубежного
опыта могут быть использованы такие
формы, как проведение международных
конференций, коллоквиумов и семинаров,
“круглых столов“, командировки, работа
и учеба в социальных учебных
заведениях и социальных службах
зарубежных стран; подготовка совместных
книг, брошюр, учебников и учебных
пособий и т.д. В связи с этим
можно отметить развивающиеся контакты
ГАСБУ с рядом учебных
Детям и молодёжи нужно пространство, чтобы они могли проявить в
обществе индивидуальность
и свои способности. Раскрытие личности
и ее интеграция в обществе являются важными
предпосылками для того, чтобы молодые
люди стали самостоятельными и совершеннолетними
гражданами и взяли на себя ответственность
за свободно-демократический правовой
и жизненный строй. Привлечение детей
и молодых людей направлено на помощь
их физическому, духовно-нравственному
и социальному развитию5.
Государственная
политика Германии в
сфере социальной
и молодёжной работы
Организация работы в социальной сфере в Германии строится на двух фундаментальных принципах. Первый говорит о том, что заботиться о самих себе и своих согражданах должны сами граждане, а не государство. Задача же государства всячески содействовать этой взаимной поддержке. Второй принцип – приоритетность финансирования общественной инициативы в социальной сфере. Если в какой-либо области существует зарекомендовавшая себя общественная инициатива, то финансируется прежде всего она, а не создается для реализации тех же задач государственная структура. Если государство видит потребность в организации социально-педагогического проекта, то сначала будет предложено рассмотреть эту проблему общественной организации, деятельность которой по этому проекту будет профинансирована, и только в случае отсутствия желающих для решения проблемы создается государственная структура.
Комитет, курирующий
социальную сферу, регулярно публикует
сборники с перечнем проектов, реализация
которых необходима ежегодно в конкретном
городе. В нем содержится информация
о целях, задачах проекта, контингент,
бюджет проекта, который готово финансировать
государство (федеральные, земельные,
муниципальные органы власти)6.
Общественная организация может подать
заявку на конкурс среди других желающих
реализовать тот или иной проект из этого
списка. Услугами социальной работы в
ФРГ являются консультации, врачебная,
информационная, правовая, организационная
помощь. Так, например, важным
направлением социальной работы в Германии
является консультирование по вопросам
наркомании. Проблемы возникают тогда,
когда употребление наркотиков ограничивает
реальную жизнь потребителей, когда
проблемы невозможно преодолеть. Система
помощи наркоманам носит посреднический
характер. Консультационные пункты
входят в систему районов.
Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.
Задача
общества и государства сегодня
– оказывать всемерную
Для
координации и выработки
Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.
Молодое поколение является одновременно и наследником прошлого, и создателем будущего. Именно в подростковом, юношеском, молодом возрасте происходит наиболее интенсивное усвоение опыта прошлых поколений, освоение социума, определение в нем собственного места и жизненных перспектив. От того, насколько успешным будут процессы социализации и интеграции в общество, в ходе которых решаются эти задачи, зависит будущее этих молодых людей и страны в целом.
Но
самостоятельно все трудности молодежи
решить не удастся. Только целенаправленное
систематическое участие