Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:04, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - проследить взаимосвязь формы государства правовые и социальной функции.
Задачи - дать краткую характеристику функциям государства; остановиться на понятие формы государства; рассмотреть влияние формы государства на осуществление правовой, социальной функции.
Введение 3
1 Понятие правового государства 4
2 Признаки правового государства 7
3 Понятие социального государства 12
4 Признаки социального государства 13
Заключение 18
Список использованных источников 20
Содержание
Введение
1 Понятие правового государства
2 Признаки правового государства
3 Понятие социального государства
4 Признаки социального государства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. В научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, и его форма.
Тема данной работы "Правовое государство и социальное государство" носит актуальный характер, так как сегодня четко вырисовывается контур нового социального государства, "государства возможностей", осуществляющего социальную функцию на базе новых принципов.
Цель данной контрольной работы - проследить взаимосвязь формы государства правовые и социальной функции.
Задачи - дать краткую характеристику функциям государства; остановиться на понятие формы государства; рассмотреть влияние формы государства на осуществление правовой, социальной функции.
Методологическая и теоретическая основа контрольной работы состоит в использовании системного, исторического и сравнительно-правового анализа, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников, публикаций по вопросам классификации и способов изложения в актах государства норм права.
1 Понятие правового государства
Правовое государство — тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.
Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с его правовыми установками. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Исторически процесс образования правового государства состоял и состоит в распространении принципа суверенности на право. Этот процесс проходил три этапа. Первый, наиболее ранний по времени, - это признание суверенитета власти. После длительной борьбы за права народа, тираноборческих мятежей, восстаний, переворота, социальных революций был завоеван суверенитет народа. Следующим шагом стала борьба за суверенитет права, точнее, за приоритет права перед властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части большинства или меньшинства. Паритет (равенство) и приоритет означают установление зафиксированных законом отношений между всеми сторонами отношений, особенно сложными между властью и правом не только в силу суверенитета власти (государства) и традиции попрания закона, но потому, что само право создается властью, обладающей преимущественным правом законотворчества[1].
Таким образом, власть должна ограничивать свои права и свободы ею же созданными законами. Такая ситуация самоограничения представлялась (и сейчас представляется) противоестественной, что и отражалось в традициях, обозначенных известными понятиями "всевластие", "своеволие", "самоуправство", "беззаконие" и т.п.
В результате, чтобы коренным образом изменить отношение к праву в государстве, потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, а также большая конструктивная работа для преобразования его политической системы в политико-правовом отношении. Ее центральным моментом стала разработка конституционных документов и борьба за введение конституционного правления, занявшая более трех столетий, которые протекли со времени первых трудов политических философов (Дж. Локка, В. Гумбольта) и первых конституционных документов в Европе и Америке (конец XYII в) до первой конституции в России (XX в.) и современных конституционных текстов в странах, вступивших на путь демократического развития. Все это означает, что в истории политико-правовых отношений прежде не модифицировало право, и не устанавливался высокий статус введенных законов, особенно записанных в религиозных текстах, по которым до сих пор живут, например, некоторые мусульманские страны. Всегда был высок престиж обычного права (т.е. права, установленного традицией, обычаями страны) в мало эволюционировавших обществах, и оно и не устанавливало правового равенства, о котором шла речь выше.
Решающим событием в истории преобразования политико-правовых отношений стала разработанная Дж. Локком в 1690 г. концепция правового государства ("Два трактата о правлении"). Ему же принадлежит и попытка практически реализовать проект Правового государства в конституции английской колонии Каролина в Америке (1669 г.). В дальнейшем конституционном и политико-правовом творчестве приняли участие крупнейшие мыслители - И.Кант, В. Гумбольт, Г. Еллинек, К. Шмитт и др[2]. Решающими факторами создания Правового государства или движения к нему стали, однако, первые значительные успехи в создании гражданского общества, вне которого невозможно Правовое государство, и общее социальное, экономическое, культурное развитие общества, его новых цивилизационных, технических и научных основ.
Такая именно совокупность факторов, позволяющих построить правовое государство, объясняется рядом причин. Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантиями исполнения закона, если право не легитимировано обществом. Только их легитимность, признание обществом и потому обязательность исполнения обеспечивает действительное соблюдение законов обществом и государством, равно как и создание, их системы, и исключает противоправную практику с обеих сторон. Но общество в состоянии добиться этого на достаточно высоком уровне гражданского, а значит, и культурного, цивилизованного, материального и интеллектуального развития, т.е. став гражданским обществом. Граждане такого общества не скованны дисциплиной страха и господства. Они наделены собственностью, обладают свободами и правами, и обладание этими ценностями делает их ответственными за их сохранение и умножение. Они же защищают и государство, которое делается ответственным за все виды безопасности человека и общества и их достояние.
Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве оказываются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они не были сформулированы. Их первоосновой служат элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, способность человека и общества к критическому самопознанию, самоотчету, привычка к дисциплине и умение дисциплинировать себя, подлинная гражданственность. С гражданственностью, в ее подлинном смысле, не совместимы такие социальные пороки, как взятка, коррупция, подкуп, кумовство, подмена общественных связей кровнородственными, клановыми, экономическое, социальное или политическое подполье и т.п.
Конечно, возникающее на таких основах правосознание еще не отличает гражданское и правовое состояние общества от законопослушного общества не правового типа. Не только суверенитет права и равное всеобщее подчинение ему отличают подлинно правовые отношения, но и демократическое, гражданское содержание самого права. Член правового государства и гражданского общества пользуется свободой, общественным доверием и уважением, развитым правосознанием, что исключает мысль о его исключительности, его особом, неподвластном правосознанием, что исключает мысль о его исключительности, его особом, неподвластном закону статусе, связанным с его положением в обществе, с привилегией стоять выше закона.
2 Признаки правового государства
Правовое государство и гражданское общество формируются совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с развитием общества и требует целенаправленных усилий. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
Рассмотрим подробнее некоторые признаки правового государства.
Истоки идеи разделения властей можно отыскать еще во взглядах Аристотеля, а в трудах французского просветителя Шарля Луи Монтескье эта идея приобрела вид стройной научной теории. Из области теоретических конструкций концепция разделения властей за последние два столетия "перекочевала" в плоскость конституционного законодательства США, ФРГ, Греции, других стран мира.
В советском обществе складывалась и утверждалась командно-административная система, осуществление идеи разделения властей при данном режиме было невозможным. Роль законодательных органов постоянно принижалась, и по существу они превратились в придаток управленческого бюрократического аппарата, необходимый для формального юридического закрепления решений исполнительной власти. Роль последней чрезвычайно гипертрофировалась. Отсюда и крайне низкий удельный вес законов в структуре общеобязательных нормативных актов[3].
Не приходилось говорить и о независимости судебных органов в СССР. В условиях авторитарного режима были неизбежны факты вмешательства в сферу правосудия, появления органов внесудебной репрессии.
Сегодня отношение к концепции разделения властей меняется. В структурно-организационном плане теория разделения властей предполагает "надлежащее" разделение сфер деятельности, труда и четкое распределение функций между различными государственными органами.
Только органам государственной власти должно принадлежать исключительное право на издание общеобязательных норм. Все иные органы государства призваны обеспечивать беспрепятственную реализацию этих норм, не внося при этом никаких корректив в их содержание.
Концепция разделения властей, базирующаяся на разграничении компетенции и функций различных государственных органов, в то же время предполагает так называемую систему взаимных "сдержек и противовесов", целью которых является обеспечение независимости всех властей, недопущение абсолютизации какой-либо из них.
Не трудно заметить, что "сдержки и противовесы" не затрагивают сферу деятельности той или иной власти, не позволяют ей присвоить себе "чужие" полномочия. Так, исполнительно-распорядительные органы не должны заниматься правотворческой деятельностью, а правосудие не может входить в компетенцию законодательной и исполнительной власти.
Подчеркивая недопустимость абсолютизации какой-либо из трех властей в Правовом государстве, следует обратить внимание на то, что и законодательная власть, занимающая в силу своей специфики верховное положение в обществе, не может носить абсолютного характера.
Практическая реализация принципа разделения властей, равно как и принципа господства права, в обществе не возможна без строгого следования всех государственных структур требованиям правовых норм. В этом - суть еще одного принципа Правового государства.
Данный принцип является одним из важнейших критерием демократичности государства. И действительно, ни одно из тоталитарных государств не утруждало себя обязательствами неукоснительного соблюдения им же принятых правовых норм.
В течение многих лет право рассматривалось лишь как средство, с помощью которого государство управляет обществом, а более правильный тезис: "государственное управление как средство осуществления права" отсутствовал. Не право на службе у государства, а государство на службе у права - вот в чем смысл рассматриваемого принципа Правового государства. Иначе говоря, государство, его органы, должностные лица не могут преступить через закон; их деятельность должна строго регламентироваться рамками закона и протекать в границах и формах, прямо оговоренных в законе[4].
Мы воспринимаем как должное ответственность личности перед государством. Нарушил человек требования законов (вовремя не уплатил квартирную плату, совершил прогул, пересек улицу на красный свет светофора, украл, оскорбил человека и т.п.) государство привлекает его к ответственности, наказывает. Но много ли вспоминается случаев, когда бы личность призвала к ответу государство за нарушение последним правовых норм.
Правовое же государство предполагает взаимную, двустороннюю ответственность: с одной стороны, личность несет юридическую ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а с другой, - государство отвечает перед личностью в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или злоупотреблений предоставленными ему правами. А практически это означает возможность гражданина беспрепятственно обратиться за защитой своего нарушенного права в тот или иной правоохранительный орган, и в первую очередь, в суд. А государство в лице его конкретных органов или должностных лиц, в случае не исполнения требований правовых норм, обязано претерпеть определенную меру наказания и возместить ущерб (например, выплатить гражданину определенную компенсацию за задержанный по вине авиапредприятия рейс; оплатить расходы, связанные с лечением лица вследствие производственной травмы и т.п.) [5].
Взаимная ответственность государства и личности с неизбежностью предполагает следующий принцип Правового государства - соблюдение прав человека[6].
Права человека — неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естественного и вообще всякого права в целом. Права человека объемлют гражданские права целых общностей (дети, женщины, народы и т.д.). Обсуждается идея совокупных прав человечества. При распространении прав человека на сообщества они не отчуждаются от личности, исходным остается признание экзистенциальной самоценности всех составляющих общность индивидов.[7]
Современные представления о Правах человека впитывают интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г. Декларация подчеркивает, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве" (ст. 1), что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными ... Декларацией, без какого бы то ни было различия" (ст. 2). Статьи 3-21 раскрывают гражданские права и политические свободы, в т.ч. право на жизнь, свободу и безопасность личности, равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом; а также негативные свободы - от произвольного ареста, задержания до изгнания, от рабства до подневольного существования, от пыток и жестокого обращения до произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и т.п. В указанных статьях также упоминаются позитивные свободы - передвижения, совести, мирных собраний и ассоциаций и т.п.. Следующие 6 статей Декларации (22-27) выражают экономические, социальные и культурные права, включая право на социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на жизненный уровень необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, на образование, на участие в культурной жизни и т.п. Всеобщая Декларация прав человека является первым разделом Международного билля о правах человека, который включает также Международный пакт о гражданских и политических правах и факультативный протокол к последнему, принятые в 1966 г. Согласно обоим пактам, ратифицированным СССР, государства - участники взяли на себя обязательства представлять в ООН периодические доклады о прогрессе и трудностях, с которыми они сталкиваются при соблюдении пактов. Доклады рассматриваются соответственно Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам человека, каждый из которых состоит из 18 независимых экспертов[8].