Министерство
Российской Федерации
по делам гражданской
обороны,
чрезвычайным
ситуациям и ликвидации
последствий стихийных
бедствий
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Дисциплина: Политология.
Тема: Правовое государство.
г.
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…3
Понятие правового
государства и его основные признаки…………………5
Попытки законодателя
установить институты правового государства….13
Заключение………………………………………………………………..…..17
Список использованной
литературы…………………………………….…..18
.
.
Введение
В процессе
многочисленных демократических преобразований,
которые начались в начале 90-х, Россия
таки вышла на тернистый путь развития
гражданского общества и построения правового
государства. Принятая, в 1993 году Конституция
Российской Федерации, стала опорной точкой
для утверждения его основных институтов.
Она принципиально отличается от всех
предыдущих, принятых еще в советский
период. Главными ее отличиями стали:
прямое действие, закрепление принципа
разделения властей, признание прав и
свобод человека и высшей ценностью. Опьянев
от свободы, в первые годы после принятия
Конституции все были просто упоены «демократией»
и практиковали ее применение, как высшего
закона государства едва ли не через дело.
Но потом страсти поутихли и многие, особенно
представители левых сил, начали замечать
ее недостатки, мало того стали выступать
за внесение существенных поправок в ее
текст, зачастую в пользу своих узкопартийных
интересов. Должно возразить по этому
поводу и сказать, что если каждый будет
подминать под себя Конституцию, то она
перестанет ее быть. Наступит анархия.
Процесс утверждения ее основных принципов
протекает достаточно медленно и противоречиво.
Положения первой статьи Конституции
о том, что Российская Федерация является
правовым государством, явно опережают
реальность. Более того поддавшись некоторым
утвержденным принципам в Конституции,
Россия пошла на поводу стран Запада и
прежде всего США. Не стоит даже и упоминать,
что западные державы являются нашими
стратегическими противниками. Несмотря
на это, российские власти, получив доступ
в Международный Валютный Фонд, начали
активно брать кредиты и закреплять их
как часть бюджета. Естественно, Фонд отдает
кредиты, но только с условием проведения
подходящей ему экономической политики.
Так Россия жила в долг, разбазаривая налево
и направо свои богатейшие ресурсы.
И это факт. Любой представитель властей
иностранных государств, давая интервью
российским корреспондентам, упоминает
о нашей стране в первую очередь как о
стране с колоссальными природными богатствами.
Выстраивая еще пока какое-то правовое
государства, мы ущемляем собственные
национальные интересы. Агрессивный северо-атлантический
блок НАТО уже даже и не замечает России,
как противовеса на политической арене.
Это отчетливо видно из последних событий
в Югославии. Страна настолько ослабла,
что ее потряс очередной финансовый кризис
в августе 1998 года. Страшно подумать, годовой
бюджет России на 1999 год составляет тоже
годовой бюджет Бельгии и недельный бюджет
США! Безусловно идеи правового государства
несут в себе позитивные последствия,
но реализовывать эти идеи нужно поэтапно
и, самое главное, грамотно, с учетом исторических
и национальных особенностей страны. Нужно
максимально использовать уже накопленный
опыт других стран, по осуществлению правовых
реформ, усиленно развивая уровень производительных
сил и правового сознания граждан России.
При этом нужно умудриться, одновременно
не допустить разгорания третьей мировой
войны и в то же время не растерять
имеющиеся связи в Европе и Азии, активно
защищая свои национальные интересы.
Понятие
правового государства
и его основные
признаки
Историческая память хранит немало
поучительных и плодотворных
идей о совместимости государства
с правом. Правовое государство
- это продукт нового времени.
Ни древность, ни средние века не
знали правового государства. Хотя, как
полагают некоторые юристы, идея правового
государства уходит своими корнями в античное
общество. В основе современных концепций
правового государства лежат
идеи немецкого философа
Канта, французского просветителя и правоведа
Монтескье1 и других европейских
просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго
Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.
Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,
бюрократическому государству эпохи абсолютизма
(которое Кант называл государством произвола),
должно прийти правовое государство,
в основе которого лежит идея автономной
личности, обладающей неотъемлемыми,
неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения
личности и государственной власти в условиях
правового государства принципиально
иные, нежели в абсолютистском государстве,
ибо для правового государства характерно
ограничение государственной власти,
связанность ее с правом и законом. Концепция
правового государства у И.Канта сводится
к следующим тезисам: источником нравственных
и правовых законов выступает практический
разум, или свободная воля людей;
человек становится моральной личностью,
если возвысился до понимания своей
ответственности перед человечеством
в целом; в своем поведении личность
должна руководствоваться требованиями
категорического императива, который
сводится к следующему: "поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству
и в своем лице, и в лице всякого другого
так же, как к цели, и никогда не
относился бы к нему только как к средству"
и "поступай так, чтобы максима
твоего поступка могла стать всеобщим
законом"; правом, основанным на
нравственном законе, должны быть определены
границы поведения людей с целью,
чтобы свободное волеизъявление одного
лица не противоречило свободе
других; право призвано обеспечить
внешне благопристойные, цивилизованные
отношения между людьми; государство
- это соединение множества людей,
подчиненных правовым законам. Или
"государство в идее, такое, каким
оно должно быть" обязано
сообразовываться "с чистыми
принципами права"; государство
призвано гарантировать правопорядок
и строиться на началах суверенитета.
Государственно-правовые воззрения Монтескье
сводятся к тому, что формы правления,
формы государственного устройства определяют
собой дух законов и содержание законодательства;
основываются на том, что принцип демократии
- это добродетель, любовь к общему благу;
исходят из того, что к "правильной"
форме государства относится демократия,
при которой верховная власть принадлежит
всей массе народа и основные законы здесь
определяют порядок подачи голосов,
посредством которых выражается воля
народа, состав и способ деятельности
народного собрания; проповедует любовь
к отечеству, уважение к закону, поддержку
существующих порядков, равенство
и умеренность состояний, охрану семейного
достояния. Теоретическая конструкция
правового государства, сложившаяся
в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ
вв., включает разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, верховенство
правового закона, взаимную ответственность
личности и государства, доминирование
общедозволительного типа правового регулирования
в соответствии с юридическим принципом
"дозволено все, что не запрещено
законом", установление реальных
гарантий прав и свобод личности. Многие
ключевые понятия прошлого повторяются
на новом витке исторического развития.
Еще несколько лет назад словосочетание
"правовое государство" привычно
ассоциировалось с теми разделами университетского
курса, где критиковались различные
модификации западных доктрин с аналогичным
названием, и провозглашалось "социалистическое
правовое государство". Вызывает сомнение
научная осмысленность самого сочетания
"социалистическое правовое государство".
Прилагательное "социалистический"
указывает на господствующую
форму собственности и на определенную
идеологию. Между тем, идея правового
государства неотделима от мировоззрения,
исключающего эту идеологию. Более
того, идея правового государства уже
подразумевает антисоциалистичность,
т.е. частную собственность в качестве
первичной и исходной. В нашем государстве
делается попытка не только
возродить идею правового государства,
но и претворить ее в жизнь. Безусловно,
этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.
Для того, чтобы понять глубинную суть
правового государства, недостаточно
ограничиться набором хотя и важных, но
все же внешних характеристик (связанность
государства с правом, разделение властей,
наличие конституции), определенной системой
принципов, институтов и норм. Суть правового
государства не в законопослушании,
равно как и не в обилии законодательных
актов, и то и другое есть признаки не правового,
а полицейского государства. Суть государства
правового - именно в характере законов,
их соответствии правовой природе вещей,
направленности на обеспечение суверенитета
личности. Еще Гегель подчеркивал,
что хорошие законы ведут к процветанию
государства, а свободная собственность
есть основное условие блеска его. В наиболее
развитом буржуазно-демократическом виде
концепция правового государства
является социальной ценностью всего
человечества, удачным сочетанием
общечеловеческих и классовых интересов.
В основе правового государства, во-первых,
должна лежать правовая экономика,
а не командно-казарменная, обреченная
на деградацию из-за отсутствия внутренних
стимулов к труду. А, во-вторых, основой
правового строя служит развитое гражданское
общество. Гражданское общество - система
экономических, духовных, культурных,
нравственных, религиозных и других отношений
индивидов, свободно и добровольно объединившихся
в ассоциации, союзы, корпорации для
удовлетворения своих духовных и материальных
потребностей и интересов. Оно строится
на принципе самоуправляемости, защищено
традициями, обычаями, моральными
нормами и правом вмешательства государства.
Государство - лишь форма гражданского
общества. В антиправовом (тоталитарном,
моновластном) государстве личность,
общество и народ противопоставлены государству
как политическому аппарату власти, отчуждены
от него. Там нет граждан, есть подданные.
Гражданское общество предполагает наличие
многочисленных независимых союзов, институтов
и организаций, которые служат барьером
против монополизма и посягательств государственных
органов. Понятие гражданского
общества подразумевает не только "гражданственность",
известную степень политической свободы,
но и "буржуазность", т.е. экономическую
независимость человека, возможность
получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов
государства в демократическом обществе
устраняет доминирование политической
власти, устраняет или резко ограничивает
проявления ее отрицательных сторон. Среди
обширного комплекса институтов, характерных
для развитого государства в условиях
демократии, необходимо указать, в
частности, на такие: мандат народа на
осуществление власти, прежде всего
путем формирования представительных
органов, выполняющих законодательные
и контрольные функции; наличие муниципального
самоуправления; подчиненность всех подразделений
власти закону; независимое и сильное
правосудие; наличие государственной
власти в отдельных блоках, включая
исполнительную власть. В основе правовой
экономики лежит принцип "от каждого
по способностям - каждому по труду. Это
социально-правовой масштаб меры регулирования
труда и потребления. Чтобы восстановить
правовые принципы в экономике,
следует возродить ряд свобод: 1)открыть
простор всем видам собственности; 2) заменить
административные приказы договорами,
основанными на равенстве сторон,
3) сделать главенствующим принцип "разрешено
все, что не запрещено", 4) обеспечить
эквивалентный характер обмена, 5) утвердить
равноправие и добросовестность в выборе
партнера, 6) не ограничивать инициативу
и предприимчивость. Правовая экономика
и гражданское общество - переход от распределительного
общества к рыночному - это глубинные,
сущностные предпосылки формирования
правового государства. Правовое
государство - это государство, обслуживающее
потребности гражданского общества и
правовой экономики, назначение которого
- обеспечить свободу и благосостояние.
Оно подконтрольно гражданскому обществу
и строится на эквивалентности обмениваемых
благ, на фактическом соотношении общественного
спроса и предложения, ответственно
за правопорядок, который гарантирует
человеку свободу и безопасность, ибо
духовным фундаментом его является признание
прав человека. Правовое
государство - это демократическое
государство, где обеспечивается господство
права, верховенство закона, равенство
всех перед законом и независимым судом,
где признаются и гарантируются права
и свободы человека и где в основу организации
государственной власти положен принцип
разделении законодательной, исполнительной
и судебной властей. Современное правовое
государство - это демократическое государство,
в котором обеспечиваются права и свободы,
участие народа в осуществлении власти
(непосредственно или через представителей).
Это предполагает высокий уровень правовой
и политическое культуры, развитое
гражданское общество. В правовом государстве
обеспечивается возможность в рамках
закона отстаивать и пропагандировать
свои взгляды и убеждения, что находит
свое выражение, в частности в формировании
и функционировании политических партий,
общественных объединений, в политическом
плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Признаки правового государства:
- Верховенство
закона во всех сферах жизни общества.
- Деятельность
органов правового государства базируется
на принципе разделения властей
- на законодательную, исполнительную
и судебную.
- Взаимная
ответственность личности и государства.
- Реальность
прав и свобод гражданина, их правовая
и социальная защищенность.
- Политический
и идеологический плюрализм, заключающийся
в свободном функционировании различных
партий, организаций, объединений, действующих
в рамках конституции, наличии различных
идеологических концепций, течений, взглядов.
6.Стабильность законности и правопорядка
в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий
становления правового государства,
видимо, можно отнести следующие: - преодоление
правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой
грамотности; - появление действенной
способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных
функций; - установление парламентской
системы управления государством;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления
и правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия
правовой действительности, трактовка
права как продукта властно-принудительного
нормотворчества; б) отказ от догматического
комментирования и апологии сложившегося
законодательства; в) преодоление
декоративности и декларированности
юридических норм; г) выход юридической
науки из самоизоляции и использование
общечеловеческого опыта. Суверенная
правовая власть должна быть противопоставлена
любым проявлениям огосударствления.
Отторжение правовой государственности
возможно по двум каналам: государственно-властному
и законодательному. К политическим рычагам
могут рваться различные перерожденческие
антиправовые структуры, своего рода
политические аномалии. Правовое государство
- путь к возрождению естественноисторических
прав и свобод, приоритета гражданина
в его отношении с государством, общечеловеческих
начал в праве, самоценности человека.
Понятие "правовое государство" -
это фундаментальная общечеловеческая
ценность, такая же, как демократия,
гуманизм, права человека, политические
и экономические свободы, либерализм
и другие. Суть идеи правового государства
- в господстве права в общественной
и политической жизни, наличии суверенной
правовой власти. С помощью разделения
властей государство организуется и функционирует
правовым способом, это мера, масштаб
демократизации политической жизни.
Правовое государство открывает юридически
равный доступ к участию в политической
жизни всем направлениям и движениям.
В чем же заключается отличие
правового государства от государства
как такового? Государство как таковое
характеризуется его всевластием,
несвязанностью правом, свободой государства
от общества, незащищенностью гражданина
от произвола и насилия со стороны государственных
органов и должностных лиц. В отличие
от него, правовое государство связано
правом, исходит из верховенства закона,
действует строго в определенных границах,
установленных обществом, подчиняется
обществу, ответственно перед гражданами,
обеспечивает социальную и правовую
защищенность граждан. Вместе с тем правовое
государство, как и всякое государство,
обладает общими чертами, которые
сводятся к следующему:
- Ему присуща
государственная власть как средство
проведения внутренней и внешней политики.
- Оно представляет
собой политическую организацию
общества, основанную на соответствующем
социально-экономическом базисе общества.
- Располагает
специальным государственным механизмом.
- Обладает
определенной административно-территориальной
организацией на своей территории.
- Существует
благодаря налогам и другим сборам.
- Обладает
государственным суверенитетом.
Особенности механизма правового
государства заключаются в следующем.
Все его структурные части
и элементы функционируют на
основе принципа разделения властей,
строго в соответствии со своим целевым
назначением. Наделенные властными
полномочиями, структурные части и элементы
правового государства в своей специфической
форме деятельности реализуют волю
общества. Структурные части и элементы
правового государства всю свою деятельность
строго сообразовывают с действующим
законодательством. Должностные лица
несут персональную ответственность за
посягательство на права и свободы граждан,
гарантированные конституцией и
другими нормативно-правовыми актами.
Права и свободы граждан обеспечиваются
органами правового государства. Механизм
правового государства является
способом его существования. Функции
правового государства реализуются с
помощью его механизма. Таким
образом, в правовом государстве его механизм
свободен от бюрократизма и административно-командных
методов управления. Его демократический
характер обусловлен ответственностью
перед обществом, на службе которого он
находится. Правовое государство есть
концентрированное выражение гражданского
общества. В силу этого его этапы
развития в целом и общем совпадают с этапами
развития гражданского общества. Вместе
с тем, поскольку всякое государство обладает
известной самостоятельностью по отношению
к обществу, то этапам развития правового
государства присущи определенные особенности,
отражающие его политический характер.
Первый этап развития правового гражданского
общества - это становление рыночной экономики,
предпринимательства, гласности, свободы
средств массовой информации, социальной
защищенности граждан; второй этап - утверждение
рыночной экономики, различных форм предпринимательства,
обеспечение социальной защищенности
граждан, наличие гласности, свободной
деятельности средств массовой информации.
Попытки
законодателя установить
институты правового
государства
Идея господства права выражается
в гл.1 Конституции Российской
Федерации в том, что государство
не создает, не дарует людям
их права, которые неотчуждаемы
и принадлежат им с рождения
2, а только признает их, соблюдает и
защищает их носителя - человека, его права
и свободы как высшую ценность. Права
и свободы человека и гражданина определяют
смысл, содержание законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти,
обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство
становясь правовым, превращается из аппарата
властвования, прежде всего в социальную
службу для человека и общества, выражающую
их волю и действующую под их контролем.
Одним из важнейших признаков
такого государства является
выраженное в Статье 2 провозглашение
человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Это единственная высшая ценность; все
остальные общественные ценности (в том
числе и обязанности человека) такой конституционной
оценки не получили и, следовательно, располагаются
по отношению к ней на более низкой ступени
и не могут ей противоречить. Провозглашение
прав и свобод человека и гражданина высшей
ценностью является важным новшеством
в конституционном праве и во всем законодательстве
России. Ранее верховенство всегда принадлежало
государственным интересам.
Конституция РФ 1993г. впервые ограничила
роль государства в установлении прав
человека и гражданина, но значительно
повысила роль и ответственность государства
в обеспечении соблюдения и защиты этих
прав
и свобод. Вместе с тем это
вовсе не значит, что государство
вовсе воздерживается от вмешательства
в сферу прав и свобод граждан или во все
отношения, складывающиеся в гражданском
обществе.
Другой, тоже очень важный принцип закреплен
в статье 10. «Государственная власть в
РФ осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны». Цитируемая
статья закрепляет одну из важнейших основ
конституционного права, признаваемую
всеми демократическими правовыми государствами
и впервые введенную в конституционное
право нашей страны.
Разделение
властей не уничтожает единства демократической
государственной власти. Оно реально существует,
прежде всего на уровне народовластия,
прямого или представительного, выражаемого
также всеми разделенными властями. Кроме
того, оно существует в форме взаимодействия,
взаимного контроля, «сдержек и противовесов»
между самостоятельными властями. Следует
отметить, что Конституция наделила Президента
широкими полномочиями по формированию
Правительства, направлению его деятельности.
Президент назначает Председателя ( с
согласия Государственной Думы) и членов
Правительства, принимает решения о его
отставке, утверждает структуру федеральных
органов исполнительной власти. Правительство
действует на основе указов Президента,
и в случае противоречия актов Правительства
Конституции, федеральным законом и указам
Президента они могут быть отменены Президентом
Российской Федерации. Анализ конституционных
норм о полномочиях Президента и Правительства
позволяет прийти к выводу о том, что многие
из конституционных полномочий Президента
свидетельствуют о наличии у главы государства
функций исполнительной власти. Подобный
расклад гораздо отчетливее виден в государственном
устройстве США, где Президент Конституцией
закреплен именно как глава исполнительной
власти.3 В России же он занимает
некое центральное положение в треугольнике
государственной власти, являясь связующим
звеном между ветвями. Кроме того, Президент,
реализуя свои конституционные полномочия
по определению основных направлений
внутренней и внешней политики государства,
осуществляя исполнительную власть на
практике, принимая многочисленные указы,
обусловленные требованиями осуществления
экономической и политической реформ
и обеспечения социальных преобразований
в обществе, в том числе и по вопросам,
находящимся в силу ст.114 Конституции в
компетенции Правительства. В наличии
столь обширных полномочий некоторые
усматривают потенциальную угрозу узурпации
власти Президентом и возможности прямого
попрания принципа разделения властей.
По поводу такого рода критических замечаний
можно сказать. Что если в России будет
строго соблюдаться конституционная законность,
то никакая узурпация власти не грозит.
Сильная президентская власть, необходимая
для эффективного управления и предотвращения
конфликтов, сегодня России действительно
нужна.4 Но в будущем несколько ослабленное
положение парламента и сильная зависимость
исполнительной власти от Президента
может привести к негативным последствиям.